«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ»
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ»
Е. В. Алтабасова
« Искусство воспитания детей –
одно из благороднейших искусств .
Кто желает воспитать ребенка, тот
должен пробудить и укрепить в нём
духовность»
(Н.А. Ильин)
Воспитание существует, пока живёт само общество, и является одним из важнейших средств обеспечения его существования и преемственности, а также развития личности.
Эстетическое воспитание детей, построенное на интегрировано–гуманитарной основе, позволяет формировать духовно-нравственную культуру личности в процессе познавательной деятельности, поскольку эстетическая культура – это часть общей культуры личности, выражающая её способность воспринимать и преобразовывать действительность по законам и нормам красоты, совершенства и гармонии. «Чувство изящного, - писал В.Г. Белинский, - есть условие человеческого достоинства... Без него, без этого чувства нет гения, нет ума, остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчётов эгоизма... Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности».
Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с воспитанием духовно-нравственным, умственным, трудовым и физическим
Возрождение духовности, нравственности у подрастающего поколения – первостепенная задача сегодняшнего дня, так как «суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное» (Б.М.Неменский) В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому.
Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности .
Хореографическое искусство как специфический род человеческого мышления и творческой деятельности, оно в течение огромного исторического периода более других искусств было широко и непосредственно вплетено в процесс материальной и духовной жизни людей и выполняло свое предназначение в интересах общества. Являясь ярким выразительным воплощением ментальных особенностей, национального мировоззрения, философских, религиозных, нравственных, эстетических взглядов, господствующих в тот или иной исторический период, хореографическое искусство оказывало влияние на духовный мир человека и его взаимоотношения в обществе, нравственной позиции, положительного отношения к лучшим национальным традициям и общечеловеческим ценностям. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Тренировка тончайших двигательных навыков,
которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, развитию креативности, эмоциональности, предотвращает появление различных психологических комплексов, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус.
Хореография, как искусство коллективное, сплачивает детей, развивает чувство требовательности, принципиальности, ответственности – ведь в танце проявляется характер и духовные качества личности. Танец развивают эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему знания о мире, то танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танце явлениями объективного мира. Скажем, музыкальный образ «Весны» может вызвать целую гамму переживаний, связанных представлением об этом времени года: запахами зелени, травы, яркостью неба и солнца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
В сравнении с музыкой, пением, изобразительным искусством, имеющими постоянное место в сетке школьного расписания, танец, так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников. Хореография – важный элемент культуры, она должна изучаться в общеобразовательной школе как предмет образовательной области. Танец, в отличие от других предметов, снимает перегрузку, улучшает физическое и душевное состояние детей и даже повышает общую успеваемость. Хотелось бы, чтобы хореография в образовательных учреждениях была представлена в следующих видах: уроки ритмики, хореографический кружок, специальные классы или классы с хореографическим уклоном. К сожалению, у нас в стране сегодня нет четкой позиции государства по отношению к предметам художественно-эстетического цикла. С одной стороны, эти дисциплины включены в стандарт общего образования, с другой, существует тенденция к сокращению часов. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного, нравственно-духовного и физического развития.
« Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим»
ЛИТЕРАТУРА
1.Смирнов Н.Г, Бочкарёва Н.И Уроки хореографии в образовательных учреждениях - Кемерово 1996 г.
2. Подласный И.П. Педагогика - Москва 1996 г.
3. Пуртова Т.В, Беликова А.Н Учите детей танцевать - Москва 2003г.
4. Неменский Б.М. Искусство – школа - формирование личности - Москва 2003 г.
4.. Борев Ю.Б Эстетика - Смоленск 1997 г.
5. Дашкова И. Энциклопедия Балет - Москва 1995г.
6. Карп П. Младшая муза - Москва 1986г.
.