Здоровьесберегающая среда школы
Здоровьесберегающие технологии
это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.
Учет возрастно-половых особенностей
Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.
Структурирование урока на три части
Использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Дополнительно о здоровьесбережении в школе.
Здоровьесберегающая среда школы
Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. По мнению, профессора, доктора медицинских наук Брехмана И.И.: “Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.
Комплексная программа укрепления здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала; эта программа включает школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образование в области здоровья.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников ( по данным врачей гигиенистов уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми детьми).
Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Основные направления работы условно разделены на три взаимосвязанные группы.
Для учащихся
- Профилактика и оздоровление:
- Регулярное прохождение диспансеризации..
- Утренняя общешкольная зарядка.
- Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения.
- Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики.
- Сбалансированное питание.
- Физкультурно-оздоровительная работа
Образовательный процесс:
- Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции.
- Рациональное расписание.
- Самоуправление.
- Проведение мониторинга.
- Работа в творческих группах по пропаганде здорового образа жизни.
Для учителей и сотрудников школы
- Профилактические мероприятия:
- Психотерапевтическая программа:
- Психологические тренинги.
- Индивидуальные консультации.
- Развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния.
- Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями.
- Информационно-консультативная работа:
- Тематические семинары и педагогические советы.
- Курсы повышения квалификации.
Для родителей
- Информационно-консультативная работа:
- Информация о результатах диспансеризаций и дополнительных медицинских исследований.
- Университет для родителей по вопросам здорового образа жизни.
- Консультации врачей-специалистов.
- Консультации и рекомендации школьной психологической службы.
Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребенка. Именно поэтому в обучении используются личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся.
Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется основываясь на следующих принципах: учет особенностей данной возрастной группы учащихся; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей (структурирование урока с учетом изменений работоспособности; использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).
Большое внимание в школе следует уделять просветительской работе и пропаганде здорового образа жизни. В тибетской медицине основными причинами всех болезней человека считались невежество, понимаемое как неосведомленность в вопросах сохранения здоровья, и омраченность понимаемая как пренебрежение к состоянию своего здоровья людей осведомленных, образованных.
Только совместная работа медиков, педагогов и психологов по профилактике, укреплению здоровья учащихся и учителей, воспитанию и пропаганде здорового образа жизни позволит создать и внедрить полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников.