Эссе " Минем педагогик эшчщнлегем"
Предварительный просмотр:
Помнится, лет пятнадцать-двадцать назад везде глаз натыкался на объявления о том, что требуются рабочие. Поражала величина предлагаемой зарплаты. Она была, как правило, значительно больше, чем у квалифицированных инженеров и специалистов с высшим образованием.
Однако сегодня практически везде можно наблюдать одинаково невеселую картину: «доки», на которых все держалось, один за другим выходят на пенсию, а заменить их некем. Потому что молодежь не торопится занять освобождающиеся места из-за стереотипа этих профессий как трудной и низкооплачиваемой работы. Разрыв между спросом и предложением на рабочие профессии не сокращается, а, наоборот, продолжает расти.
Постиндустриальная экономика, сориентированная на широкое использование и быстрое развитие высоких технологий, предъявляет новые повышенные требования к качеству рабочей силы - образовательному, профессиональному, культурному уровню работников, их нравственным и психологическим характеристикам.
Сегодня конкурентоспособность работника понимается как соответствие рабочей силы требованиям рынка, совокупность характеристик, определяющая сравнительные позиции конкретного работника на рынке труда и позволяющая ему претендовать на занятие определённых вакансий.
Анализируя ситуацию решения кадровых проблем на российских предприятиях, можно сделать следующее заключение о современном понимании качества работника и его основных показателях: уровень здоровья, уровень квалификации, уровень благосостояния и уровень сознания. Уровень здоровья позволяет судить о возможностях работника трудиться с высокой интенсивностью. Уровень квалификации говорит о том, что, какой мере работник подготовлен и соответствует предъявляемым к его труду организационно – технологическим требованиям. Уровень благосостояния сопряжен с такими особенностями трудового поведения, как способность к интенсивному труду и предприимчивость. Уровень сознания связан с системой целей, ценностей и мотивацией человека, с особенностями его трудовой морали, определяющими его отношение к труду и организации в целом.
Таким образом, конкурентоспособность работника на рынке труда целесообразно рассматривать на двух уровнях:
- На макроуровне (общие требования, сложившиеся в сфере деятельности) конкурентоспособность понимается как качество рабочей силы по данному виду деятельности;
- На уровне конкретной вакансии – с позиции качества работника применительно к вакансии рабочего места в определённой предпринимательской структуре.
При анализе конкурентоспособности выпускников профессиональных учебных заведений необходимо учитывать и макро - и микро – уровни. Выделим критерии конкурентоспособности выпускников на современном рынке труда с позиции качества рабочей силы по четырём основным параметрам:
- Профессиональная квалификация,
- Культура (ценности, ориентации, и уровень развития),
- Мотивация,
- Поведенческие характеристики.
Рассмотрим роль учреждения образования в становлении конкурентоспособного специалиста.
Первый определяющий критерий – профессиональная квалификация. Опыт отбора кадров свидетельствует о возрастании требований к образованию специалистов и изменении критериев образования.
Учитывая постоянное увеличение организаций на рынке образовательных услуг, особое внимание работодателями при приёме на работу уделяется не только уровню образования, но и таким показателям, как вид учреждения образования, его рейтинг в образовательной среде. В настоящее время предпочтение отдаётся очному обучению в государственном учебном заведении с сильной материально – технической базой.
Важной характеристикой профессиональной квалификации молодого специалиста является опыт профессиональной деятельности. Основным фактором отказа молодым специалистам в трудоустройстве является отсутствие опыта. Однако с этим можно не согласиться. Каждый учащийся имеет опыт профессиональной деятельности в период прохождения учебной, производственной, преддипломной практик.
Второй определяющий критерий конкурентоспособности выпускника профессионального учебного заведения – культура специалиста (общая и профессиональная).
Одним из определяющих факторов конкурентоспособности на рынке труда является иерархия мотивов личности, (а именно трудовая и профессиональная мотивация
Четвёртый фактор конкурентоспособности специалиста – поведение на рынке труда – включает чёткий план построения карьеры и поиск работы, определённость целей трудоустройства.
Из анализа основных характеристик конкурентоспособности специалиста на рынке труда очевидна определяющая роль учреждения начального профессионального образования в формировании специалиста, адекватно удовлетворяющего спрос на рабочую силу.
Анализируя возможности учреждения образования по подготовке конкурентоспособных специалистов, нельзя не отметить проблему недостаточного взаимодействия учреждений образования и государственной службы занятости населения. Развитие более активного сотрудничества со службой занятости населения необходимо рассматривать как эффективный ресурс в подготовке конкурентоспособных специалистов. Исходя из этого, можно выделить основные направления сотрудничества:
- Прогнозирование развития рынка труда:
- Анализ спроса и предложения рабочей силы;
- Согласование профиля профессионального обучения;
- Участие в Ярмарках вакансий и учебных мест;
- Мониторинг эффективности профессионального образования.
- Профессиональная ориентация молодёжи:
- Содействие специалистов – профконсультантов в профессиональном отборе абитуриентов в профессиональное учебное заведение;
- Совместное формирование профессиографической базы учебного заведения;
- Профориентационные мероприятия среди учащихся общеобразовательных учебных заведений.
- Реализация специальных программ государственной службы занятости:
- Содействие в организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан;
- Программа «Молодёжная практика» (содействие в трудоустройстве выпускников образовательного учреждения).
- Социальная адаптация граждан на рынке труда:
- Курс социальной адаптации молодых специалистов на рынке труда;