Методическая разработка внеклассного занятия «У истоков Санкт-Петербурга».

Цели занятия:

 

- формировать интерес к истории Санкт-Петербурга и российского флота;

- способствовать формированию умения систематизировать и обобщать исторические факты;

- развивать связную речь;

- развивать творческие и аналитические способности.

 

Задачи занятия:

 

предметные

 

- уточнить и расширить понятие «исток»;

- систематизировать и уточнить знания об условиях, в которых начиналось строительство Санкт-Петербурга;

- закрепить знания о постройках внутри Петропавловской крепости и их особенностях;

- расширить знания о символах Санкт-Петербурга.

 

метапредметные

 

- формировать умение составлять связный рассказ;

- формировать умение сообщать и обосновывать своё мнение;

- развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова, пропущенные в тексте;

- учить сравнивать похожие объекты, выделять общие и различные элементы;

- учить внимательно слушать товарищей и дополнять их высказывания;

 

личностные

 

- учить находить ответы на вопросы путём анализа известных фактов;

- учить самостоятельно делать выбор и обосновывать его;

- развивать наблюдательность;

- развивать внимание и сообразительность;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование к занятию:

 

- карточки с рассказом о Ботном доме;

- схема Петропавловской крепости и Заячьего острова;

- схематическое изображение ботика Петра Первого;

- изображение Петропавловского собора;

- изображение Адмиралтейства;

- рисунки-проекты учащихся;

- таблички:

У истоков Санкт-Петербурга

1.

 

2.                        

1703

1704

3.

купол

шпиль

флюгер

верфь

флот

4.

(какой?) собор

(какие?) ворота

(какой?) двор

(какой?) дом

        

Ход занятия.

 

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I. Вводная беседа

(В течение занятия на доске висят таблички 1, 2 и 3)

- О чём мы будем сегодня говорить?

 

- Что такое «исток»?

- Верно, но иногда «ис-ток» - это начало чего-то другого, например, города. Сегодня мы бу-дем говорить об исто-ках, начале Санкт-Пе-тербурга.

- Давайте вспомним, когда родился наш город?

- Что произошло в этот день?

 

 

- А почему наш город начался с крепости?

 

 

- Какая страна воевала с Россией?

Учащиеся отвечают, пользуясь табличкой 1:

+ Мы будем говорить об истоках Санкт-Петер-бурга.

 

+ Это начало реки

 

 

 

 

 

 

 

+ Двадцать седьмого мая тысяча семьсот третьего года.

 

+ Начали строить Петропавловскую крепость.

+ Потому что шла война.

+ Была война.

+ Шла Северная война.

+ Швеция.

+ с Россией воевала Швеция.

II. Постановка вопроса и поиск ответа.

(Ставится схема Петро-павловской крепости)

- Где построили Петро-павловскую крепость?

 

- А почему на острове?

 

 

 

- Верно. Крепость нуж-но было защищать, по-тому что в то время шла война.

 

 

 

+ На острове.

+ Крепость построили на Заячьем острове.

+ Чтобы вокруг была вода.

+ Чтобы враги не могли взять крепость.

 

III. Беседа о постройках Петропавловской крепости.

(Предъявляется таблич-ка 4)

- Давайте вспомним, что находится внутри Пет-ропавловской крепости.

 

 

- Итак, в центре Петро-павловской крепости находится Петропавлов-ский собор. Что в нём необычное?

(Ставится изображение Петропавловского собо-ра)

- Верно. В России у церкви обычно купол, а у Петропавловского собора – шпиль. А что находится на шпиле?

Учащиеся отвечают, пользуясь табличкой:

+ Петропавловский со-бор, Петровские ворота, Монетный двор, Ботный дом.

 

 

 

 

 

+ Высокий шпиль.

+ У собора высокий шпиль.

 

 

 

 

 

+  Крест и ангел.

+ На шпиле крест и ангел.

IV. Постановка вопроса и поиск ответа.

- Ангел тоже необыч-ный. Он может повора-чиваться по ветру, как флюгер. Как вы думае-те, зачем так сделали?

- Не только. Дело в том, что шпиль очень высо-кий, а наверху дуют сильные ветры. Как вы думаете, может сильный ветер сломать ангела?

- А если ангел будет по-ворачиваться по ветру, он сломается?

- Мастера, которые де-лали ангела, хотели, чтобы он мог выдержать любой ветер, поэтому сделали его как флюгер.

 

 

 

+ Чтобы узнавать направление ветра.

 

 

 

 

 

+ Да, может.

 

+ Нет, тогда ангел не сломается.

V. Работа с карточками.

- А сейчас мы погово-рим о Ботном доме. Почему он так называ-ется?

- Верно (ставится изо-бражение ботика Петра Первого). Сейчас я вам раздам карточки с зада-ниями. Выполните зада-ния и прочитайте рас-сказ.

(раздаются карточки с рассказом о Ботном доме).

+ Потому что его построили для ботика Петра Первого.

 

Учащиеся получают карточки с рассказом, дополняют его в соот-ветствии с заданием, и кто-либо из желающих читает вслух получив-шийся рассказ:

+ «После победы России в Северной войне в Санкт-Петербург доста-вили ботик, на котором Пётр  Первый учился плавать. Для ботика рядом с Петропавлов-ским собором построи-ли небольшой нарядный Ботный дом.Этот домик стал первым музеем Санкт-Петербурга. Его крышу украсила статуя – женщина с веслом. Сейчас ботик хранится в Военно-Морском музее. Пётр Первый называл свой ботик «дедушка русского флота».

VI. Представление уча-щимися собственных проектов украшения Ботного дома.

- Итак, Ботный дом – первый музей нашего города, в котором хра-нился ботик Петра Пер-вого. Этот дом украшает статуя женщины с вес-лом. Мне кажется, что такой музей можно ук-расить по-другому. Что вы можете предложить?

 

 

 

(Изображение ботика Петра Первого снима-ется)

Учащиеся по очереди выходят к доске со своими проектами – листами А4 со схемати-ческим изображением Ботного дома, крыша которого украшена в соответствии с выбором автора проекта. Автор показывает всем свой проект и объясняет, почему он выбрал имен-но такое украшение.

VII. Беседа об Адмиралтействе.

- А теперь посмотрим на здание, которое начали строить в 1704 году – через год после Петро-павловской крепости. Как называется это здание? (Ставится изо-бражение Адмиралтей-ства)

- Верно. А чем Адми-ралтейство похоже на Петропавловский собор?

- А что на шпиле Адмиралтейства?

- Как вы думаете, почему Адмиралтейство украшает кораблик?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ Это Адмиралтейство.

 

+ У Адмиралтейства тоже есть высокий шпиль.

 

+ Кораблик.

 

Учащиеся отвечают, пользуясь табличкой 3:

+ Потому что там строи-ли флот России.

+ Адмиралтейство – это верфь.

VIII. Подведение итогов.

- Итак, наш город начи-нался со строительства крепости и верфи. Здесь строили флот, чтобы за-щищать Россию. Поэто-му и Петропавловский собор, и Адмиралтей-ство – это символы на-шего города.

- Мы сегодня узнали много интересного. Что вам особенно понрави-лось и почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся сообщают, что им показалось самым интересным и почему.

 

Список литературы.

 

1. Векслер А. Ф. Якоря на пьедесталах. – М., 2011.

2. Дмитриев В. К. Петроградская сторона. – СПб., 2009.

3. Ермолаева Л.К., Лебедева И.И. Прогулки по Петербургу. Вып.2. Здесь будет город... – СПб., 1995.

4. Лелина Е.И. Петропавловская крепость. – М., 2012.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki._kartochki.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Карточка с рассказом о Ботном доме.

Задания: 1. Вставь пропущенные слова и прочти рассказ.

2. Чтобы вставить слова в последнее предложение, выбери буквы сначала из кружков, затем из квадратов, затем из треугольников.

После победы России в ____________ войне в Санкт-Петербург доставили ботик, на котором Пётр Первый учился плавать. Для ботика рядом с _______ _______________собором построили небольшой нарядный _______________  дом. Этот домик стал первым музеем Санкт-Петербурга. Его крышу украсила статуя – женщина с веслом. Сейчас ботик хранится в ____________________ музее. Пётр Первый называл свой ботик: « _______________  _____________  __________» .

1. Петропавловским, Военно-Морском, Северной, Ботный.

 2.      д        р        у        ф        е        с        л        д        с        к         о        у        т

        о         ш        а        г        к         о        а