Развитие речи ребенка
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания , которое начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием и служит общим показателем развития. Усвоением ребенком родного языка происходит равномерно и характеризуется общими чертами детей. Для того, чтобы представить патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме.
Выделяют следующие предпосылки речевого развития ребенка
I. Биологические - нормальное развитие центральной нервной системы.
II. Социальные.
- Положительные эмоции.
- Потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком. Трехмесячный ребенок различает интонацию, реагирует на эмоциональные окраски.
- Речевая среда - пример для подражания. Память ребенка заполняется языковым материалом, который еще пока неосмыслен. Первые значения слов, как звучащих комплексов, ребенок приобретает к 6 месяцам. В 5-6 месяцев происходит переход от гуления к лепету.
- Физиологическое развитие органов речи: речевых центров мозга, памяти органов говорения. При нормальном развитии органов речи, чтобы речь развивалась по возрасту, необходима практика речи ребенком не менее двух часов в день говорения и три-четыре часа аудирования, т.е. необходимо слышать окружающую речь. Для нормального развития артикуляционного аппарата необходимо использовать сенситивный период говорения. Гибкость и пластичность органов говорения является до 7 лет.
В связи с психическим развитием детей выделяют следующие группы:
- от 0 до 1 года – младенческий,
- от 1 года до 3 лет – преддошкольный,
- от 3 до 7 лет – дошкольный,
- от 7 до 11 лет – младший школьный возраст.
В 1 год логопеды выделяют начало понимания ребенком речи, период предречевых голосовых реакций.
2 год – начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса.
3 год – освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.
4 год - освоение словообразовательных моделей, развитие связной речи, нормализация звукопроизношения.
5 год – развитие связной речи, возникновение способности выделять звук из слов, освоение простых форм звукового анализа.
3 – 7 лет. Ведущей деятельностью этого возраста является игра.
4 – 5 лет ребенок может прыгать на одной ноге.
5 – 6 лет ребенок может прыгать, бегать, попеременно прыгать на одной ноге. В этом возрасте совершенствуется мелкая моторика. Ребенок может рисовать дом, фигуру человека, может по образцу воспроизводить простые геометрические фигуры, лепить, застегивать пуговицы и шнуровать ботинки, вырезать картинки, написать по образцу цифры и буквы. Ребенок может складывать картинку, которую разрезали на 3 – 4 части. В 4 – 5 лет знает свой адрес, возраст, знает основные цвета, дифференцирует людей по полу. В 5 – 6 лет знает имена своих родителей, считает до 20. Складывает и вычитает в пределах 5. Сенситивный период речи. Активный запас слов достигает 3,5 тысяч слов. Формируется предметный, глагольный, слов признаков словарь. Формируются навыки словообразования. В 5 лет дети свободно пользуются сложноподчиненными предложениями, формируется монологическая речь. К 5 годам формируется фонематическое восприятие, осознание звуковой оболочки слова, т. е. дает готовность к усвоению грамоте.
5 – 6 лет речь – регулятор поведения ребенка. Формируется готовность к школе, может усилием воли заниматься умственным трудом. Все это происходит в рамках игры. Формируется волевое поведение, внутренняя оценка ситуации.
- Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.
- Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
- Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
- Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
- Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций
- Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
- Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.
Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами. Многие исследователи отмечают, что речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков.
Грамотность ребенка складывается из трех основных блоков. Выделим эти аспекты. Первый из них — нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать. Второй аспект — социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению. Третий аспект — психологический, то есть уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще. Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.
Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, какого-либо предмета или слова, а левое — за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!
Хочется рассмотреть, с функционированием каких отделов мозга связана грамотность.
Все отделы мозга, по А. Р. Лурия, условно разделены на три блока (Лурия, 1972). Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.
Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации, а это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.
При недостаточном развитии третьего блока — блока программирования и контроля — ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.
Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но, пока это произойдет, он упустит уже очень многое из школьного материала. Как бы репетиторы ни мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребенка до некоторой степени активизируется без внешней помощи. При каких условиях это может произойти? Во-первых, если ребенок живет за городом, в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей. Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры. В-третьих, занимается активными физическими упражнениями. Но даже при этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или вообще прогрессируют.
Что же могут сделать учителя и родители?
Первое и самое главное: обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика и вовремя обратиться к нейропсихологам или логопедам, чтобы своевременно и эффективно помочь вашему ребенку.
Второе, не менее важное: не ждать, что «само как-нибудь рассосется», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.
Третье: понять, что бесконечные двойки и наказания за плохие оценки только ухудшат ситуацию.
Чтобы достичь желаемого, примите к сведению несколько полезных советов.