Физкультура и спорт
Для успешной организации физического воспитания школьников педагогу необходимы не только знания теории и методики обучения физическим упражнениям, возрастной физиологии и психологии, но и умения свободно ориентироваться в терминах и разбираться в основных профессиональных понятиях, которые в науке периодически обновляются. Современная научно-методическая литература предлагает различные подходы к глоссарию (т.е. толкованию тех или иных терминов и профессиональных понятий). Мы предлагаем наиболее полные из них.
Адаптация (физиологическая) — целенаправленная приспособительная реакция организма ребенка к условиям внешней среды, обеспечивающая возможность его жизнедеятельности путем формирования функционального состояния физиологических систем адекватного условиям его обитания и совершенствованию двигательной деятельности, которое обеспечивается изменением структур гомео- статического (т.е. относительно постоянного) регулирования.
Анаболизм — интенсивное окисление субстратов органических веществ (на уровне клетки) с восстановлением не просто ее энергетического ресурса до исходного уровня, а до появления в ней новых, более активных органических веществ, что приводит к значительному выделению дополнительного количества энергии и, соответственно, повышению работоспособности организма ребенка.
Быстрота (скоростные способности) — комплексный показатель психофизического качества организма ребенка, характеризующий его способность по сигналу осуществлять физическую нагрузку (преимущественно циклического характера, например, бег) в режиме субмаксимальной и максимальной зон мощности.
Выносливость — показатель наиболее емкого, энергозатратного базового психофизического качества организма ребенка, характеризующего его способность выполнять физическую нагрузку достаточно длительное время (?) без видимых признаков утомления.
Выносливость {общая) — один из видов (производный показатель) выносливости как базового психофизического качества организма ребенка, характеризующий его способность выполнять мышечную работу (преимущественно циклического характера) продолжительностью до 15-20 минут в режиме слабой и умеренной зон мощности без снижения ее интенсивности и видимых признаков утомления.
Выносливость (силовая) — один из видов (комплексный производный показатель) выносливости как базового психофизического качества организма ребенка, характеризующий его способность противостоять мышечному утомлению, вызываемому относительно продолжительным (до 5-7 мин) выполнением физической нагрузки с проявлением значительной по величине силы в режиме умеренной и большой зон мощности.
Гибкость — показатель морфофункционального свойства организма ребенка, характеризующий степень подвижности звеньев его опорно-двигательного аппарата при выполнении им движений с определенной амплитудой.
Гибкость (пассивная) — один из видов гибкости, характеризующий степень естественной подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата организма ребенка при выполнении им движений со свободной амплитудой.
Гибкость (активная) — один из видов гибкости, характеризующий степень подвижности звеньев опорно- двигательного аппарата организма ребенка во время выполнения им движений с заданной амплитудой при внешнем воздействии (например, взрослый, партнер и т.д.).
Гипокинезия — состояние, характеризующееся недостаточным (ограниченным) количеством движений, необходимым для нормальной жизнедеятельности организма ребенка.
Гомеостаз — относительное динамическое постоянство внутренней среды организма ребенка (крови, лимфы, тканевой жидкости) на фоне устойчивости его основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и энергии и т.д.).
Двигательная активность — естественно-биологическая, социально обусловленная потребность организма ребенка в движении, основанная на нейропсихологических законах кинезофилии, от степени, удовлетворения которой зависит состояние его физического и психического здоровья.
Двигательная деятельность — деятельность, организованная (или нормированная) взрослым со свойственными этой деятельности системаобразующими компонентами (целью, задачами, содержанием и результатом), характерным признаком которой являются движения, способствующие физическому развитию ребенка.
Двигательные способности — совокупность индивидуальных психофизических качеств организма ребенка, соответствующих заданным (средой или возрастными нормами) требованиям к выполнению тех или иных двигательных действий и обеспечивающие успешное их выполнение.
Двигательная (физическая) подготовленность — результат физического развития организма ребенка, обуславливающий степень изменений основных, а также смежных психофизических качеств (скоростных способностей или быстроты, ловкости, гибкости ребенка, его координационных способностей, а также общей и силовой видов выносливости)
Движения (непроизвольные) — движения, неуправляемые сознанием и рассматриваемые как результат деятельности безусловных рефлексов (например, движения века на глазу, глотательный рефлекс при приеме пищи и другие).
Движения (произвольные) — движения, управляемые сознанием или находящиеся под контролем высшей нервной деятельности и центральной нервной системы организма ребенка.
Двигательные умения — степень владения двигательным действием, которая характеризуется невысокой быстротой и качеством выполнения, небольшой прочностью запоминания, а также нестабильностью результатов, и отличается необходимостью подробного контроля со стороны сознания.
Двигательные навыки — совершенная (или абсолютная) форма двигательных умений, выработанная по механизму условных рефлексов (динамический стереотип), результатом которых является качественное выполнение ребенком двигательных действий без контроля со стороны сознания, а сами действия отличаются высокой надежностью.
Диагностика (функциональная) — процесс измерения и оценки индивидуальных жизнеобеспечивающих (сер- дечно-сосудистая, дыхательная, мышечная и другие) показателей физиологических систем организма ребенка.
Динамический стереотип — относительно устойчивая, целостная система условно-рефлекторных связей, выработанная в результате многократного повторения одинаковых по силе, последовательности и продолжительности раздражителей, представляющая собой сформированный в коре больших полушарий головного мозга системный физиологический структурный след, являясь физиологической основой формирования двигательных навыков.
Доминанта (психофизиологическая) — временно господствующая в коре больших полушарий головного мозга рефлекторная система, осуществляющая приспособительную и активно организующую деятельность ребенка, в том числе и мышечную.
Задатки — генетические особенности организма ребенка (строение тела, двигательного аппарата, нервной системы, органов чувств и т.п.), составляющие природную основу развития его способностей. Задатки в зависимости от системы физического воспитания и режима двигательной деятельности могу! преобразоваться или не преобразоваться в двигательные способности.
Задатки (психофизических качеств) — психофизиоло- гиические структуры, возникающие по генетическим законам развития и влияющие на морфофункциональные особенности организма и психическое развитие ребенка.
Задачи (педагогические) — основные направления в достижении поставленной цели, выполняющие функцию тактических действий, отвечающих на вопрос «Как ты собираешься достигать цель?». В теории физического воспитания человека принято выделять три группы задач: оздоровительную образовательную и воспитательную.
Закономерности (педагогические) — объективно существующие, необходимые и периодически повторяющиеся устойчивые связи между явлениями процесса образования, характеризующие его поступательное развитие.
Здоровье (ребенка) — динамическое и вместе с тем устойчивое к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояние детского организма, которое достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект.
Здоровый образ жизни человека — комплексная система ценностно-ориентированного отношения человека к себе и своему здоровью, позволяющая ему при помощи биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, а также средств физической культуры, адекватных возможностям организма, осознанно удовлетворять свои двигательные, социальные и биологические потребности для обеспечения активного долголетия.
Инновации (педагогические) — нововведения, обеспечивающие существенное повышение качества образования ребенка при сохранении основных показателей состояния его здоровья.
Кинезофилия — врожденная (основанная на механизме безусловного рефлекса) биологическая потребность организма ребенка в двигательной активности.
Координация движений — комплексный производный показатель ловкости как базового психофизического качества организма ребенка, характеризующий его способность к взаимодействию и согласованности различных мышечных групп, относящихся к разным сегментам тела при выполнении передвижений в пространстве в режиме слабой и умеренной зон мощности.
Ловкость — комплексный показатель психофизического качества организма ребенка, характеризующий его способность быстро, точно и находчиво перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в режиме умеренной зоны мощности.
Метаболизм — естественный физиологический процесс окислительно-восстановительных реакций субстратов органических веществ непосредственно в самой клетке с выделением необходимого для жизнеобеспечения организма ребенка количества энергии.
Методика — совокупность различных средств, методов, методических приемов, форм организации и контроля, направленных на достижение поставленной цели.
Мониторинг (физического здоровья) — динамическая система контроля, анализа и коррекции состояния организации физического воспитания одного ребенка или группы детей в условиях дошкольного образовательного учреждения по конкретным показателям, отслеживаемым во времени.
Онтогенез — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма в течение всего жизненного цикла от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до смерти.
Принципы (педагогические) — основные исходные положения (правила, требования) к деятельности и поведению ребенка, которые, однако, при определенных форс- мажорных обстоятельствах может временно изменяться.
Проблема — сложная ситуация, на которую у ребенка нет однозначного ответа, и это требует от него значительных умственных, физических, психических и других усилий по поиску путей решения.
Развитие — процесс, характеризующийся качественным переходом одного состояния чего-либо в другое, более или менее совершенное.
Развитие (физическое) — динамика морфофункцио- нального состояния организма ребенка, обуславливающая естественный переход его основных жизнеобеспечивающих показателей с одного качественного уровня на другой, более или менее совершенный.
Резистентность — относительная устойчивость (другими словами, сопротивляемость) организма ребенка к воздействию различных повреждающих факторов внешней среды, реализуемая на основе общебиологического принципа гомеостаза (т.е. наличие относительного постоянства внутренней среды его организма).
Рефлекс — закономерная ответная реакция организма ребенка на действие раздражителя при обязательном участии центральной нервной системы (ЦНС).
Сила — показатель психофизического качества, характеризующего способность организма ребенка преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных напряжений в единицу времени в режиме субмаксимальной и максимальной зон мощности.
Система — интегральное понятие, характеризующее совокупность взаимодействующих между собой элементарных структурных компонентов, объединенных в целое для выполнения общей функции, которую не может осуществить полноценно ни один из отдельно взятых компонентов
Скоростно-силовые качества — комплексный показатель смежного психофизического качества организма ребенка, характеризующего его способность осуществлять физическую нагрузку (преимущественно ациклического и смешанного характера, например, подскоки, прыжки, метания и другие виды движений), преодолевая внешнее сопротивление посредством мышечных напряжений в минимальный для данных условий отрезок времени в режиме большой и субмаксимальной зон мощности.
Спорт — специальная двигательная деятельность, сопряженная с проявлением максимальных физических и волевых усилий, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявленных в процессе состязания.
Технология (педагогическая) — организованный, строго регламентированный образовательный процесс выполнения ребенком двигательных действий с четко заданными методами, приемами, средствами, формами контроля и организации, направленный на достижение поставленной цели и, гарантирующий конечный результат.
Упражнения (физические) — движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные педагогом в качестве средств физического воспитания.
Упражнения (общеразвивающие — ОРУ) — физические упражнения, имеющие разностороннюю направленность воздействия на функции организма ребенка.
Физиологическая стоимость физической нагрузки
(или интенсивность) — реакция сердечно-сосудистой системы организма ребенка на конкретную физическую нагрузку (относительно покоя), характеризующая степень (величину) активизации мощностных возможностей данной системы, обеспечивая, при этом, запуск физиологического механизма активизации других взаимосвязанных с ней функциональных (дыхательной, мышечной и т.д.) систем его организма во время освоения физической нагрузки. Условно, физиологическую стоимость принято выражать в определенных зонах мощности: слабая — от 120 до 130 ударов в минуту; умеренная — от 130 до 140 ударов в минуту; большая — от 140 до 150 ударов в минуту; субмаксимальная — от 150 до 160 ударов в минуту и максимальная — более 160 ударов в минуту.
Физическое воспитание — организованный педагогический процесс воздействия на личность ребенка средствами физической культуры в целях совершенствования форм и функций его организма, сохранения и укрепления здоровья малыша, формирования основ знания, двигательных умений и навыков, а также приобщения ребенка к нравственным общечеловеческим ценностям.
Физическая культура — часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.
Физическая нагрузка — степень воздействия физических упражнений на организм ребенка в тех или иных зонах мощности (слабой, умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной), вызывающая прибавочную физиологическую активность соответствующих функций и физиологических систем организма (относительно покоя).
Физическая нагрузка (нормированная) — организованная физическая нагрузка, соответствующая заданным субъективным (состояние здоровья ребенка) или его объективным (возрастным) нормам дозирования по времени, объему и интенсивности, и, находящаяся под контролем взрослого (педагог по физической культуре, воспитатель или родители).
Формирование — целенаправленное (под непосредственным контролем взрослого: педагог по физической культуре, воспитатель или родители) освоение ребенком образовательной деятельности в соответствии с заданной извне конкретной нормой (или ее эталоном) с обязательными критериями оценки качества выполнения этой деятельности (например, формирование того или иного двигательного умения).
Цель (педагогическая) — процесс проектирования конечного результата образовательной деятельности, выполняющего функцию стратегии, отвечающей на вопрос «Зачем ты собираешься это делать?».
Целеполагание (педагогическое) — процесс построения той или иной образовательной деятельности с четко сформулированной целью и конкретно поставленными задачами.
Комментарии
Физкультура и спорт
Спасибо за интересную информацию!