Методическая разработка внеклассного занятия «У истоков Санкт-Петербурга».
Цели занятия:
- формировать интерес к истории Санкт-Петербурга и российского флота;
- способствовать формированию умения систематизировать и обобщать исторические факты;
- развивать связную речь;
- развивать творческие и аналитические способности.
Задачи занятия:
предметные
- уточнить и расширить понятие «исток»;
- систематизировать и уточнить знания об условиях, в которых начиналось строительство Санкт-Петербурга;
- закрепить знания о постройках внутри Петропавловской крепости и их особенностях;
- расширить знания о символах Санкт-Петербурга.
метапредметные
- формировать умение составлять связный рассказ;
- формировать умение сообщать и обосновывать своё мнение;
- развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова, пропущенные в тексте;
- учить сравнивать похожие объекты, выделять общие и различные элементы;
- учить внимательно слушать товарищей и дополнять их высказывания;
личностные
- учить находить ответы на вопросы путём анализа известных фактов;
- учить самостоятельно делать выбор и обосновывать его;
- развивать наблюдательность;
- развивать внимание и сообразительность;
Оборудование к занятию:
- карточки с рассказом о Ботном доме;
- схема Петропавловской крепости и Заячьего острова;
- схематическое изображение ботика Петра Первого;
- изображение Петропавловского собора;
- изображение Адмиралтейства;
- рисунки-проекты учащихся;
- таблички:
У истоков Санкт-Петербурга |
1.
2.
1703 1704 |
3.
купол шпиль флюгер верфь флот |
4.
(какой?) собор (какие?) ворота (какой?) двор (какой?) дом |
Ход занятия.
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
I. Вводная беседа | (В течение занятия на доске висят таблички 1, 2 и 3) - О чём мы будем сегодня говорить?
- Что такое «исток»? - Верно, но иногда «ис-ток» - это начало чего-то другого, например, города. Сегодня мы бу-дем говорить об исто-ках, начале Санкт-Пе-тербурга. - Давайте вспомним, когда родился наш город? - Что произошло в этот день?
- А почему наш город начался с крепости?
- Какая страна воевала с Россией? | Учащиеся отвечают, пользуясь табличкой 1: + Мы будем говорить об истоках Санкт-Петер-бурга.
+ Это начало реки
+ Двадцать седьмого мая тысяча семьсот третьего года.
+ Начали строить Петропавловскую крепость. + Потому что шла война. + Была война. + Шла Северная война. + Швеция. + с Россией воевала Швеция. |
II. Постановка вопроса и поиск ответа. | (Ставится схема Петро-павловской крепости) - Где построили Петро-павловскую крепость?
- А почему на острове?
- Верно. Крепость нуж-но было защищать, по-тому что в то время шла война.
|
+ На острове. + Крепость построили на Заячьем острове. + Чтобы вокруг была вода. + Чтобы враги не могли взять крепость.
|
III. Беседа о постройках Петропавловской крепости. | (Предъявляется таблич-ка 4) - Давайте вспомним, что находится внутри Пет-ропавловской крепости.
- Итак, в центре Петро-павловской крепости находится Петропавлов-ский собор. Что в нём необычное? (Ставится изображение Петропавловского собо-ра) - Верно. В России у церкви обычно купол, а у Петропавловского собора – шпиль. А что находится на шпиле? | Учащиеся отвечают, пользуясь табличкой: + Петропавловский со-бор, Петровские ворота, Монетный двор, Ботный дом.
+ Высокий шпиль. + У собора высокий шпиль.
+ Крест и ангел. + На шпиле крест и ангел. |
IV. Постановка вопроса и поиск ответа. | - Ангел тоже необыч-ный. Он может повора-чиваться по ветру, как флюгер. Как вы думае-те, зачем так сделали? - Не только. Дело в том, что шпиль очень высо-кий, а наверху дуют сильные ветры. Как вы думаете, может сильный ветер сломать ангела? - А если ангел будет по-ворачиваться по ветру, он сломается? - Мастера, которые де-лали ангела, хотели, чтобы он мог выдержать любой ветер, поэтому сделали его как флюгер. |
+ Чтобы узнавать направление ветра.
+ Да, может.
+ Нет, тогда ангел не сломается. |
V. Работа с карточками. | - А сейчас мы погово-рим о Ботном доме. Почему он так называ-ется? - Верно (ставится изо-бражение ботика Петра Первого). Сейчас я вам раздам карточки с зада-ниями. Выполните зада-ния и прочитайте рас-сказ. (раздаются карточки с рассказом о Ботном доме). | + Потому что его построили для ботика Петра Первого.
Учащиеся получают карточки с рассказом, дополняют его в соот-ветствии с заданием, и кто-либо из желающих читает вслух получив-шийся рассказ: + «После победы России в Северной войне в Санкт-Петербург доста-вили ботик, на котором Пётр Первый учился плавать. Для ботика рядом с Петропавлов-ским собором построи-ли небольшой нарядный Ботный дом.Этот домик стал первым музеем Санкт-Петербурга. Его крышу украсила статуя – женщина с веслом. Сейчас ботик хранится в Военно-Морском музее. Пётр Первый называл свой ботик «дедушка русского флота». |
VI. Представление уча-щимися собственных проектов украшения Ботного дома. | - Итак, Ботный дом – первый музей нашего города, в котором хра-нился ботик Петра Пер-вого. Этот дом украшает статуя женщины с вес-лом. Мне кажется, что такой музей можно ук-расить по-другому. Что вы можете предложить?
(Изображение ботика Петра Первого снима-ется) | Учащиеся по очереди выходят к доске со своими проектами – листами А4 со схемати-ческим изображением Ботного дома, крыша которого украшена в соответствии с выбором автора проекта. Автор показывает всем свой проект и объясняет, почему он выбрал имен-но такое украшение. |
VII. Беседа об Адмиралтействе. | - А теперь посмотрим на здание, которое начали строить в 1704 году – через год после Петро-павловской крепости. Как называется это здание? (Ставится изо-бражение Адмиралтей-ства) - Верно. А чем Адми-ралтейство похоже на Петропавловский собор? - А что на шпиле Адмиралтейства? - Как вы думаете, почему Адмиралтейство украшает кораблик?
|
+ Это Адмиралтейство.
+ У Адмиралтейства тоже есть высокий шпиль.
+ Кораблик.
Учащиеся отвечают, пользуясь табличкой 3: + Потому что там строи-ли флот России. + Адмиралтейство – это верфь. |
VIII. Подведение итогов. | - Итак, наш город начи-нался со строительства крепости и верфи. Здесь строили флот, чтобы за-щищать Россию. Поэто-му и Петропавловский собор, и Адмиралтей-ство – это символы на-шего города. - Мы сегодня узнали много интересного. Что вам особенно понрави-лось и почему? |
Учащиеся сообщают, что им показалось самым интересным и почему. |
Список литературы.
1. Векслер А. Ф. Якоря на пьедесталах. – М., 2011.
2. Дмитриев В. К. Петроградская сторона. – СПб., 2009.
3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.И. Прогулки по Петербургу. Вып.2. Здесь будет город... – СПб., 1995.
4. Лелина Е.И. Петропавловская крепость. – М., 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki._kartochki.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Карточка с рассказом о Ботном доме.
Задания: 1. Вставь пропущенные слова и прочти рассказ.
2. Чтобы вставить слова в последнее предложение, выбери буквы сначала из кружков, затем из квадратов, затем из треугольников.
После победы России в ____________ войне в Санкт-Петербург доставили ботик, на котором Пётр Первый учился плавать. Для ботика рядом с _______ _______________собором построили небольшой нарядный _______________ дом. Этот домик стал первым музеем Санкт-Петербурга. Его крышу украсила статуя – женщина с веслом. Сейчас ботик хранится в ____________________ музее. Пётр Первый называл свой ботик: « _______________ _____________ __________» .
1. Петропавловским, Военно-Морском, Северной, Ботный.
2. д р у ф е с л д с к о у т
о ш а г к о а