"Современный урок, как усвоение выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения"

Выступление на ММО учителей ОБЖ:

По теме:« Современный урок, как усвоение выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения»                                                  

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

 

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.

Приведу несколько пунктов из «Федерального государственного образовательного стандарта.»  Они гласят так:

-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

-разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаёт основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

 

Я считаю, именно это является опорой современного урока.

 

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций  и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся  социально-экономических условиях.

 

Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы.

 

Каким бы современным не был наш урок, не стоит забывать, что важным его элементом является учебник. На смену прежним, традиционным  учебникам приходит учебно-методический комплект, включающий учебники, рабочие тетради, электронные приложения, средства методической поддержки, интернет-поддержку образовательного процесса и многое другое. Развитие информационных и  коммуникационных технологий позволяет утверждать, что ЭОР (электронные образовательные ресурсы) займут своё достойное место. Поэтому от учителя зависит, насколько выбор учебных изданий будет педагогически обоснованным.

Мы приходим с вами к выводу о том, что дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде являются важным педагогическим инструментом в подготовке учителем такого современного урока, и особенно они важны для анализа планируемых образовательных результатов.

 

В наши дни учителю доступен весьма богатый арсенал электронных образовательных ресурсов. Для того чтобы целенаправленно и методически обоснованно их выбирать, учителю важно знать, какие образовательные задачи можно решать с помощью данных ресурсов, какие методические функции они выполняют и какие виды учебной деятельности могут поддерживать и инициировать. Следует учитывать тот факт, что ЭОР обладают такой важной дидактической характеристикой, как интерактивность, которая в данном случае означает наличие условий для учебного диалога.

 

При этом каждый современный урок конструируется учителем с учётом как общих, так и индивидуальных особенностей школьников, исходя из условий и специфики данного образовательного учреждения, в котором будет происходить процесс обучения.

 

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребёнка. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным  становится вопрос о том, как можно и нужно развивать УУД (универсальные учебные действия). И где же их развивать, как не на уроке?

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие  универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (  такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока  - Деятельностный аспект

Новым смыслом  урока является   решение проблем  самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

 

Многие учителя, понимая важность умения учиться и разделяя идеи концепции развития УУД, всё же испытывают большие сомнения в возможности достижения поставленных задач. И одна из основных причин – недостаток знаний и умений в области применения таких психолого-педагогических технологий, с помощью которых становится возможным достижение новых образовательных результатов.

Как же ученик познаёт мир? Очевидно, что любой поиск нового знания начинается с возникновения у него какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. с проблемы. Это структурное звено мышления и познавательной активности – возникновение проблемы, предшествующее постановке мыслительной задачи, имеет самостоятельную ценность и особое значение в обучении. Именно данный этап мышления и познавательной активности ребёнка связан с порождением проблем, вопросов, формулированием новых задач, что имеет прямое отношение к процессам продуктивного и творческого мышления.

К сожалению, в наиболее распространённой практике обучения учеников это важнейшее звено мышления и познавательной активности выпадает из учебного процесса. Мышление ученика, как правило, начинается с задачи, данной учителем, и завершается её решением.

Как справедливо отметил В.П. Вахтеров, ученики в своей обыденной жизни, и в школе, и в играх всё время наблюдает и производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает, т.е. делает то, что характеризует деятельность учёного. Разница заключается только в том, что делает это он неумело, пользуясь самыми примитивными и доступными приёмами. Всё вышесказанное позволяет говорить о том, что стихийное исследовательское поведение ученика, его индуктивные и дедуктивные  рассуждения необходимо включить в специально организованные исследования, которые позволяют овладеть приёмами и методами, заимствованными из науки и научного мышления, превратить процесс познания окружающей действительности в творческий процесс, способствующий развитию мышления и творческой активности человека.

  

Отличительной чертой современного урока является его цельность.  Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока, т.е. то, «ради чего» проводится урок, то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса,-это динамический стержень урока, т.е. то, «из-за чего» проводится урок. Благодаря обобщению обеспечивается содержательная цельность, или единство урока, а благодаря мотивации – его психологическая цельность, обусловливающая психологическую связанность  и необходимость всех этапов, предотвращение распада урока на отдельные составные части. Всё это становится тем более понятным, если мы вспомним, что идея методики исследования заключается в моделировании естественного процесса открытия. Для того чтобы это открытие состоялось, чтобы получение нового знания психологически переживалось как открытие, урок и должен обладать особыми характеристиками, которые мы обозначили через определение урока как системы.

 

Школьник, иногда, имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом необычные (нестандартные) уроки.

В необычных уроках личностно-развивающей парадигмы иным становится и смысл урока, и его содержание, и его оформление.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:
- Урок - семинар
- Урок - лекция
- Урок – беседа
- Урок - практикум (Урок – экскурсия; Урок – исследование; Урок – игра )
- Урок - КВН
- Урок - защита проекта
- Урок – диспут
- Урок - конференция
- Урок - театрализованное представление
- Урок - маскарад
- Урок – путешествие
- Урок - зачет
        Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Ключевые моменты урока.

Необычный личностно развивающий урок – это не просто создание учителем благоприятной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыт к их собственной жизнедеятельности. Вся деятельность должна опираться на личность ребёнка, как индивидуальность, самоценность, раскрытие его субъектного опыта. Учитывается не только социальный статус ребёнка, но и его внутренние психофизиологические ресурсы, позволяющие, прежде всего, реализовать себя в познании. При такой работе учитель вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и учителем, и психологом! Но ведь именно такая работа даёт возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика и в соответствии с этим выстраивать для него индивидуальную траекторию развития, что разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, комфортным, в конечном счёте, позволяет повышать эффективность обучения и удовлетворённость учителя своим собственным трудом.

 

Необычный личностно-развивающий урок – это не просто создание учителем благожелательной атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Урок приобретает качественно иное значение, он превращается в форму, которая размывает границы обучения и воспитания, превращая каждый аспект пребывания ребёнка в школе в становление образа его личности. По этой причине возникает необходимость отхода от традиционных внешних взглядов на структуру урока и определение внутренней, инвариантной структуры, имеющей отношение как к обучению, так и к воспитательным процессам. И это очень важно, особенно, когда мы, учителя, работаем с учениками имеющими пробелы в знаниях

 

Формы организации урока могут быть самыми разнообразными. Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы.

 

Именно в данных уроках появляются все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к более глубинному основанию знаний. Процесс проникновения в глубину способствует возникновению личностногосмысла знаний. Он становится возможным тогда, когда ученик участвует в производстве своих знаний.

 

Структура уроков

 Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

 

Урок изучения нового материала:

 • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

 • указание на то, что учащиеся должны запомнить;

 • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

 • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

 • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

 • контроль результатов первичного запоминания;

 • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

 • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

 • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

 Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков:

 

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

 • сообщение учащимся цели предстоящей работы;

 • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

 • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

 • проверка выполненных работ;

 • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

 

Урок формирования умений и навыков:

 • постановка цели урока;

 • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

 • проведение проверочных упражнений;

 • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

 • упражнения на их освоение;

 • упражнения на их закрепление;

 • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

 • упражнения на перенос в сходную ситуацию;

 • упражнения творческого характера;

 • итог урока;

  

Урок применения знаний, умений и навыков:

 • организация начала урока (психологический настрой учащихся);

 • сообщение темы урока и его задач;

 • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

 • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

 • упражнения в применении знаний и умений а измененных условиях;

 • творческое применение знаний и умений;

 • упражнение по отработке навыков;

  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

 Структура уроков обобщения и систематизации знаний:

 

Урок повторения:

 • организация начала урока;

 • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

 • проверка пройденного материала, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее задание;

 • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

  

Повторительно-обобщающий урок:

 • организационный момент;

 • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

 • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

 • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

 • формулирование выводов по изученному материалу;

 • оценка результатов урока;

 • подведение итогов;

 

Урок контроля и коррекции:

 • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

 • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы ученики вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

 • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

 • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

 • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

 • организация начала урока;

 • проверка домашнего задания, постановка цели урока;

 • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

 • изучение нового материала, в том числе и объяснение;

 • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

 • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

 • подведение итогов и результатов урока;

 • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).