Особенности организации урока ОБЖ с учетом требований ФГОС ООО
На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов,В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм и методов процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Основой ФГОС ООО (Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Основного общего образования) является:
- духовно-нравственное воспитание личности;
- гражданская идентичность;
- системно-деятельностный подход.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Новый стандарт раскрывает возможность внедрения в процессе занятий и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). В процессе изучения предмета основы безопасности жизнедеятельности можно использовать материалы не только учебника, но и проводить наблюдения и опыты, с использованием сотового телефона, фотоаппарата и видеокамеры. Все свои наблюдения и опыты учащиеся фиксируют, обобщают, и их результаты могут быть представлены в цифровом виде, чаще всего посредством проекторов (например, зафиксировать на видеоносителе источники нарушений правил дорожного движения, противопожарной безопасности возле дома, сквере и т.д.).
В соответствие с требованиями ФГОС, организация урока или учебного занятия направлена на достижение результата обучения, поэтому изменились типы уроков и появились новые формы организации учебных занятий (учебная экскурсия; учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, компьютерном классе, заседание клуба).
Современный урок – это создание учебных ситуаций для решения поставленных проблем. От типа урока и дидактической задачи зависит структура урока. Она должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Этапы урока повторяются, чередуются, вплетаются один в другой, при этом каждый этап имеет определенную дидактическую задачу, наполнен содержанием учебного материала и нацелен на результат. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его самостоятельной деятельности.
Основополагающими принципами проектирования современного урока являются:
1. Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.
2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Таким образом, в ходе проектирования современного урока раскрываются такие компетенции как:
- компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса
- компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими обучающихся средствами предмета.
Внеурочная деятельность по ОБЖ, включает в себя отработку практических умений, навыков и УУД. Впервые прямо предусмотрена возможность внеурочной деятельности в учебном процессе по направлению развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). В списке основных направлений внеурочной деятельности отсутствует «патриотическое воспитание», поскольку оно является частью духовно-нравственного. Но, поскольку вопросы патриотического воспитания молодого поколения сегодня всё ещё является одной из главных, для подготовки физически и нравственно развитых людей, во внеурочной деятельности по-новому ФГОС следует предусмотреть проведение: военно-спортивных игр и эстафет, военно-спортивных праздников, тематических экскурсий по местам боевой славы и воинским частям и др.
ФГОС предусматривает формировать содержание внеурочных занятий с учетом пожеланий самих обучающихся, их родителей и педагогов ОБЖ. Во внеурочную деятельность целесообразно включать: индивидуальную работу учителя с учащимися, требующим дополнительной поддержки (сироты, инвалиды и др.); индивидуальные и групповые занятия (в том числе дистанционные) для детей различных категорий (например, находящиеся на домашнем обучении); экскурсии; кружки – «Юный пожарный», «Юный инспектор дорожного движения»; круглые столы – «Наш край родной»; олимпиады; соревнования и т.д.
Современные дети уже в школе получают возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологическом мире. Эту задачу помогает решить ФГОС. Поэтому учителю ОБЖ необходимо учитывать интегрированное содержание предмета, что обеспечивает личностно-значимые связи с основами наук, изучаемых в школе, и целостность содержания образования. Ключевое слово, определяющее деятельность учителя, – развитие. И в моем понимании – это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершествованию.
- Мне нравится (1)