Применение дидактической многомерной технологии на старшей ступени обучения биологии

Тихонова Елена Николаевна

Важнейшим направлением педагогической деятельности, на современном этапе, является формирование у учащихся умения оперировать растущими объёмами научной информации. Данное направление становится особенно актуальным на старшей ступени обучения. Предмет «Общая биология» даже в пределах одной темы очень насыщен терминологией. Применение логико-смысловых моделей (ЛСМ), как конкретных инструментов дидактической многомерной технологии (ДМТ), позволяет установить логические связи между элементами знаний, упростить и свернуть информацию, перейти от неалгоритмизированных операций к алгоритмоподобным структурам мышления и деятельности.

Главные функции дидактических многомерных инструментов (ДМИ):

  • Ориентировочная;
  • Сенсорная организация «дидактического биплана» как системы внешнего  и внутреннего  планов познавательной деятельности;
  •  Повышение управляемости, произвольности переработки и усвоения знаний  в процессе взаимодействия планов;
  • Выявление причинно-следственных взаимосвязей, формулирование закономерностей и построение моделей.

На уроках биологии наиболее целесообразно использовать ЛСМ как при индуктивном, так и дедуктивном обобщении, на вводных и обобщающих уроках в больших темах (уровни «Всеобщего, или сущности»; «Особенного»), а также и на промежуточных уроках (уровень «Единичного»). 

При построении ЛСМ используется следующий алгоритм:

  1. Выбор объекта конструирования (например, Генетика).
  2. Определение координат (например, К1 – Исторические данные; К2 – Учёные; К- Методы; К- Законы; К- Теории; К- Типы скрещивания; К- Типы наследования; К8   - Типы взаимодействия генов).
  3. Размещение координатных осей.
  4. Размещение  объекта конструирования в центре.
  5. Выделение и ранжирование узловых тачек для каждой координатной оси (например, К- Законы –      чистоты гамет, доминирования, расщепления, независимого комбинирования, Моргана).
  6. Размещение ключевых слов (словосочетаний, абревеатур, химических символов) на соответствующих точках оси.
  7. Координация ЛСМ (точки на осях должны коррелировать друг с другом, например, точка на К1  – 1920г должна соответствовать на К2 фамилии – Морган, а она в свою очередь, на  К4 – закону Моргана, на К5 – хромосомной теории, на К6 – анализирующему скрещиванию, на К7 –  сцепленному наследованию, на К8 – взаимодействию неаллельных генов).

Последовательность применения ЛСМ на уроке зависит от преобладающего типа функциональной организации полушарий головного мозга: если в классе преобладают правополушарные дети, то ЛСМ представляется в готовом виде, если же левополушарные, то тогда оси заполняются по ходу урока. Как показала практика, удобнее всего представлять заполненными несколько осей, а три – четыре оставить для совместного заполнения с детьми на уроке. Необходимо также учитывать уровень подготовки класса и степень работоспособности детей на уроке. ЛСМ можно использовать не только для представления и обобщения знаний, но и в качестве заданий для опроса, творческих домашних заданий.  ДМТ хорошо сочетается с Блочно-модульной технологией.

Применение ДМТ позволяет формировать у старшеклассников понимание и структурное видение предмета, его понятий и закономерностей во взаимосвязи, а также прослеживать внутрипредметные и межпредметные связи. Немаловажен и тот факт, что ЛСМ идеальный вариант сжатого материала для повторения биологии перед экзаменом и что греха таить –  ЛСМ это ещё и умная шпаргалка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_dmt.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

Применение 

дидактической многомерной 

технологии 

на старшей ступени обучения биологии

Учитель биологии: Тихонова Е.Н.

 

   

 

                   

г. Рассказово

               Важнейшим направлением педагогической деятельности, на современном этапе, является формирование у учащихся умения оперировать растущими объёмами научной информации. Данное направление становится особенно актуальным на старшей ступени обучения. Предмет «Общая биология» даже в пределах одной темы очень насыщен терминологией. Применение логико-смысловых моделей (ЛСМ), как конкретных инструментов дидактической многомерной технологии (ДМТ), позволяет установить логические связи между элементами знаний, упростить и свернуть информацию, перейти от неалгоритмизированных операций к алгоритмоподобным структурам мышления и деятельности.

К моделям, выполняющим инструментальные функции в обучении, предъявляются следующие требования: чёткая структура и логически удобная форма предъявления знания, «каркасный» характер – фиксирование наиболее важных, узловых моментов.

Главные функции дидактических многомерных инструментов (ДМИ):

  • Ориентировочная;
  • Сенсорная организация «дидактического биплана» как системы внешнего  и внутреннего  планов познавательной деятельности;
  •  Повышение управляемости, произвольности переработки и усвоения знаний  в процессе взаимодействия планов;
  • Выявление причинно-следственных взаимосвязей, формулирование закономерностей и построение моделей.

На уроках биологии наиболее целесообразно использовать ЛСМ как при индуктивном, так и дедуктивном обобщении, на вводных и обобщающих уроках в больших темах (уровни «Всеобщего, или сущности»; «Особенного»), а также и на промежуточных уроках (уровень «Единичного»).  Например:

Тема

Уровень предъявления ЛСМ

Всеобщее, или сущность.

Особенное

Единичное

Пластический и энергетический обмен

Метаболизм

(урок № 1)

Автотрофное питание

(урок № 1)

Фотосинтез

(урок № 8)

Учение о клетке

Клетка

(урок № 1)

Прокариоты

(урок № 2)

Мембрана; Ядро

(урок № 4; 7)

При построении ЛСМ используется следующий алгоритм:

  1. Выбор объекта конструирования (например, Генетика).
  2. Определение координат (например, К1 – Исторические данные; К2 – Учёные; К3  - Методы; К4  - Законы; К5  - Теории; К6  - Типы скрещивания; К7  - Типы наследования; К8   - Типы взаимодействия генов).
  3. Размещение координатных осей.
  4. Размещение  объекта конструирования в центре.
  5. Выделение и ранжирование узловых тачек для каждой координатной оси (например, К4  - Законы –      чистоты гамет, доминирования, расщепления, независимого комбинирования, Моргана).
  6. Размещение ключевых слов (словосочетаний, абревеатур, химических символов) на соответствующих точках оси.
  7. Координация ЛСМ (точки на осях должны коррелировать друг с другом, например, точка на К1  – 1920г должна соответствовать на К2 фамилии – Морган, а она в свою очередь, на  К4 – закону Моргана, на К5 – хромосомной теории, на К6 – анализирующему скрещиванию, на К7 –  сцепленному наследованию, на К8 – взаимодействию неаллельных генов).

 

Последовательность применения ЛСМ на уроке зависит от преобладающего типа функциональной организации полушарий головного мозга: если в классе преобладают правополушарные дети, то ЛСМ представляется в готовом виде, если же левополушарные, то тогда оси заполняются по ходу урока. Как показала практика, удобнее всего представлять заполненными несколько осей, а три – четыре оставить для совместного заполнения с детьми на уроке. Необходимо также учитывать уровень подготовки класса и степень работоспособности детей на уроке. ЛСМ можно использовать не только для представления и обобщения знаний, но и в качестве заданий для опроса, творческих домашних заданий.  ДМТ хорошо сочетается с Блочно-модульной технологией.

Применение ДМТ позволяет формировать у старшеклассников понимание и структурное видение предмета, его понятий и закономерностей во взаимосвязи, а также прослеживать внутрипредметные и межпредметные связи. Немаловажен и тот факт, что ЛСМ идеальный вариант сжатого материала для повторения биологии перед экзаменом и что греха таить –  ЛСМ это ещё и умная шпаргалка.  

© Тихонова Е.Н.