Использование интерактивной доски на уроках биологии.

Куликова Наталья Владимировна

Интерактивные технологии стремительно вошли в образование. Основные инструменты работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня предстают в новом исполнении как интерактивная доска (Triumph Board). Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением интерактивной доски и мультимедийного проектора для оборудования кабинета биологии. Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Чтобы начать работу на компьютере, достаточно только прикоснуться к поверхности доски. Возможности доски настолько большие, насколько велики возможности компьютера в учебном процессе.  Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных,  обучениестановится лёгким и увлекательным.  В работе с доской много положительных моментов. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы. В состав программного обеспечения интерактивной доски входит коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).  Их можно приобрести дополнительно. Галерея  используемых мною ЦОР  (они представлены на странице моего сайта) расширяет возможности подготовки к урокам. На мой взгляд минусов в работе с доской  нет , а плюсов достаточно:

- Учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом.
-  Любые пометки и изменения  сохраняются  для последующего просмотра или работы.
- Учащиеся более, активны, мотивированы.

Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но  думаю, что  потраченные усилия обязательно приведут к успеху. Таким образом, подача материала с использованием интерактивной доски позволяет сделать урок ярче, информативнее и увлекательнее. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся.  

Немного общей, но полезной информации. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА была впервые представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 году, и одними из первых, кто оценил возможности этой новой технологии, были именно преподаватели школ. Использование интерактивных досок сегодня помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • соответствующее программное обеспечение
  • и саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером

К интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Для учителя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а в различных on-line библиотеках можно найти конкретные наглядные материалы и использовать их многократно.

Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, доступном всем учащимся. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Маркер позволяет перемещать по всей поверхности доски рисунки, фотографии и тексты, копировать их, вращать, изменять размер и форму. С помощью такого маркера можно не только рисовать на поверхности доски, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.

Это очень удобная и современная форма работы. В бумажных пособиях отпадет необходимость. Всю проведенную в ходе урока работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.

Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой и тактильной. В процессе урока он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. При необходимости, если в классе есть учащиеся со слабым зрением, учитель может одним движением руки просто увеличить тот или иной элемент, нарисованный на поверхности доски.

Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед техникой.  и начать использовать на уроках современные технологии. Кстати, не требуется и специальных занятий для изучения доски, дети быстро осваивают приемы работы, наблюдая за учителем и своими одноклассниками. Следует отметить, что, согласно многочисленным тестам, на этих уроках даже отстающие учащиеся изменяют свое поведение, с интересом следят за ходом урока, поднимают руку, чтобы выйти к доске и выполнить задание учителя. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации учащихся и наглядности представления материала. Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Особенно полезно привлекать таких школьников к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью интерактивной доски. Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося.

 

Комментарии

Канина Лидия Николаевна

Наталья Владимировна! Согласна с Вашим мнением. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет. Использование интерактивной доски на уроке одинаково плодотворно независимо от специфики предмета – математика, информатика, физика, химия, биология, литература, русский или иностранный язык. На доску информация выводится из памяти компьютера, а это значит, что материал готов к многоразовому использованию, и при необходимости редактируется. Во время урока на доске можно заполнять таблицы, делать записи, исправлять ошибки. Очень удобно просматривать иллюстрации и оформлять учебные темы в виде красочных презентаций. Использование интерактивной доски на уроке позволяет рационально распределять рабочее время и делает обучение интересным творческим процессом.