«Стратегии работы по формированию навыков письма и письменной речи у учащихся на уроках иностранного языка на средней ступени обучения»
В продолжение изучения языка письмо является важным средством прочного усвоения языкового материала (лексического и грамматического) и формирования навыков чтения и устной речи. Письмо способствует систематизации программного материала, помогает правильно организовать весь учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategii_pismo.docx | 56.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Стратегии работы по формированию навыков письма и письменной речи у учащихся на уроках иностранного языка на средней ступени обучения»
Уже несколько лет учащиеся школ проходят итоговую аттестацию в форме письменного экзамена. Поэтому обучение письму как виду речевой деятельности на уроках иностранного языка на современном этапе становится всё более актуальным. Однако, на сегодняшний день школьная практика показывает наличие проблем, к которым относятся недооценка роли письма в обучении английскому языку, отведение письму чисто вспомогательной роли, отсутствие систематической работы над данным умением, недостаток знаний лингвокультурных особенностей письменной речи. Считается, что письмо является средством обучения, т. е. оно призвано выполнять роль помощника в изучении иностранного языка. Однако для того, чтобы письмо помогало в овладении иностранным языком, учащиеся должны овладеть им, научиться выстраивать речь на иностранном языке, в ином случае письмо не может быть средством в изучении нового для учащихся языка.
Письмо - это технический компонент письменной речи. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками. Психофизической основой письменной речи является взаимодействие двигательного, зрительного и слухо-речемоторного анализаторов. Известно, что опора на все анализаторы в обучении дает значительно больший эффект. По данным психологов, услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении другого на 90%. Психологи считают, что базой письменной речи является устная речь. И говорение, и письмо можно проследить от замысла (что говорить) к отбору необходимых средств (какие необходимы слова, как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла средствами языка устно или письменно.
Конечной целью овладения письменной речью является - способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого мало иметь орфографические и каллиграфические навыки, необходимо владеть умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы. В продолжение изучения языка письмо является важным средством прочного усвоения языкового материала (лексического и грамматического) и формирования навыков чтения и устной речи. Письмо способствует систематизации программного материала, помогает правильно организовать весь учебный процесс. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и примерной программой основного общего образования совокупность требований предъявляемых к письменной речи включает: короткие поздравления (30-40 слов), формуляры, бланки, личное письмо с опорой и без опоры на образец (100-110 слов), план, тезисы сообщения, результаты проектной деятельности.
На среднем этапе обучающиеся должны уметь: сообщать зарубежному другу информацию о себе, своей семье, городе, интересах и увлечениях; запрашивать информацию о том же у адресата; написать заметку, письмо в журнал; сообщать в анкете основные сведения личного характера; делать рабочие записи после чтения текста: ключевые слова, речевые формулы и т.д. Ученики должны владеть следующими стратегическими компетенциями: использовать текст-образец в качестве информационной и языковой опоры; сверять написанное с образцом; обращаться к справочной литературе и словарям; пользоваться перифразом; упрощать письменный текст; прибегать к синонимическим заменам.
Считаю, что эффективность обучения данным видам письменных работ на уроках иностранного языка может быть повышена за счет возможностей самих уроков, а также, и в первую очередь, за счет четко выверенной системы упражнений, которая могла бы подготовить учащихся к самостоятельному выполнению письменного задания. Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то знания детей становятся более прочными.
На средней ступени обучение письму и письменной речи играет очень важную роль, поэтому с целью формирования прочных умений и навыков при обучении данному виду речевой деятельности включаю различного рода речевые упражнения как на уроке так и в качестве домашнего задания: речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения; письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом; письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения.
Хочу рассказать как я работаю над развитием навыков письменной речи на примере темы: «Look at teenage problems: school education»? УМК для 7 класса «Enjoy English» авторов М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубанёвой. Невозможно выполнить все упражнения в рамках данной темы, однако есть задания, которые требуют особого внимания. Во-первых, каждый текст мы анализируем на наличие устойчивых выражений, которые выписываем в соответствующий раздел рабочей тетради. Например, Упр.2, стр.62 содержит следующие речевые клише: to do one’s best, to do better, to get angry about, to be happy with, to call names, can’t help, to have paper round, extra money, to take care, to be fed up with. Для формирования и закрепления умения употреблять эти фразы как в письменной, так и в устной речи учащиеся получают письменное задание составить с ними предложения в рамках изучаемой темы. Выполняя упр. 46 стр. 71, предлагаю учащимся письменно составить предложения о преимуществах и недостатках школы с каждой фразой. Затем предлагаю употребить в полученных предложениях типичные союзы и союзные обороты: on the one hand…, on the other hand…, firstly, to begin with, secondly, in addition, besides, moreover, what is more, furthermore, however, finally, in fact, as a mater of fact, as a result, despite this, in spite of this, consequently and so on. Таким образом, учащиеся знакомятся с определёнными правилами написания эссе, учатся логически выстраивать свои мысли не только в письменной, но и в устной речи, а также готовятся к выполнению творческих заданий. При отработке грамматического материала цикла учащимся предлагается продолжить предложение: «If I were a teacher, I would/ wouldn’t allow my students to….» (Second Conditional), «My parents/teachers want/would like/expect me/us to do smth» (Complex Object). Упр. 33стр.95 представляет образец личного письма. Учащиеся должны заполнить пропуски, используя слова из таблицы (Fill in the blanks. Use the words from the box). Затем учащиеся получают задание найти ошибки в структуре (организации текста) представленного письма. А также предлагаю написать ответ, ответив на вопросы поставленные в письме. Предлагаю учащимся письменные задания с различные ситуациями: «Can you help me? I feel uncomfortable with my classmates, because they call me names. But I can’t help it. What should I do?», «My parents don’t allow me to get Saturday job. They say I should do my homework for Monday. What should I do?», «My parents don’t allow me to use my computer more than two hours a day. The say that it is bad for my eyes. But I need it to communicate with my foreign friends. What should I do?» и т. д.
В рамках этой темы учащиеся должны научиться рассказывать о своих проблемах в школе, описывать совершенную школу, высказать своё мнение о школьной форме. Предлагаю учащимся всё это делать в письменной форме, а более подготовленные учащиеся создают мини-проекты по изученной теме. Данный вид работы мотивирует учащихся на поиск материала, его редактирование, выбор иллюстративных частей и т.п. Главное – поощрять и мотивировать самостоятельную работу учащихся. Примерные темы: «What should a perfect school be like?», «The easiest way to learn English», «My problem», «The perfect school uniform».(см.http://nsportal.ru/node/673120, http://ap.nsportal.ru/turgenevaksenia)
Есть много способов сделать письмо интересным и увлекательным занятием. Одной из эффективных методик в обучении письму и письменной речи на иностранном языке является так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме. Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер. Это может быть ведение дневника, в котором учащиеся описывают не просто повседневную рутину, но и интересные события из их жизни, делятся своими планами, впечатлениями, описывают свои сны. Также учащиеся получают задания составить так называемый «to do list» или «shopping list», и т.д.
Примерные образцы дополнительных заданий:
- В командах за определённое время напишите как можно больше слов по теме.
- Подберите как можно больше прилагательных к словам: school, textbook, subject, etc.
- Опишите себя (40–60 слов), когда вам было 7 лет: кто был ваш лучший друг, кто и кокой была ваша любимая учительница, какой был ваш любимый предмет, какое у вас было увлечение .
- Сочинение-описание. Опишите известного человека (кто и чем знаменит, внешность, характер, хобби, почему нравится).
- Опишите самое важное событие в вашей школьной жизни (что это было, когда, почему важно, как это на вас повлияло, повлияло в хорошую или плохую сторону, была бы ли жизнь другой без этого).
- Опишите униформу офисного работника, школьницы, учителя. Расскажите о преимуществах школьной формы (любой другой униформы).
- Создайте книгу о школе (можно в группах): 1группа — общие сведения о школе,
2группа — общие сведения о классе, 3группа — первый день в школе, 4группа — в этом году я хотел бы выучить …, 5группа — мой любимый предмет.
- Цепочка. Назвать любой предмет в классе и подобрать к нему прилагательное.
- В командах. Составьте 5 вопросов по теме. Задайте противоположной команде.
- Объясните, как добраться от дома до школы .
- Опишите ученика, который хорошо сдал экзамен: был ли трудолюбивым, умным, как готовился, был ли лёгким тест, коротким, было ли много времени.
- Опишите один случай из вашей школьной жизни.
- Дневник. Напишите дневник о школе за неделю в формате Twitter. 140 знаков.
- В командах написать правила школьной жизни для учеников, родителей и учителей.
- Групповая работа. Ваша школа получила спонсорскую помощь 1 000 000 рублей. Как вы её потратите ? (на компьютеры, тренажёрный зал, нуждающимся семьям, на ремонт школы, на новые учебники, на стипендии талантливым ученикам).
- Напишите дневник о школе за неделю.
Таким образом, система упражнений по данной теме способствует формированию прочных умений и навыков в письменной речи по данной теме.
Вся система языковых и условно-речевых упражнений, выполняемых в письменной форме, относится к учебной письменной речи. Письменные изложения, сочинения, творческие диктанты, составление планов и тезисов для сообщения на заданную тему, написание личного или делового письма, то есть письменные рассказы по заданным ситуациям, относятся к коммуникативной письменной речи. Другими словами - это письменное речевое упражнение по изученной или смежной теме разговорной практики.
Согласно требованиям, предъявляемым к учащимся выпускных классов в разделе «Письмо» (английский язык), выпускники должны уметь написать автобиографию, резюме, различные виды писем с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, с изложением новостей, с рассказом об отдельных фактах и событиях своей жизни, с выражением своих суждений и чувств. Большую помощь в подготовке к экзаменам оказывает элективный курс в 9 классах «Writing in English» разработанный Бодичевой Л. В. Курс проводится в рамках предпрофильной подготовки с целью формирования коммуникативной письменной компетенции через обучение разным типам письма. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме письменных творческих работ учащихся. В процессе изучения каждой темы учащиеся знакомятся с общими правилами написания писем и отдельно по каждой теме прорабатывают материал. Учащиеся имеют возможность познакомиться с образцами написания того или иного вида письма и после этого самостоятельно выполнить то же самое задание. Тем самым повышается доля самостоятельной работы учащихся. Данный курс помогает не только успешно готовиться к экзаменам в рамках итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ) и успешно сдавать их, но и применять полученные знания в дальнейшей учёбе в высших учебных заведениях, в профессиональной деятельности. Содержание курса имеет практическую направленность: в ходе занятий учащиеся овладевают рациональными приёмами написания деловых, информационных и личных писем, учатся организовывать своё рабочее время и ориентироваться в огромном потоке информации. Учатся учиться. Анкетирование учащихся показывает, что полученные ими знания востребованы, интересны и помогают ученикам лучше узнать свои учебные возможности и способности.
В обучении письму использую дополнительные учебные пособия, например: «Exam Activator. Classroom and self-study exam preparation» by Bob Hasting, «State Exam Maximiser» авторов Е.Н. Солововой, И.Е. Соколовой издательства Pearson: Longman – это пособия, которые не нуждаются в дополнительной рекламе. На начальном этапе подготовки к итоговой аттестации гидом может служить пособие «Английский язык. ЕГЭ. Учебно-справочные материалы» издательства «Просвещение». В нём содержатся характеристики и примеры заданий, практически алгоритмы их выполнения, очень важные подсказки, а также множество справочных таблиц. Эта книга идеальна для самостоятельной подготовки И, конечно, вне зависимости от того сдают ли дети экзамен или нет, настольной книгой каждого ученика является «Английский язык. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. ФИПИ» авторов Н.Н.Трубанёвой, Е.Е. Бабушис, Н.А.Спичко. Это пособие обучает экзаменационным стратегиям при работе с заданиями ГИА/ЕГЭ и других стандартизированных экзаменах, обеспечивает сбалансированное обучение предметным и метапредметным умениям, коммуникативный подход в обучении. Особое значение при этом имеют разбор и анализ заданий с последующей рефлексией ошибок
В последнее время интернет привлекает всё больше внимания, прежде всего из-за возможностей работы с электронной почтой. Полезные ссылки: www.classroom.com, www.stolaf.edu/network/iecc, www.hut.fi, www.iecc.org (pen-pal exchanges). Все виды текстов, писем, открыток, документов, обучение которым тоже является частью обязательной программы, в частности, и подготовки к ГИА и ЕГЭ, можно не просто тренировать в классе или дома в рабочей тетради, но и предлагаю учащимся отправить домашние работы на мой электронный адрес, что приблизит учебную ситуацию к реальной жизненной. Многочисленные сервисы Интернет предлагают найти друзей по переписке – нет ничего интереснее для учеников писать дружеские письма не выдуманным персонажам из наших учебников, а реальным людям. Пусть наши дети часто лишены живого общения с так называемыми носителями языка, но в Интернет так просто найти англоговорящего адресата!
Такая система работы позволяет моим ученикам добиваться высоких результатов на олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях и подтверждать свои знания на экзаменах. Так, в 2010-2011 учебном году мои ученики Любаева Анастасия и Родин Никита подтвердили свои знания по результатам ГИА по английскому языку, набрав соответственно 40 баллов (80%) и 35баллов (70%), при среднем качестве знаний по району – 75% и по области – 78%.
Ученица Любаева Анастасия являлась победителем муниципального тура Всероссийской олимпиады по английскому языку (2009/2010, 2010/2011), призёром в 2012/2013 учебном году и участницей в региональном туре в 2010/2011 учебном году. Строев Дмитрий – победитель муниципального тура Всероссийской олимпиады по английскому языку в 2010/2011 учебном году.
Ученики Рябков Дмитрий и Белякова Полина награждены Дипломами победителей за 1 место в России, а Савченко Илья – Дипломом победителя за 1 место в районе во Всероссийском игровом конкурсе «Британский бульдог». Мои ученики являются участниками и победителями Всероссийских дистанционных викторин.
Ежегодно мои учащиеся являются победителями и призёрами районной научно-практической конференции «Старт в науку» и «Надежда Губернии» (Любаева Анастасия (2 место, 2010/2011 учебный год), Кузнецова Евгения (1 место, 2011/2012 учебный год), Рябков Дмитрий (1 место, 2012/2013 учебный год). Мои ученики являются победителями районного конкурса социально значимого проекта «Когда говорит музыка» по английскому языку в 2010 году, за что 3 ученика награждены Дипломами II и III степени и 4 ученика Почётными грамотами МУ «Методический кабинет» Ртищевского района.
Таким образом, обучение письму и письменной речи как виду речевой деятельности на уроках иностранного языка являются неотъемлемой частью подготовки учащихся к итоговой аттестации и его возможности и огромный потенциал должны как можно более эффективно использоваться.
Литература :
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
2. Днепров Э.Д. Аркадьев А.Г . Примерная программа основного общего образования по иностранным языкам (основное общее образование. Английский язык) . Дрофа М.:2008.
3. Гринченко Н.А. Английский язык. Справочник. М., Эксмо, 2008.
Дидактические материалы. Английский язык. Развитие навыков повседневной и академической письменной речи. М.: Дрофа, 2004.
4. Бодичева Л. В. Элективный курс «Writing in English» 9 класс.
Комментарии
Татьяна Анатольевна, спасибо
Татьяна Анатольевна, спасибо за интересные идеи по работе с навыками письменной речи! Очень понравилась предложенная Вами система упражнений.