МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Преподавание физической культуры в современной школе является одновременно и интересным, и сложным, и очень важным делом.
Интерес к физической культуре связан с победами, одержанными российскими спортсменами в Олимпиадах, с желанием быть идеалом, физически, нравственно и психически здоровой личностью, способной реализовать себя и приносить пользу людям.
Сложность преподавания именно физической культуры состоит, во-первых, в ее разнообразии форм преподавания, что требует от учителя тонкого индивидуального подхода к каждому учащемуся в независимости от его физического состояния.
Во-вторых, сложность преподавания физической культуры состоит в том, что в одном классе можно наблюдать школьников с противоположными уровнями физического развития, в связи, с чем возникает потребность преодоления этого барьера. Решение указанной задачи требует от учителя владения современными технологиями, и происходит как в сфере урочной, так и во внеурочной деятельности.
В-третьих, сложность преподавания физической культуры состоит еще и в чрезвычайной объемности материала и в соблюдении норм и правил техники безопасности на уроках. Это требует от учителя четкого осознания того, что все происходящее на уроке должно быть безопасно для здоровья учащихся. Современный учитель должен проявлять комплексный подход к преподаванию предмета, учитывающий все перечисленные факторы, и включающий в себя личность обучающегося как основу, на которую направлен весь образовательный и воспитательный процесс.
Важность преподавания физической культуры состоит в том, что это – не просто изучение предмета в определенном пространстве, это еще и воспитание патриота своей Родины, своего города, своей школы. И в этом смысле вновь многое зависит от учителя и его способности не просто научить каким-либо действиям и навыкам, а научить любить историю спортивных побед своей страны, гордиться ее успехами, сопереживать неудачам, понимать и оценивать ее место в мире, и делать это не интуитивно, а осознанно, применяя весь арсенал знаний.
Из вышесказанного следует миссия современного учителя физической культуры, моя миссия, состоящая в освещении учебного процесса как в образовательном, познавательном контексте, так и в связи с задачами воспитания патриотизма, гражданственности и толерантности, в личностном подходе к ученику как к субъекту образования.
Обозначенная миссия выдвигает на передний план такие важные качества каждого учителя, как доброжелательность, умение слушать и корректировать действия ученика, быть лично заинтересованным в проблемах учащегося, гибким, готовым к пересмотру своих взглядов, самокритичным и стремящимся к постоянному самосовершенствованию. Важно понимать, что каждый ученик, стремится к самостоятельности, имеет неповторимый жизненный опыт, собственное мнение, которое необходимо уважать и стремиться включать в общий результат работы класса.
Основными направлениями моей педагогической деятельности в 2011 – 2014 гг. являлись:
- культурно-исторические традиции региона, посредством изучения подвижных игр;
- оздоровительное, спортивно-углубленное освоение одного или нескольких видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного образования по физической культуре;
- общеразвивающее – на ступени основного общего образования – овладение обучающимися основами технико-тактических действий из видов спорта, предусмотренных образовательной программой основного общего образования по физической культуре.
Эти направления работы, во-первых, не исключают иных направлений самосовершенствования, а во-вторых – позволяют реализовывать очерченную педагогическую миссию через синтез познания, исследования и воспитания с одной стороны, через синтез урочной, внеурочной, метапредметной деятельности – с другой.
Целью моей педагогической деятельности является: формирование самостоятельной творческой и физически активной личности обучающегося путем физической деятельности на уроках и во внеурочное время через воспитание патриотизма в предмете.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
1) укрепление здоровья школьников;
2) развитие двигательных способностей;
3) формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетенций учащихся через творчество в предмете;
4) формирование здорового образа жизни школьников:
5) воспитание потребности к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
6) воспитание чувства коллективизма, ответственности, патриотизма.
Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объёмом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями, которые свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни. Важной предпосылкой эффективного обучения учащихся считаю последовательную работу над усилением инструктивной направленности уроков физической культуры в концепции сотрудничества. На уроках я содействую воспитанию активности и инициативы, применяя в качестве методов организации учебного труда индивидуальные задания отстающим ученикам, выполняемые ими на уроке самостоятельно, а также с помощью более подготовленных ребят. Также использую задания по комментированию техники выполнения упражнений другими учениками, например, по основам знаний, правилам страховки и самостраховки, взаимообучения и взаимоконтроля. Так, на каждом уроке после сообщения и уяснения учебных заданий и соответствующей организационно-подготовительной работы учащиеся получают возможность, во-первых, после необходимого инструктажа помогать друг другу при выполнении упражнений в парах, тройках, посменно в шеренгах. Во-вторых, исполнять роль помощников учителя. В-третьих, помогать одноклассникам.
Данные методы являются составной частью методики личностно-ориентированного обучения на уроках физической культуры.
В начальной фазе урока использую технологию раздельного обучения при освоении сложных технико-тактических действий, что позволяет подготовить учащихся к освоению и закреплению навыков и способствует развитию быстроты, силы и специальной выносливости и навыкам выполнения двигательных действий. Представления о технике у учеников формирую по схеме: объяснение упражнения, восприятие показываемых движений, просмотр наглядных пособий, анализ собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдения за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия. В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучиваем по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия применяю подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений. Осуществляю исправление ошибок, указывая на ошибку, предъявляя правильное исполнение и предоставляя ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения.
Следующим этапом урока является метод целостного исполнения действия, в комплексе с ним я применяю зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. На этом этапе я использую комплекс разнообразных средств:
1.Упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.
2.Подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.
Подводящие упражнения по форме и характеру движений имеют сходство с основной частью изучаемого движения.
На последующих уроках в целях совершенствования движений я применяю различные методические приемы: повышение высоты снарядов, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др. Специальные упражнения для совершенствования координации движений я разрабатываю с учетом специфики урока.
В завершающем этапе урока должна быть рефлексия – осмысление вновь усвоенного знания, оценка пройденного до него пути, обсуждение допущенных ошибок, самооценка учащимися проделанной ими работы, формулирование необходимых выводов, связанных с методами достижения необходимого знания.
Еще одним значимым методом, использующимся мною на уроках физической культуры, является метод проектов, так же ориентированный на самостоятельную индивидуальную или групповую работу для учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе здоровья. Созданные учащимися проекты проверяются и корректируются учителем, презентуются классу на уроке, обсуждаются и являются одним из факторов получения учащимися теоретических знаний по предмету «Физическая культура». Современный учитель не может работать эффективно, не используя информационно-коммуникационные технологии. Учащиеся продуктивнее усваивают учебный материал через информационные технологии. Так же эти технологии способствуют созданию ученических проектов урочной и внеурочной деятельности, создавать учебные пособия на электронной основе, осуществлять дистанционное обучение и дистанционную поддержку исследовательских проектов.
Представленная система работы прошла общественно-профессиональную экспертизу, была представлена на ШМО, районном методическом объединении учителей физической культуры, а так же в публикациях.