Герценовские чтения 2011
Рискнула, и приняла участие в педагогической конференции. " и людей посмотреть и себя показать" и то и другое удалось. Мой доклад назывался " Из опыта составления задач на основе материала о Санкт - Петербурге" (время было ограниченно, поэтому сужала, как могла)
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отбора таких средств обучения, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем.
С другой стороны в современном мире необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей.
Для повышения мотивации обучения и уровня заинтересованности учащихся мне кажется актуальным использовать для составления качественных и расчетных задач городского фольклора , легенд, исторического, краеведческого материала о Санкт - Петербурге.
Эти задачи содержат не только необходимые сведения для их решения, но и активизируют познавательную деятельность и эмоциональную сферу ученика. Мне кажется очень важным, что сформулированные таким образом задачи позволяют:
- Гармонично соединить и гуманитарные, и технические знания, что позволяет заинтересовать и «физиков» и «лириков»
- Так как задаче может предшествовать небольшие преамбулы, расширяется кругозор учеников.
- Задача сама по себе становится привлекательнее, эмоциональнее.
- Работая с расширенным условием задачи, учащиеся, учатся выбирать необходимые данные.
- Использование задач – ступенек, позволяет поэтапно обучать решению задач.
- Возможно внесение игровых моментов.
- Классические задачи, переформулированные на основе материала о городе, вызывают больший интерес, при этом становясь, с одной стороны ближе, а с другой. Позволяют переносить полученные знания в новые условия.
Очень важно учить ребят самим составлять такие задачи, умение ставить вопрос, подбирать численные значения, не менее значимо, чем решение задачи.
Качественные вопросы – задачи.
- Какой из львов имеет меньшую массу?
- Тема ненадежности петербургской почвы под Исаакиевским собором никогда не покидала городскую мифологию. Рассказывают, как Александр Жемчужников — «неистощимый забавник с необычным даром имитатора» однажды ночью, переодевшись в мундир флигель-адъютанта, объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор. Каким образом Монферра́н постарался уменьшить давление собора на болотистую почву Петербурга?
- Заложив Петербург, Петр I сразу же принялся заботиться о его улицах.
Первые мостовые в городе были деревянными, и Петр настоятельно заботился о них. В 1715 году он издал строжайший указ: «Великий Государь указал в Санкт-Петербурге публиковать свой Великого Государя указ, чтоб с сего времени впредь скобами и гвоздями, чем сапоги мужские и женские подбивали, никто не торговал и у себя их не имел; также и никто, какого б чину кто ни был, с таким подбоем сапогов и башмаков не носил; а если у кого с таким подбоем явятся сапоги или башмаки, и те жестоко будут штрафованы, а купецкие люди, которые такие скобы и гвозди держать будут, сосланы будут на каторгу; а имение их взято будет на Его Великого Государя».
Расчетные задачи:
- Масса сфинкса из сиенита на Университетской набережной 23тонны. . Найдите объем сфинкса, если плотность сиенита 2800 кг/м3.
- Прочитайте отрывок: «Размеры камня (параллелепипед около 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину) и его масса (около 1 800 т!!!) внушали не только ужас, но и сомнения в том, что его можно сдвинуть с места, не говоря уже о перемещении по суше, а потом по воде - только так его можно было доставить на Сенатскую площадь!»Найдите примерную плотность гранита.
- Кот Елисей выполнен из бронзы, Имеет массу 25 кг, высоту зз см.
Найти объем кота, силу тяжести, действующую на кота и архимедову силу, которая действует на скульптуру кота, если его погрузить в воду.
- Задача Эдисона( из книги Я.И. Перельмана «Физика на каждом шагу»): «Представьте себя на необитаемом острове. Перед вами стоит огромная гранитная скала высотой 20 м, длиной 20 м и весом 20 т. Как вам сдвинуть ее с мест, если учесть, что на острове нет ничего, что могло бы помочь?»
- Проект «Петербуржский задачник»
Известно, что все три части Колонны Славы были отлиты из разных металлов:
скульптура Славы – из бронзы; ствол колонны – из чугуна; постамент – из гранита.
Масса всего памятника равна 573,3 тоннам, общая высота – 30 м, длина и ширина постамента – по 4,5 м, высота – 5,3 м.
Найти вес, давление на землю памятника; массу, объём постамента.
Остается добавить, что, максимальный эффект получается в том случае, если на уроке используется связь и с другими предметами. Решение Петербуржских задач – это одна из форм дифференцированного обучения предмету, не только по уровню сложности, но и по содержанию задач, интересам ребят, мотивам обучения. Краееведчекий, исторический материал может и должен быть использования и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokladprezentazia.pptm | 1.34 МБ |