Рабочая программа по истории

Марсова Олеся Павловна

Рабочая программа по истории 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_istorii_6_kl_marsova.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….

3

  1. Учебный план………………………………………………………………….

7

  1. Учебно-тематическое планирование………………………………………...

8

  1. Материально-техническое обеспечение ……………………………………

19

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений и  авторских программ А.А.Данилов. Косулина Л.Г. «История России 6-9 классы», Ведюшкин В.А.  «История средних веков, 6 класс».  

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Цели курса

В цели курса входят:  освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI  века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.  

        Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям  других народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; освоение знаний о важнейших событиях, процессах  всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями; применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи курса:

Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории; освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества; раскрытие специфики власти; знакомство с выдающимися деятелями отечественной и всеобщей истории; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин; овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач; формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

       

Содержание

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).  Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцекии инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX – начало XII в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.). Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.  Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)

 Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Требования к подготовке обучающихся 

         











ОБЩЕУЧЕБНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных,

в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.










ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта.

умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

умения спорить и отстаивать свои взгляды;   вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы

умения анализировать исторический источник;

умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

умения читать историческую карту, картосхемы,  используя их легенду,  определять местоположение историко-географических объектов, заполнять контурную карту.

 

Учебный план



п/п



Название разделов, тем.


Кол-во часов

В том числе

Изучение

материала

Контроль

Практическая часть

Введение. Что изучает история средних веков.

1

1

Раздел 1.Ранее средневековье.

10

10

Раздел II.Расцвет средневековья.

13

13

РазделIII. Позднее средневековье

6

6

РазделIII.  Вдали от Европы.

3

3

Итоговое повторение

1

1

Итого

34

33

1

Раздел 1. Древняя Русь в VIII-первой половине XII вв

6

5

1

Раздел 2.Русь во второй половине XII-XIIIвв.

8

7

1

РазделIII . Образование единого государства.

8

7

Итоговое повторение

2

2

Резерв

2

Всего

34

33

Итого: 1 четверть:

16

15

1

            2 четверть:

16

15

1

            3 четверть:

20

19

1

            4 четверть:

16

15

1

Учебное тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы урока

Виды контроля

Примечания, коррекция

Введение. Что изучает история Средних веков: хронология и источники

Входной контроль

Раздел 1.Ранее средневековье.

Тема 1.Западная и центральная Европа вV-XI  вв

На пороге средневековья

Индивидуальный опрос.

Народы  Европы  в раннее средневековье

Держава Каролингов

Работа с картой

Образование государств во Франции, Германии, Италии

Работа с картой

Складывание феодальных отношений в странах Европы

Фронтальный опрос.

Тема 2. Византийская империя и славянский мир

Византийская империя в раннее средневековье

Индивидуальный опрос.

Тема  3. Арабский мир в VI-XI вв.

Арабы в VI-XIв.в.

Работа с картой.

Культура стран халифата

Тестирование

Обобщение: «Место раннего средневековья в истории»

Самостоятельная работа

История России – часть всемирной истории

Разгадывание кроссворда

Появление,  расселение  и образ жизни человека на территории России.

Работа с картой

Введение. Восточные славяне.

Раздел 2. Древняя Русь VIII-первой половине XIIвв

Тема 4.Формирование Древнерусского государства.

  Восточные славяне и их соседи

Словарный диктант

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян

Кроссворд.

Тема 5.Первые русские князья.

Первые русские князья и их политика

Таблица текстовая.

Русь и степь.  

Карта

Византия и Русь

Кроссворд.

Тема 6.Князь Владимир. Крещение Руси

Крещение Руси

Проверка задания на сравнение

Тема 7.Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Индивидуальный опрос

Управление, земельные отношения и сословный строй Руси при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого

Работа с источниками

Древнерусская культура

Подготовка и защита презентаций

Обобщение: «Историческое и культурное наследие древней Руси».

Тематический  тест

Раздел II.Расцвет средневековья.

Теме 8. Феодальное общество.

Средневековое европейское общество

Словарный диктант

Сословный строй Европы

Индивидуальный опрос

Тема 9. Средневековый город.

Города – центры ремесла,  торговли и культуры

Сравнительная характеристика

Борьба  городов и сеньоров

Исследовательская работа с заданием.

Тема 10. Католическая церковь

Церковь и духовенство

 Крестовые походы

Хронологическая таблица

Государства Европы в XII-XVв

К /карта

Столетняя война и ее последствия для Европы

Хронологическая таблица

Экономическое и социальное развитие европейских стран.

Составление вопросов по теме.

  Византийская империя и турки-османы

Проблемное задание.

Тема 11. Культура Западной Европы XI_XIII вв.

Культура средневековой Европы

Индивидуальные задания

.

Обобщение по теме: «Место позднего средневековья в истории»

Тематический  тест

Тема 12. Политическая раздробленность на Руси

Причины и последствия политической раздробленности

Карта.

Блицопрос.

Крупные самостоятельные центры Руси

К / карта

Монгольские завоевания в Азии и походы на Русь. Русь и Золотая Орда

Карта.

Проблемные задания

Русь и Запад

Тематический  тест

Русь и Литва

Тематический  тест

Обобщение: «Общие черты и особенности раздробленности на Руси» и в Западной Европе»

Тематический  тест.

Раздел III. Позднее средневековье

Тема 13. Культуры и государства Азии Африки и Америки

Османская империя  и Монгольская держава

Защита проекта

Китай в средние века

 Беседа

Индия  в средние века

Беседа

Япония в средние века

Тематический тест.

Культура народов Востока в средние века

Защита проекта.

 Государства и общественный строй народов Америки

К /карта.

 Обобщение: «Средние века в истории»

Контрольный тест.

РазделIII . Образование единого государства.

Тема 14. Усиление Московского княжества.

Причины и этапы объединения русских земель

 Проблемные задания.

Взаимоотношения  Москвы с Ордой

Исторический диктант

Рост территории Московского государства

Индивидуальный опрос

Завершение объединения земель вокруг Москвы

Фронтальный опрос

Становление самодержавия

Тестирование

Экономическое и социальное развитие Руси

Таблица

Власть и церковь  в средневековой Руси

Викторина

Культура и быт Руси в  XIV-XVв.

Кроссворд

Обобщение: «Образование государств в Западной Европе»

Тематический  тест.

Тема 15. Начало правления Ивана

Экономическое и политическое развитие Руси в начале XVI  века

Исторический диктант

Иван IV и Избранная Рада: реформы

Фронтальный опрос

Опричнина: причины, сущность, последствия

Тест

Внешняя политика Московской Руси в XVI  веке

Работа с картой

Ливонская война: итоги и последствия

Фронтальный опрос

Россия в конце XVI  века

Устный опрос

Царствование Федора Ивановича

Устный опрос

Культура и быт

Беседа

Итоговое обобщение: «Россия в конце  XVIв»

Обобщение: «Развитие средневековой Руси»

Контрольная работа

Обобщение: «Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы»

Контрольная работа

Резерв

Резерв

Материально-техническое обеспечение


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения


Количество


Примечания

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Сборник нормативных документов.История./Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа.

Программы общеобраз-ных учреждений.История.Обществознание. 5-11 классы. – М.: «Просвещение». (Новая история. 7-8 классы, авт. А.Я. Юдовская, Л.М.Ванюшкина).

Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы./А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. –  М.: Просвещение

(История России 6 – 9 классы, авт. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина). Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение.

Алексашкина Л.Н., Данилов А.А. Программа по истории 5 – 9 классы.//Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. М.: Дрофа

Е. В. Агибалов.Г.М. Донской. История Средних веков:6 класс.— 287 с.: ил., карты. — Пер. /М.: «Просвещение», 2011

Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 класс.— 96 с.: ил., карты. — Обл. ./М.: «Просвещение», 2011

А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века». М.: Издательство «Экзамен», 2011

Рабочие тетради по истории России с древнейших времен до конца XVIII века, авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. изд.Просвещение 2011 

Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. – М.: МИРОС. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. – М.: МИРОС

КИМ история России6 кл. – М: ВАКО.

КИМ всеобщая история 6 кл– М: ВАКО

Предметная неделя в школе. /Сост. И.И.Вараксина. – Волгоград: ИТД «Корифей».

Петрович В.Г. Уроки истории. Поурочное планирование. 6 класс. – М.: Творческий центр, 2001.

Ивашко,М И. История в таблицах и схемах. – М.: Материк – Альфа,2011.

Кузьменко,А.Ф. Тематические схемы по истории России. – М.: Владос,2010.

Энциклопедия: все обо всем

1


1

1


1


1



1



1


1


1


1


1

1

1

1

1


1


1

1


1

Словарь политических терминов.

Энциклопедия: революции и войны в России

2.

Печатные пособия

Энциклопедия для детей « Аванта+». Тома «Всемирная история».

Энциклопедический словарь юного историка.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.

Средневековая  Европа глазами современников и  историков.- М 1994г.

Книга для чтения по истории средних веков/ Под.ред В.П Будановой.-М.,          1999г.

Рассказы по истории Средних веков/ Под .ред А.А Сванидзе.- М.,1996г.

Алексеев С. Рассказы по отечественной истории.-М.,2002г.

Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. М ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001

1

1

1

1

1


1

1

1

Вяземский Е.Е ., Стрелова О.Ю Методические рекомендации учителю истории., М ВЛАДОС, 2001г.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе., М.: ВЛАДОС,2001 г.

1


1

3.

информационно-коммуникативные средства

Презентации, фильмы по истории России и всеобщей истории на DVD

Фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий,  фотографии,  анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. на CD ROM

1

1

1

1

4.

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды в цифровом (компьютерном) виде

5.

Технические средства обучения

5.1

Мультимедийный компьютер

1

5.5

Мультимедиапроектор

1

5.6

Средства телекоммуникации

1