Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_istorii_6_kl_marsova.doc | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
| 3 |
| 7 |
| 8 |
| 19 |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений и авторских программ А.А.Данилов. Косулина Л.Г. «История России 6-9 классы», Ведюшкин В.А. «История средних веков, 6 класс».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Цели курса
В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям других народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями; применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи курса:
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории; освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества; раскрытие специфики власти; знакомство с выдающимися деятелями отечественной и всеобщей истории; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин; овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач; формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Содержание
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцекии инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX – начало XII в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.). Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Требования к подготовке обучающихся
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. |
ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. |
умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; | |
умения спорить и отстаивать свои взгляды; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы | |
умения анализировать исторический источник; | |
умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений; | |
умения читать историческую карту, картосхемы, используя их легенду, определять местоположение историко-географических объектов, заполнять контурную карту. |
Учебный план
№ | Название разделов, тем. | Кол-во часов | В том числе | ||
Изучение материала | Контроль | Практическая часть | |||
Введение. Что изучает история средних веков. | 1 | 1 | |||
Раздел 1.Ранее средневековье. | 10 | 10 | |||
Раздел II.Расцвет средневековья. | 13 | 13 | |||
РазделIII. Позднее средневековье | 6 | 6 | |||
РазделIII. Вдали от Европы. | 3 | 3 | |||
Итоговое повторение | 1 | 1 | |||
Итого | 34 | 33 | 1 | ||
Раздел 1. Древняя Русь в VIII-первой половине XII вв | 6 | 5 | 1 | ||
Раздел 2.Русь во второй половине XII-XIIIвв. | 8 | 7 | 1 | ||
РазделIII . Образование единого государства. | 8 | 7 | |||
Итоговое повторение | 2 | 2 | |||
Резерв | 2 | ||||
Всего | 34 | 33 | |||
Итого: 1 четверть: | 16 | 15 | 1 | ||
2 четверть: | 16 | 15 | 1 | ||
3 четверть: | 20 | 19 | 1 | ||
4 четверть: | 16 | 15 | 1 |
Учебное тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы урока | Виды контроля | Примечания, коррекция |
Введение. Что изучает история Средних веков: хронология и источники | Входной контроль | ||
Раздел 1.Ранее средневековье. Тема 1.Западная и центральная Европа вV-XI вв | |||
На пороге средневековья | Индивидуальный опрос. | ||
Народы Европы в раннее средневековье | |||
Держава Каролингов | Работа с картой | ||
Образование государств во Франции, Германии, Италии | Работа с картой | ||
Складывание феодальных отношений в странах Европы | Фронтальный опрос. | ||
Тема 2. Византийская империя и славянский мир | |||
Византийская империя в раннее средневековье | Индивидуальный опрос. | ||
Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. | |||
Арабы в VI-XIв.в. | Работа с картой. | ||
Культура стран халифата | Тестирование | ||
Обобщение: «Место раннего средневековья в истории» | Самостоятельная работа | ||
История России – часть всемирной истории | Разгадывание кроссворда | ||
Появление, расселение и образ жизни человека на территории России. | Работа с картой | ||
Введение. Восточные славяне. Раздел 2. Древняя Русь VIII-первой половине XIIвв Тема 4.Формирование Древнерусского государства. | |||
Восточные славяне и их соседи | Словарный диктант | ||
Предпосылки и причины образования государства у восточных славян | Кроссворд. | ||
Тема 5.Первые русские князья. | |||
Первые русские князья и их политика | Таблица текстовая. | ||
Русь и степь. | Карта | ||
Византия и Русь | Кроссворд. | ||
Тема 6.Князь Владимир. Крещение Руси | |||
Крещение Руси | Проверка задания на сравнение | ||
Тема 7.Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. | |||
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Индивидуальный опрос | ||
Управление, земельные отношения и сословный строй Руси при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого | Работа с источниками | ||
Древнерусская культура | Подготовка и защита презентаций | ||
Обобщение: «Историческое и культурное наследие древней Руси». | Тематический тест | ||
Раздел II.Расцвет средневековья. Теме 8. Феодальное общество. | |||
Средневековое европейское общество | Словарный диктант | ||
Сословный строй Европы | Индивидуальный опрос | ||
Тема 9. Средневековый город. | |||
Города – центры ремесла, торговли и культуры | Сравнительная характеристика | ||
Борьба городов и сеньоров | Исследовательская работа с заданием. | ||
Тема 10. Католическая церковь | |||
Церковь и духовенство Крестовые походы | Хронологическая таблица | ||
Государства Европы в XII-XVв | К /карта | ||
Столетняя война и ее последствия для Европы | Хронологическая таблица | ||
Экономическое и социальное развитие европейских стран. | Составление вопросов по теме. | ||
Византийская империя и турки-османы | Проблемное задание. | ||
Тема 11. Культура Западной Европы XI_XIII вв. | |||
Культура средневековой Европы | Индивидуальные задания | . | |
Обобщение по теме: «Место позднего средневековья в истории» | Тематический тест | ||
Тема 12. Политическая раздробленность на Руси | |||
Причины и последствия политической раздробленности | Карта. Блицопрос. | ||
Крупные самостоятельные центры Руси | К / карта | ||
Монгольские завоевания в Азии и походы на Русь. Русь и Золотая Орда | Карта. Проблемные задания | ||
Русь и Запад | Тематический тест | ||
Русь и Литва | Тематический тест | ||
Обобщение: «Общие черты и особенности раздробленности на Руси» и в Западной Европе» | Тематический тест. | ||
Раздел III. Позднее средневековье Тема 13. Культуры и государства Азии Африки и Америки | |||
Османская империя и Монгольская держава | Защита проекта | ||
Китай в средние века | Беседа | ||
Индия в средние века | Беседа | ||
Япония в средние века | Тематический тест. | ||
Культура народов Востока в средние века | Защита проекта. | ||
Государства и общественный строй народов Америки | К /карта. | ||
Обобщение: «Средние века в истории» | Контрольный тест. | ||
РазделIII . Образование единого государства. Тема 14. Усиление Московского княжества. | |||
Причины и этапы объединения русских земель | Проблемные задания. | ||
Взаимоотношения Москвы с Ордой | Исторический диктант | ||
Рост территории Московского государства | Индивидуальный опрос | ||
Завершение объединения земель вокруг Москвы | Фронтальный опрос | ||
Становление самодержавия | Тестирование | ||
Экономическое и социальное развитие Руси | Таблица | ||
Власть и церковь в средневековой Руси | Викторина | ||
Культура и быт Руси в XIV-XVв. | Кроссворд | ||
Обобщение: «Образование государств в Западной Европе» | Тематический тест. | ||
Тема 15. Начало правления Ивана | |||
Экономическое и политическое развитие Руси в начале XVI века | Исторический диктант | ||
Иван IV и Избранная Рада: реформы | Фронтальный опрос | ||
Опричнина: причины, сущность, последствия | Тест | ||
Внешняя политика Московской Руси в XVI веке | Работа с картой | ||
Ливонская война: итоги и последствия | Фронтальный опрос | ||
Россия в конце XVI века | Устный опрос | ||
Царствование Федора Ивановича | Устный опрос | ||
Культура и быт | Беседа | ||
Итоговое обобщение: «Россия в конце XVIв» | |||
Обобщение: «Развитие средневековой Руси» | Контрольная работа | ||
Обобщение: «Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы» | Контрольная работа | ||
Резерв | |||
Резерв |
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Сборник нормативных документов.История./Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. Программы общеобраз-ных учреждений.История.Обществознание. 5-11 классы. – М.: «Просвещение». (Новая история. 7-8 классы, авт. А.Я. Юдовская, Л.М.Ванюшкина). Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы./А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение (История России 6 – 9 классы, авт. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина). Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение. Алексашкина Л.Н., Данилов А.А. Программа по истории 5 – 9 классы.//Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. М.: Дрофа Е. В. Агибалов.Г.М. Донской. История Средних веков:6 класс.— 287 с.: ил., карты. — Пер. /М.: «Просвещение», 2011 Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 класс.— 96 с.: ил., карты. — Обл. ./М.: «Просвещение», 2011 А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. С древнейших времен до конца XVI века». М.: Издательство «Экзамен», 2011 Рабочие тетради по истории России с древнейших времен до конца XVIII века, авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. изд.Просвещение 2011 Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. – М.: МИРОС. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. – М.: МИРОС КИМ история России6 кл. – М: ВАКО. КИМ всеобщая история 6 кл– М: ВАКО Предметная неделя в школе. /Сост. И.И.Вараксина. – Волгоград: ИТД «Корифей». Петрович В.Г. Уроки истории. Поурочное планирование. 6 класс. – М.: Творческий центр, 2001. Ивашко,М И. История в таблицах и схемах. – М.: Материк – Альфа,2011. Кузьменко,А.Ф. Тематические схемы по истории России. – М.: Владос,2010. Энциклопедия: все обо всем | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
Словарь политических терминов. Энциклопедия: революции и войны в России | |||
2. | Печатные пособия | ||
Энциклопедия для детей « Аванта+». Тома «Всемирная история». Энциклопедический словарь юного историка. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Средневековая Европа глазами современников и историков.- М 1994г. Книга для чтения по истории средних веков/ Под.ред В.П Будановой.-М., 1999г. Рассказы по истории Средних веков/ Под .ред А.А Сванидзе.- М.,1996г. Алексеев С. Рассказы по отечественной истории.-М.,2002г. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. М ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 | 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
Вяземский Е.Е ., Стрелова О.Ю Методические рекомендации учителю истории., М ВЛАДОС, 2001г. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе., М.: ВЛАДОС,2001 г. | 1 1 | ||
3. | информационно-коммуникативные средства | ||
Презентации, фильмы по истории России и всеобщей истории на DVD Фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. на CD ROM | 1 1 1 1 | ||
4. | Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофильмы, аудиозаписи и фонохрестоматии, слайды в цифровом (компьютерном) виде | |||
5. | Технические средства обучения | ||
5.1 | Мультимедийный компьютер | 1 | |
5.5 | Мультимедиапроектор | 1 | |
5.6 | Средства телекоммуникации | 1 |