Подготовка к олимпиаде по иностранному языку
В системе работы с одаренными и талантливыми детьми заметное место занимают различного рода интеллектуальные конкурсы и состязания. Любая олимпиада выступает в роли механизма для поиска, отбора, испытания новых решений в области содержания образования, мощного стимула инновационной деятельности образовательного учреждения. Главная цель олимпиады заключена в поиске одаренных детей, создании необходимых условий для поддержки у учащихся повышенного познавательного интереса к учебным предметам, стимулировании интереса обучающихся к образованию. Как известно, подготовить учеников к достойному выступлению на олимпиаде непросто.
Олимпиадное движение имеет давнюю историю, но именно в последние годы вопросам организации Всероссийской олимпиады школьников придано исключительное внимание. Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из традиционных форм внеклассной работы. С одной стороны, — это форма проверки знаний, так как задания нацелены на проверку владения обучающимися всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, а с другой стороны — олимпиада показывает возможности и перспективы, которые открывает перед человеком владение иностранным языком.
При подготовке к олимпиадам большое внимание уделяю навыкам работы над различными аспектами языка и видами речевой деятельности. Целенаправленная работа на уроках позволяет выявить обучающихся с устойчивой познавательной мотивацией по предмету и организовать их внеурочную деятельность на факультативах и в кружках с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, что в дальнейшем и привлекает их к участию в олимпиадах и различных конкурсах, к выполнению творческих работ. Считаю, что в каждой школе должно отводиться специальное время для подготовки одаренных учеников к участию в предметных олимпиадах. Это могут быть элективные курсы или факультативные курсы и кружки, причем разовых занятий в неделю недостаточно. Должна быть выстроена система занятий. Я уверена, что со мной согласится большинство педагогов, которые готовили и готовят школьников к участию в олимпиадах: разовые консультации или другие занятия к хорошему результату не приведут, и даже систематические занятия в течение только одного учебного года, тоже не дадут результата на муниципальном и, тем более, региональном уровне. Подготовка к олимпиадному движению должна быть серьезной, многолетней и систематической. Чтобы ученик 9 класса показал достойные результаты необходимо начинать, как минимум, с 5 класса. Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. В отличие от простых контрольных работ и зачетов, проектной и исследовательской деятельности, различных интеллектуальных конкурсов, написания рефератов, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по общеобразовательным предметам и способствуют более широкой эрудиции.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
Одним из этапов подготовки к олимпиадам разного уровня можно считать участие в дистанционных олимпиадах, где ребята могут проверить свои знания, развить мышление, заявить о себе как о знающей, эрудированной и всесторонне развитой личности. Я уверена, что дистанционные конкурсы и олимпиады дают прекрасный шанс попробовать свои силы. Опыт участия показывает, что каждый из учеников выбирает мероприятие по душе, в чем чувствует силы участвовать результативно. Каждое дистанционное мероприятие - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Среди многообразия конкурсов педагог всегда сможет подобрать мероприятие как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие мышление, логику, фантазию и креативность, не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей. Задания конкурсов можно выполнять не только в школе, но и дома, а самый приятный момент, что все ребята награждаются дипломами победителя или участника. Только в 2016-2017 учебном году наши школьники получили 12 дипломов Победителей I,II,III степеней, причем, некоторые дети еще только ожидают подведения итогов олимпиад.
Несомненно, положительным моментом лингвистической подготовки является участие пересыпкинских школьников в дистанционном обучении по английскому языку портала Netlanguages.com., где ученик самостоятельно занимается разными видами деятельности: отрабатывает навыки произношения, слушает речь носителей языка, в игровой форме занимается грамматикой, лексикой, чтением, смотрит интересные видеофрагменты.
Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.
Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата. Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя может выражаться лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.
Сам учитель должен быть образцом для ребёнка, постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, не считаться с личным временем для дела. Тогда и ученик стремится достичь отличных результатов в своей деятельности. Как гласит китайская мудрость : «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь!»