Физкультура и спорт

 

Для успешной организации физического воспитания школьников педагогу необходимы не только знания тео­рии и методики обучения физическим упражнениям, воз­растной физиологии и психологии, но и умения свободно ориентироваться в терминах и разбираться в основных профессиональных понятиях, которые в науке периодиче­ски обновляются. Современная научно-методическая лите­ратура предлагает различные подходы к глоссарию (т.е. толкованию тех или иных терминов и профессиональных понятий). Мы предлагаем наиболее полные из них.

 

Адаптация (физиологическая) — целенаправленная приспособительная реакция организма ребенка к условиям внешней среды, обеспечивающая возможность его жизне­деятельности путем формирования функционального со­стояния физиологических систем адекватного условиям его обитания и совершенствованию двигательной деятельно­сти, которое обеспечивается изменением структур гомео- статического (т.е. относительно постоянного) регулирова­ния.

Анаболизм — интенсивное окисление субстратов ор­ганических веществ (на уровне клетки) с восстановлением не просто ее энергетического ресурса до исходного уровня, а до появления в ней новых, более активных органических веществ, что приводит к значительному выделению допол­нительного количества энергии и, соответственно, повы­шению работоспособности организма ребенка.

Быстрота (скоростные способности) — комплексный показатель психофизического качества организма ребенка, характеризующий его способность по сигналу осуществ­лять физическую нагрузку (преимущественно циклическо­го характера, например, бег) в режиме субмаксимальной и максимальной зон мощности.

Выносливость — показатель наиболее емкого, энер­гозатратного базового психофизического качества орга­низма ребенка, характеризующего его способность выпол­нять физическую нагрузку достаточно длительное время (?) без видимых признаков утомления.

Выносливость {общая) — один из видов (производ­ный показатель) выносливости как базового психофизиче­ского качества организма ребенка, характеризующий его способность выполнять мышечную работу (преимущест­венно циклического характера) продолжительностью до 15-20 минут в режиме слабой и умеренной зон мощности без снижения ее интенсивности и видимых признаков утомления.

Выносливость (силовая) — один из видов (комплекс­ный производный показатель) выносливости как базового психофизического качества организма ребенка, характери­зующий его способность противостоять мышечному утом­лению, вызываемому относительно продолжительным (до 5-7 мин) выполнением физической нагрузки с проявлением значительной по величине силы в режиме умеренной и большой зон мощности.

Гибкость — показатель морфофункционального свой­ства организма ребенка, характеризующий степень под­вижности звеньев его опорно-двигательного аппарата при выполнении им движений с определенной амплитудой.

Гибкость (пассивная) — один из видов гибкости, ха­рактеризующий степень естественной подвижности звень­ев опорно-двигательного аппарата организма ребенка при выполнении им движений со свободной амплитудой.

Гибкость (активная) — один из видов гибкости, ха­рактеризующий степень подвижности звеньев опорно- двигательного аппарата организма ребенка во время вы­полнения им движений с заданной амплитудой при внеш­нем воздействии (например, взрослый, партнер и т.д.).

Гипокинезия — состояние, характеризующееся не­достаточным (ограниченным) количеством движений, не­обходимым для нормальной жизнедеятельности организма ребенка.

Гомеостаз — относительное динамическое постоянст­во внутренней среды организма ребенка (крови, лимфы, тканевой жидкости) на фоне устойчивости его основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и энергии и т.д.).

Двигательная активность — естественно-биологи­ческая, социально обусловленная потребность организма ребенка в движении, основанная на нейропсихологических законах кинезофилии, от степени, удовлетворения которой зависит состояние его физического и психического здоро­вья.

Двигательная деятельность — деятельность, органи­зованная (или нормированная) взрослым со свойственными этой деятельности системаобразующими компонентами (целью, задачами, содержанием и результатом), характер­ным признаком которой являются движения, способст­вующие физическому развитию ребенка.

Двигательные способности — совокупность индиви­дуальных психофизических качеств организма ребенка, со­ответствующих заданным (средой или возрастными нор­мами) требованиям к выполнению тех или иных двига­тельных действий и обеспечивающие успешное их выпол­нение.

Двигательная (физическая) подготовленность — ре­зультат физического развития организма ребенка, обуслав­ливающий степень изменений основных, а также смежных психофизических качеств (скоростных способностей или быстроты, ловкости, гибкости ребенка, его координацион­ных способностей, а также общей и силовой видов вынос­ливости)

Движения (непроизвольные) — движения, неуправ­ляемые сознанием и рассматриваемые как результат дея­тельности безусловных рефлексов (например, движения века на глазу, глотательный рефлекс при приеме пищи и другие).

Движения (произвольные) — движения, управляемые сознанием или находящиеся под контролем высшей нерв­ной деятельности и центральной нервной системы орга­низма ребенка.

Двигательные умения — степень владения двига­тельным действием, которая характеризуется невысокой быстротой и качеством выполнения, небольшой прочно­стью запоминания, а также нестабильностью результатов, и отличается необходимостью подробного контроля со сто­роны сознания.

Двигательные навыки — совершенная (или абсо­лютная) форма двигательных умений, выработанная по ме­ханизму условных рефлексов (динамический стереотип), результатом которых является качественное выполнение ребенком двигательных действий без контроля со стороны сознания, а сами действия отличаются высокой надежно­стью.

Диагностика (функциональная) — процесс измерения и оценки индивидуальных жизнеобеспечивающих (сер- дечно-сосудистая, дыхательная, мышечная и другие) пока­зателей физиологических систем организма ребенка.

Динамический стереотип — относительно устойчи­вая, целостная система условно-рефлекторных связей, вы­работанная в результате многократного повторения одина­ковых по силе, последовательности и продолжительности раздражителей, представляющая собой сформированный в коре больших полушарий головного мозга системный фи­зиологический структурный след, являясь физиологиче­ской основой формирования двигательных навыков.

Доминанта (психофизиологическая) — временно гос­подствующая в коре больших полушарий головного мозга рефлекторная система, осуществляющая приспособитель­ную и активно организующую деятельность ребенка, в том числе и мышечную.

Задатки — генетические особенности организма ре­бенка (строение тела, двигательного аппарата, нервной системы, органов чувств и т.п.), составляющие природную основу развития его способностей. Задатки в зависимости от системы физического воспитания и режима двигатель­ной деятельности могу! преобразоваться или не преобра­зоваться в двигательные способности.

Задатки (психофизических качеств) — психофизиоло- гиические структуры, возникающие по генетическим зако­нам развития и влияющие на морфофункциональные осо­бенности организма и психическое развитие ребенка.

Задачи (педагогические) — основные направления в достижении поставленной цели, выполняющие функцию тактических действий, отвечающих на вопрос «Как ты со­бираешься достигать цель?». В теории физического воспи­тания человека принято выделять три группы задач: оздо­ровительную образовательную и воспитательную.

Закономерности (педагогические) — объективно су­ществующие, необходимые и периодически повторяющие­ся устойчивые связи между явлениями процесса образова­ния, характеризующие его поступательное развитие.

Здоровье (ребенка) — динамическое и вместе с тем ус­тойчивое к патологическим (болезнетворным) и экстре­мальным воздействиям состояние детского организма, ко­торое достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект.

Здоровый образ жизни человека — комплексная сис­тема ценностно-ориентированного отношения человека к себе и своему здоровью, позволяющая ему при помощи биологически и социально целесообразных форм и спосо­бов жизнедеятельности, а также средств физической куль­туры, адекватных возможностям организма, осознанно удовлетворять свои двигательные, социальные и биологи­ческие потребности для обеспечения активного долголе­тия.

Инновации (педагогические) — нововведения, обеспе­чивающие существенное повышение качества образования ребенка при сохранении основных показателей состояния его здоровья.

Кинезофилия — врожденная (основанная на механиз­ме безусловного рефлекса) биологическая потребность ор­ганизма ребенка в двигательной активности.

Координация движений — комплексный производ­ный показатель ловкости как базового психофизического качества организма ребенка, характеризующий его способ­ность к взаимодействию и согласованности различных мышечных групп, относящихся к разным сегментам тела при выполнении передвижений в пространстве в режиме слабой и умеренной зон мощности.

Ловкость — комплексный показатель психофизиче­ского качества организма ребенка, характеризующий его способность быстро, точно и находчиво перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требо­ваниями внезапно меняющейся обстановки в режиме уме­ренной зоны мощности.

Метаболизм — естественный физиологический про­цесс окислительно-восстановительных реакций субстратов органических веществ непосредственно в самой клетке с выделением необходимого для жизнеобеспечения орга­низма ребенка количества энергии.

Методика — совокупность различных средств, мето­дов, методических приемов, форм организации и контроля, направленных на достижение поставленной цели.

Мониторинг (физического здоровья) — динамическая система контроля, анализа и коррекции состояния органи­зации физического воспитания одного ребенка или группы детей в условиях дошкольного образовательного учрежде­ния по конкретным показателям, отслеживаемым во вре­мени.

Онтогенез — совокупность последовательных морфо­логических, физиологических и биохимических преобразо­ваний организма в течение всего жизненного цикла от мо­мента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до смерти.

Принципы (педагогические) — основные исходные положения (правила, требования) к деятельности и поведе­нию ребенка, которые, однако, при определенных форс- мажорных обстоятельствах может временно изменяться.

Проблема — сложная ситуация, на которую у ребенка нет однозначного ответа, и это требует от него значитель­ных умственных, физических, психических и других уси­лий по поиску путей решения.

Развитие — процесс, характеризующийся качествен­ным переходом одного состояния чего-либо в другое, бо­лее или менее совершенное.

Развитие (физическое) — динамика морфофункцио- нального состояния организма ребенка, обуславливающая естественный переход его основных жизнеобеспечиваю­щих показателей с одного качественного уровня на другой, более или менее совершенный.

Резистентность — относительная устойчивость (дру­гими словами, сопротивляемость) организма ребенка к воздействию различных повреждающих факторов внешней среды, реализуемая на основе общебиологического прин­ципа гомеостаза (т.е. наличие относительного постоянства внутренней среды его организма).

Рефлекс — закономерная ответная реакция организма ребенка на действие раздражителя при обязательном уча­стии центральной нервной системы (ЦНС).

Сила — показатель психофизического качества, ха­рактеризующего способность организма ребенка преодоле­вать внешнее сопротивление посредством мышечных на­пряжений в единицу времени в режиме субмаксимальной и максимальной зон мощности.

Система — интегральное понятие, характеризующее совокупность взаимодействующих между собой элемен­тарных структурных компонентов, объединенных в целое для выполнения общей функции, которую не может осу­ществить полноценно ни один из отдельно взятых компо­нентов

Скоростно-силовые качества — комплексный пока­затель смежного психофизического качества организма ре­бенка, характеризующего его способность осуществлять физическую нагрузку (преимущественно ациклического и смешанного характера, например, подскоки, прыжки, ме­тания и другие виды движений), преодолевая внешнее со­противление посредством мышечных напряжений в мини­мальный для данных условий отрезок времени в режиме большой и субмаксимальной зон мощности.

Спорт — специальная двигательная деятельность, со­пряженная с проявлением максимальных физических и во­левых усилий, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, вы­явленных в процессе состязания.

Технология (педагогическая) — организованный, строго регламентированный образовательный процесс вы­полнения ребенком двигательных действий с четко задан­ными методами, приемами, средствами, формами контроля и организации, направленный на достижение поставленной цели и, гарантирующий конечный результат.

Упражнения (физические) — движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельно­сти, отобранные педагогом в качестве средств физического воспитания.

Упражнения (общеразвивающие — ОРУ) — физиче­ские упражнения, имеющие разностороннюю направлен­ность воздействия на функции организма ребенка.

Физиологическая стоимость физической нагрузки

(или интенсивность) — реакция сердечно-сосудистой сис­темы организма ребенка на конкретную физическую на­грузку (относительно покоя), характеризующая степень (величину) активизации мощностных возможностей дан­ной системы, обеспечивая, при этом, запуск физиологиче­ского механизма активизации других взаимосвязанных с ней функциональных (дыхательной, мышечной и т.д.) сис­тем его организма во время освоения физической нагрузки. Условно, физиологическую стоимость принято выражать в определенных зонах мощности: слабая — от 120 до 130 уда­ров в минуту; умеренная — от 130 до 140 ударов в минуту; большая — от 140 до 150 ударов в минуту; субмаксимальная — от 150 до 160 ударов в минуту и максимальная — более 160 ударов в минуту.

Физическое воспитание — организованный педаго­гический процесс воздействия на личность ребенка средст­вами физической культуры в целях совершенствования форм и функций его организма, сохранения и укрепления здоровья малыша, формирования основ знания, двигатель­ных умений и навыков, а также приобщения ребенка к нравственным общечеловеческим ценностям.

Физическая культура — часть общей культуры, ха­рактеризующая достижения общества в области физиче­ского, психического и социального здоровья человека.

Физическая нагрузка — степень воздействия физиче­ских упражнений на организм ребенка в тех или иных зо­нах мощности (слабой, умеренной, большой, субмакси­мальной и максимальной), вызывающая прибавочную фи­зиологическую активность соответствующих функций и физиологических систем организма (относительно покоя).

Физическая нагрузка (нормированная) — организо­ванная физическая нагрузка, соответствующая заданным субъективным (состояние здоровья ребенка) или его объек­тивным (возрастным) нормам дозирования по времени, объему и интенсивности, и, находящаяся под контролем взрослого (педагог по физической культуре, воспитатель или родители).

Формирование — целенаправленное (под непосредст­венным контролем взрослого: педагог по физической культуре, воспитатель или родители) освоение ребенком образовательной деятельности в соответствии с заданной извне конкретной нормой (или ее эталоном) с обязатель­ными критериями оценки качества выполнения этой дея­тельности (например, формирование того или иного двига­тельного умения).

Цель (педагогическая) — процесс проектирования ко­нечного результата образовательной деятельности, выпол­няющего функцию стратегии, отвечающей на вопрос «За­чем ты собираешься это делать?».

Целеполагание (педагогическое) — процесс построе­ния той или иной образовательной деятельности с четко сформулированной целью и конкретно поставленными за­дачами.

 

 

Комментарии

Герцог Людмила Викторовна

Спасибо за интересную информацию!