«Организация предметной недели – на примере недели географии»
Целью её проведения является развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости географических знаний в повседневной жизни.
Задачи проведения Недели географии в школе:
1. Совершенствовать профессиональное мастерство учителей через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.
2. Развивать у обучающихся интерес к занятиям географией, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.
3. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по географии
4. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
5. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
6.Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
Принципы организации Недели географии:
1. Принцип массовости (в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересными по содержанию).
4. Принцип соревновательности (ученики сравнивают свои достижения).
Прогнозируемый результат: приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zateeva_rmo.docx | 35.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Михалевская средняя общеобразовательная школа
Выступление
на районном методическом объединении учителей географии на тему «Организация предметной недели – на примере недели географии»
Разработала:
учитель географии
Затеева Л. А.
Октябрь, 2013
СЛАЙД 1
Внеклассная работа по предмету является важной частью учебно-воспитательной работы в школе. Главной движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированна рамками программы, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что можешь и хочешь: попробовать себя в разных ролях. Цели и задачи внеклассных мероприятий существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий. Внеклассная работа по предмету имеет свое содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует: пробудить интерес к учебному предмету; выявить одаренных школьников, а также воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности; углубить и расширить знания, полученные на уроках.
От умения учителя правильно организовать внеклассную работу и грамотно выбрать ее форму зависит во многом эффективность учебно-воспитательного процесса.
Наиболее эффективной формой внеклассной работы по предмету является предметная неделя, которая позволяет привлечь большое количество обучающихся с разными способностями и интересами в разнообразные виды деятельности.
Неделя географии в школе - это система комплексных мероприятий разнообразных форм внеурочной деятельности: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т.д. Неделя географии в школе - это показ достижений ребят по предмету и пропаганде географических знаний и привлечение к участию во внеурочной работе по географии новых участников.
СЛАЙД 2
Целью её проведения является развитие личностных качеств обучающихся и активизация их мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости географических знаний в повседневной жизни.
СЛАЙД 3
Задачи проведения Недели географии в школе:
1. Совершенствовать профессиональное мастерство учителей через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.
2. Развивать у обучающихся интерес к занятиям географией, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.
3. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по географии
4. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
5. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
6. Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
СЛАЙД 4
Принципы организации Недели географии:
1. Принцип массовости (в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересными по содержанию).
4. Принцип соревновательности (ученики сравнивают свои достижения).
СЛАЙД 5
Прогнозируемый результат: приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.
План и сроки проведения предметной недели утверждаются в начале учебного года заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Организатором предметной недели является учитель-предметник. Проведению недели предшествует подготовительный период. В это время проводится активная пропаганда географических знаний на уроках, в занятия включаются занимательный материал, задания творческого характера. Проходит знакомство обучающихся с планом недели, видами поощрения. Определяются помощники (из числа учащихся 10-11 классов) для помощи в проведении мероприятий, проверки заданий. В понедельник с утра в фойе школы размещается стенд, где находится красочно оформленная информация, включающая: объявление о проведении предметной недели географии, план предметной недели. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач.
СЛАЙД 5
День недели | Класс | Мероприятия |
Понедельник | 5А, 5Б | Брейн-ринг «Юные астрономы» |
Вторник | 6 | Викторина «Самые… Самые…» |
7А, 7Б | Познавательно-развлекательная игра «Проверь себя» | |
Среда | 8А, 8Б | Интеллектуальная игра «Проверь себя» |
Четверг | 9 | Викторина «Знатоки географии» |
Пятница | 10 | Круглый стол «Человечество мира в зеркале прессы». |
11 | Игра «Звездный час» | |
Суббота | 5-11 | Подведение итогов |
СЛАЙД 6
В 5-х классах был проведен брейн-ринг «Юные астрономы». Цель мероприятия: обобщить знания и умения учащихся по широкому кругу вопросов, изучавшихся в школьном курсе природоведения, формировать навыки совместной деятельности в решении учебных задач. Учащиеся класса разделились на пять команд, каждая команда выбрала капитана, название команды (Звездочет, Северное сияние, Полярная звезда) и девиз. Игра состояла из нескольких конкурсов: «Разминка» (быстрые ответы на простые вопросы, например: что означает слово «астрономия», доказательством чего является смена дня и ночи на планете, какую планету назвали в честь бога войны). В конкурсе «Ассоциации» участникам необходимо было определить лишнее слово в последовательности и объяснить свой выбор. Особенно интересно прошел конкурс капитанов, где ребята должны были выписать названия всех созвездий, упоминавшихся в прочитанном стихотворении. В конкурсе «Угадайка» по представленным в презентации фотографиям команды определяли, какие объекты на них изображены. После подведения жюри итогов конкурса команда победитель была награждена грамотой. Хочется отметить, что в этом внеклассном мероприятии с удовольствием приняли участие все ученики, независимо от успеваемости. У ребят не возникало чувства страха перед поражением. Между тем, в процессе игры учащиеся приобрели дополнительные знания и сведения. Очень часто то, что кажется на уроке трудным и неинтересным, в процессе игры усваивается проще, быстрее и с большим интересом. По общему мнению участников и зрителей, внеклассные мероприятия получилось весёлым, ярким и запоминающимся.
СЛАЙД 7
Викторина «Самые… Самые…» может проводиться как в качестве отдельного мероприятия, так и в качестве дополнительного материала к уроку географии в 6 классе «Организмы в Мировом океане». Расширение кругозора, развитие экологического сознания и мышления у учащихся – таковы главные цели данного мероприятия. Помимо занимательных вопросов, таких как: самое крупное животное, у кого самое острое обоняние, рыба – чемпион по стрельбе, ребятам было предложено посмотреть красочный документальный фильм о жизни морских животных «Магия океана». Просмотр фильмов о животных способствует расширение кругозора о мировой флоры и фауны, повышает учебную мотивацию, так как всегда вызывает неподдельный интерес у детей. Мероприятие способствовало формированию у учащихся природоохранительной позиции, чувства личной ответственности по защите и охране окружающей среды, как к среде обитания.
СЛАЙД 8
Традиционным стало проведение интеллектуальных игр «Проверь себя» в 7-8 классах. Игра способствует развитию творческих способностей, интеллектуального потенциала и выявлению новых талантов. В совместном деле ученики расширяют свой кругозор, применяют собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявляют умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени. Авторами вопросов, которые были предложены знатокам, являются учителя нашей школы. Команды соревновались в правильности ответов на вопросы по географии, биологии, истории, литературе, русскому языку, стараясь доказать, что их команда сильнейшая. Учащиеся показали хорошее знание изученного материала, быстроту реакции, смекалку, но на некоторые вопросы, изучавшиеся в программе школьного курса, не смогли ответить. При подведении итогов члены жюри пожелали ребятам более глубоко изучать предметный материал, совершенствовать интеллектуальные умения, такие как анализ, прогнозирование, умение устанавливать причинно-следственные связи.
В перерыве между заданиями для того, чтобы участники игры могли немного отдохнуть, мы проводим музыкальные и развлекательные паузы. Музыкальные паузы в качестве домашнего задания готовят сами ученики: различные миниатюры на предметные темы, инсценировки песен или стихов с химическим, биологическим и географическим содержанием. Это всё ребята придумывают сами, проявляют своё творчество, смекалку, фантазию. Получается всегда интересно. Развлекательные паузы включают занимательный материал по предметам, интересные сообщения «За страницами школьного учебника». После этого мероприятия приятно было услышать от детей вопрос: «А ещё такие игры будут? А когда?» Значит, основная цель была достигнута.
СЛАЙД 9
10 класс - Круглый стол «Человечество мира в зеркале прессы».
Пятеро учащихся подготовили выступление, по данным темам используя СМИ и Интернет. Свои работы они оформили в виде презентаций. Были предложены следующие темы: «Демографическая проблема», «Население Земли и Интернет», «Что будет с Россией через 50 лет?», «Хельсинки - самый экологически чистый город ЕС», «Слабый пол – сильнее». После каждого выступления идет дискуссия, где учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу услышанного.
Мероприятие способствовало расширению кругозора учащихся; развитию заинтересованности в познании нового; привитию навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой.
СЛАЙД 10
В 11 классе проведена игра «Звездный час», целью которой явилось: проверить, обобщить и закрепить знания по теме (общая характеристика региона, географический рисунок расселения и хозяйства, субрегионы и страны), развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации, формирование умений работать в группе. Задания разнообразные, например: узнать страну по описанию, определить принцип объединения стран в группу, по предложенному тексту - отгадать, о какой стране идет речь, пользуясь картами атласа, дать характеристику экономико- географического положения одной из стран зарубежной Европы. Команды получили конверт с буквами, из которых надо сложить название страны, а также конверт с разрезанными на части контурами страны, из которых надо сложить контуры государства, назвать его столицу. В завершении игры блицтурнир «Угадай страну» (родина Олимпийских игр и марафонского бега –Греция, страна тюльпанов, государство-теократическая монархия, «стальное государство»). Эти мероприятия сделали неделю более интересной и запоминающейся
СЛАЙД 11
В течение недели в школьной библиотеке работала выставка книг о природе, родном крае, охране окружающей среды.
СЛАЙД 12
За две недели в школе был объявлен конкурс занимательных газет по географии, биологии, химии и экологии, которые были вывешены в фойе школы.
СЛАЙД 13
Свои творческие способности ребята смогли реализовать, участвуя в конкурсе рисунков на тему «Мой край родной».
По окончании предметной недели на заседании ШМО проводится анализ мероприятий, организованных в ходе предметной недели.
По итогам предметной недели заместителю директора сдаются следующие документы:
- план проведения предметной недели;
- тексты заданий для интеллектуальных конкурсов ;
- планы или сценарии открытых мероприятий;
- анализ итогов предметной недели.
Чтобы повысить интерес школьников к проведению Недели в будущем, отличившимся ученикам на линейке вручили грамоты.
Проблема интересной Недели, как и хорошего урока – это проблема сочетания познавательного интереса, уровня подготовленности учащихся. Важно, что в эти дни дети ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них.
В целом Неделя прошла успешно. Поставленные цели были выполнены. Все мероприятия были направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Ученик мог проявить свою фантазию, артистизм, творчество и знания по данному предмету, а через игру у ребят воспитывался интерес к родному краю и экологическая культура. Важным аспектом этой деятельности является и то, что совместная творческая работа, неограниченная условностями урока, сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.
В этом учебном году планирую провести конкурс фото-газет, посвященный природе родного края, а также лекторий, подготовленный учащимися старших классов для проведения классных часов в младших классах.