Применение дидактической многомерной технологии на старшей ступени обучения биологии
Важнейшим направлением педагогической деятельности, на современном этапе, является формирование у учащихся умения оперировать растущими объёмами научной информации. Данное направление становится особенно актуальным на старшей ступени обучения. Предмет «Общая биология» даже в пределах одной темы очень насыщен терминологией. Применение логико-смысловых моделей (ЛСМ), как конкретных инструментов дидактической многомерной технологии (ДМТ), позволяет установить логические связи между элементами знаний, упростить и свернуть информацию, перейти от неалгоритмизированных операций к алгоритмоподобным структурам мышления и деятельности.
Главные функции дидактических многомерных инструментов (ДМИ):
- Ориентировочная;
- Сенсорная организация «дидактического биплана» как системы внешнего и внутреннего планов познавательной деятельности;
- Повышение управляемости, произвольности переработки и усвоения знаний в процессе взаимодействия планов;
- Выявление причинно-следственных взаимосвязей, формулирование закономерностей и построение моделей.
На уроках биологии наиболее целесообразно использовать ЛСМ как при индуктивном, так и дедуктивном обобщении, на вводных и обобщающих уроках в больших темах (уровни «Всеобщего, или сущности»; «Особенного»), а также и на промежуточных уроках (уровень «Единичного»).
При построении ЛСМ используется следующий алгоритм:
- Выбор объекта конструирования (например, Генетика).
- Определение координат (например, К1 – Исторические данные; К2 – Учёные; К3 - Методы; К4 - Законы; К5 - Теории; К6 - Типы скрещивания; К7 - Типы наследования; К8 - Типы взаимодействия генов).
- Размещение координатных осей.
- Размещение объекта конструирования в центре.
- Выделение и ранжирование узловых тачек для каждой координатной оси (например, К4 - Законы – чистоты гамет, доминирования, расщепления, независимого комбинирования, Моргана).
- Размещение ключевых слов (словосочетаний, абревеатур, химических символов) на соответствующих точках оси.
- Координация ЛСМ (точки на осях должны коррелировать друг с другом, например, точка на К1 – 1920г должна соответствовать на К2 фамилии – Морган, а она в свою очередь, на К4 – закону Моргана, на К5 – хромосомной теории, на К6 – анализирующему скрещиванию, на К7 – сцепленному наследованию, на К8 – взаимодействию неаллельных генов).
Последовательность применения ЛСМ на уроке зависит от преобладающего типа функциональной организации полушарий головного мозга: если в классе преобладают правополушарные дети, то ЛСМ представляется в готовом виде, если же левополушарные, то тогда оси заполняются по ходу урока. Как показала практика, удобнее всего представлять заполненными несколько осей, а три – четыре оставить для совместного заполнения с детьми на уроке. Необходимо также учитывать уровень подготовки класса и степень работоспособности детей на уроке. ЛСМ можно использовать не только для представления и обобщения знаний, но и в качестве заданий для опроса, творческих домашних заданий. ДМТ хорошо сочетается с Блочно-модульной технологией.
Применение ДМТ позволяет формировать у старшеклассников понимание и структурное видение предмета, его понятий и закономерностей во взаимосвязи, а также прослеживать внутрипредметные и межпредметные связи. Немаловажен и тот факт, что ЛСМ идеальный вариант сжатого материала для повторения биологии перед экзаменом и что греха таить – ЛСМ это ещё и умная шпаргалка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_dmt.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
Применение
дидактической многомерной
технологии
на старшей ступени обучения биологии
Учитель биологии: Тихонова Е.Н.
г. Рассказово
Важнейшим направлением педагогической деятельности, на современном этапе, является формирование у учащихся умения оперировать растущими объёмами научной информации. Данное направление становится особенно актуальным на старшей ступени обучения. Предмет «Общая биология» даже в пределах одной темы очень насыщен терминологией. Применение логико-смысловых моделей (ЛСМ), как конкретных инструментов дидактической многомерной технологии (ДМТ), позволяет установить логические связи между элементами знаний, упростить и свернуть информацию, перейти от неалгоритмизированных операций к алгоритмоподобным структурам мышления и деятельности.
К моделям, выполняющим инструментальные функции в обучении, предъявляются следующие требования: чёткая структура и логически удобная форма предъявления знания, «каркасный» характер – фиксирование наиболее важных, узловых моментов.
Главные функции дидактических многомерных инструментов (ДМИ):
- Ориентировочная;
- Сенсорная организация «дидактического биплана» как системы внешнего и внутреннего планов познавательной деятельности;
- Повышение управляемости, произвольности переработки и усвоения знаний в процессе взаимодействия планов;
- Выявление причинно-следственных взаимосвязей, формулирование закономерностей и построение моделей.
На уроках биологии наиболее целесообразно использовать ЛСМ как при индуктивном, так и дедуктивном обобщении, на вводных и обобщающих уроках в больших темах (уровни «Всеобщего, или сущности»; «Особенного»), а также и на промежуточных уроках (уровень «Единичного»). Например:
Тема | Уровень предъявления ЛСМ | ||
Всеобщее, или сущность. | Особенное | Единичное | |
Пластический и энергетический обмен | Метаболизм (урок № 1) | Автотрофное питание (урок № 1) | Фотосинтез (урок № 8) |
Учение о клетке | Клетка (урок № 1) | Прокариоты (урок № 2) | Мембрана; Ядро (урок № 4; 7) |
При построении ЛСМ используется следующий алгоритм:
- Выбор объекта конструирования (например, Генетика).
- Определение координат (например, К1 – Исторические данные; К2 – Учёные; К3 - Методы; К4 - Законы; К5 - Теории; К6 - Типы скрещивания; К7 - Типы наследования; К8 - Типы взаимодействия генов).
- Размещение координатных осей.
- Размещение объекта конструирования в центре.
- Выделение и ранжирование узловых тачек для каждой координатной оси (например, К4 - Законы – чистоты гамет, доминирования, расщепления, независимого комбинирования, Моргана).
- Размещение ключевых слов (словосочетаний, абревеатур, химических символов) на соответствующих точках оси.
- Координация ЛСМ (точки на осях должны коррелировать друг с другом, например, точка на К1 – 1920г должна соответствовать на К2 фамилии – Морган, а она в свою очередь, на К4 – закону Моргана, на К5 – хромосомной теории, на К6 – анализирующему скрещиванию, на К7 – сцепленному наследованию, на К8 – взаимодействию неаллельных генов).
Последовательность применения ЛСМ на уроке зависит от преобладающего типа функциональной организации полушарий головного мозга: если в классе преобладают правополушарные дети, то ЛСМ представляется в готовом виде, если же левополушарные, то тогда оси заполняются по ходу урока. Как показала практика, удобнее всего представлять заполненными несколько осей, а три – четыре оставить для совместного заполнения с детьми на уроке. Необходимо также учитывать уровень подготовки класса и степень работоспособности детей на уроке. ЛСМ можно использовать не только для представления и обобщения знаний, но и в качестве заданий для опроса, творческих домашних заданий. ДМТ хорошо сочетается с Блочно-модульной технологией.
Применение ДМТ позволяет формировать у старшеклассников понимание и структурное видение предмета, его понятий и закономерностей во взаимосвязи, а также прослеживать внутрипредметные и межпредметные связи. Немаловажен и тот факт, что ЛСМ идеальный вариант сжатого материала для повторения биологии перед экзаменом и что греха таить – ЛСМ это ещё и умная шпаргалка.
© Тихонова Е.Н.