ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
Индивидуальная работа с неблагополучными семьями предполагает несколько этапов:
ÿ установление контакта с членами семьи;
ÿ выявление существа семейных проблем и причин их возникновения;
ÿ определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи;
ÿ реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;
ÿ патронирование семьи, если оно необходимо.
Запомните!Нередко, как показывает опыт работы, налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно, однако, ослаблять активность педагогов и других участников учебно –воспитательного процесса.
Педагогически несостоятельная семья | Конфликтная семья | Асоциальная (асоциально – криминальная) семья |
Нуждается в коррекции целей и методов воспитания, представлений о родительском авторитете. Важно, чтобы с помощью педагогов, психологов родители осознали ошибочность своего стиля воспитания. Беседы, преследующие эту цель, требуют большого такта, ибо родители, как правило, остро переживают свое педагогическое фиаско. Начинать разговор следует не с обнажения негативных проблем, а, наоборот, с выявления позитивного. Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений –это часть решения проблемы. Важно убедить родителей в необходимости более глубокого познания своего ребенка, его психологических и возрастных особенностей, характера отношений с другими детьми. | Ведущая роль принадлежит психологу и психотерапевту. Важно выявить основные причины конфликтности, среди которых: - личностные особенности родителей (высокий уровень невротизации, психические расстройства, алкоголизация, крайний эгоцентризм, озлобленность, себялюбие, властность при низком уровне интеллекта); - кризис супружеских отношений, ситуация развода, вызывающая повышенное напряжение в отношениях с ребенком; - резкое падение уровня жизни семьи, депрофессионализация родителей, утрата работы, вызывающие стрессовые состояния, обострение отношений между супругами. | Особенно сложно изменить ситуацию в асоциальных и тем более асоциально –криминальных семьях. устойчивое кризисное состояние таких семей питает сложное переплетение социально –экономических, психологических, педагогических, патологических факторов. Это определяет комплексный характер подхода к решению проблем подобных семей: школа действует при поддержке КДН, ОДН, учреждений здравоохранения, различных служб, ориентированных на работу с людьми, испытывающими зависимость от алкоголя, наркотиков и т.д. Спектр возможных вариантов помощи семье, которые могут обсуждаться с ней, достаточно широк: - помощь в решении медико – социальных проблем членов семьи (побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации; оздоровление детей в условиях специализированных медицинских учреждений); - содействие родителям в восстановлении социального статуса (трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении, укрепление родительского статуса); - правовая поддержка (предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении); - содействие в создании более благоприятных условий для жизни и развития детей (помещение их в стационар или школу –интернат; организация с помощью разных структур различных видов материально –бытовой помощи; облегчение доступа к определенным социальным услугам ); - психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении). |