Одиннадцатый московский педагогический марафон учебных предметов
27 марта 2012 года, вторник
ГОУ Лицей №1535, г. Москва
День учителя географии
Репортаж
Встреча коллег, многие из которых уже узнают друг друга в коридорах и аудиториях, началась с того, что организаторы поздравили всех пришедших с праздником – Днем учителя географии.
Эта наука, занимающая довольно скромное место в учебных планах, очень важна для понимания процессов, происходящих в стране. Об этом говорил Вячеслав Бабурин, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. М.В.Ломоносова на лекции «География России – 20 лет спустя».
Россия представляет собой, прежде всего, большое евразийское пространство и ее географические характеристики, масштабы определяют во многом специфику образа жизни, особенности сознания наших сограждан, место в международном разделении труда. Именно законам экономической географии зачастую подчинялись сложные глобальные процессы, происходившие последние двадцать лет в России.
Академическую линию продолжила лекция «География туризма: современное состояние и перспективы» Виктора Кружалина, доктора географических наук, заведующего кафедрой туризма географического факультета МГУ. Ученый познакомил участников марафона с последними изысканиями в области географии туризма. Оказывается, туристическая отрасль вносит в мировой валовый продукт самый существенный вклад, а страны, сделавшие ставку на это направление, развиваются наиболее успешно. Это объясняется тем, что «почти миллиард жителей нашей планеты ездит друг к другу в гости», – прокомментировал ведущий и привел в качестве доказательств многочисленные слайды с диаграммами и графиками, показывающими рост туриндустрии в разных регионах Земли.
Участникам марафона, по традиции, были предложены методические разработки и рекомендации. На этот раз с коллегами делились опытом учителя московских школ. Татьяна Косенкова в ходе мастер-класса «Сотрудничество с зарубежными странами в информационном пространстве по изучаемым проблемам» рассказала, как она уже десять лет вместе с коллегами и детьми участвует в международном проекте, который позволяет ее ученикам проводить собственные исследования и демонстрировать их результаты сверстникам из других стран. Для ребят это прекрасная возможность не только освоить на практике проектную работу, в процессе которой происходит естественная интеграция учебных предметов, но и повидать мир. То есть географическая карта становится для них живой реальностью – в звуках, запахах, воспоминаниях о встречах с жителями других стран.
Тому, как важно подкреплять учебный материал яркими впечатлениями, был посвящен мастер-класс Светланы Ворониной «Географическое моделирование как ресурс развития элементов системного мышления школьников». К поиску новых форм работы ее подтолкнуло то, что «на географию дети идти не хотели». Пришлось подумать, как сделать эту науку привлекательной для ребенка: яркой, неожиданной и даже... вкусной. Со временем сложилось несколько типов моделей, иллюстрирующих учебный материал. Младшим подросткам только начинающим изучать географию нужно все потрогать, пересыпать, собрать-разобрать. Поэтому они мастерят действующую модель вулкана; рассматривают кусок льда, плавающий в стакане, и видят в нем айсберг; изучают движение литосферных плит (сухариков) по мантии Земли, которую изображает сгущенка, налитая в тарелку; наблюдают круговорот воды в кастрюле: вода испаряется, конденсируется на холодной крышке и проливается дождиком. Чтобы понять, как получают электроэнергию, можно собрать электростанцию из конструктора. А тяжесть экологической катастрофы прочувствовать, собирая с поверхности воды, налитой в небольшую посудину, пленку от всего лишь одной капли нефти: «Собирали-собирали весь урок, перемену и начало следующего, да еще и завуч помогала. Ребятам было предложено три метода сбора, так они по ходу дела придумали четвертый».
Другой, тоже очень наглядный способ моделирования – аппликация. Он хорош еще и тем, что «не просчитаешь заранее, что получится», дети начинают фантазировать и модель разрастается в совершенно неожиданных направлениях. Например, когда подытоживая тему «Климат», делали аппликацию города, предполагалось, что речь пойдет лишь о розе ветров и других климатических факторах. Но дети, разбившись на группы, стали обустраивать в своих городах парки, фонтаны, улицы, придумывать названия. Создание аппликации «Кто кормит москвичей» началась с тщательного обследования домашних холодильников и срезания этикеток со всех съестных припасов. Потом их рассортировали по видам продуктов и наклеили на географическую карту – в соответствии с тем, откуда приехал тот или иной пакет или банка консервов.
Хорошим подспорьем при изучении российских городов – «Просто рассказывать про города уже скучно!» – стала идея о создании купюры в 50 тысяч рублей: вид какого города можно было бы на ней поместить? Каждый защищал свой вариант, рассказывая об истории и значении выбранного населенного пункта.
Ситуационные игры позволяют включить в урок театрализацию. Например, «Приглашение в Африку» происходило так: класс разбился на шесть групп, каждая выбрала страну, которую представляла. Помимо подготовки учебного материала, ребята сделали подобие народных костюмов, угощали одноклассников фруктами, приехавшими из Африки.
Более серьезную, но от этого не менее увлекательную работу проделывают ученики во время полевой практики в Измайловском парке. Они проводят метеорологические и гидрологические наблюдения, составляют план местности, подкармливают белок и птиц. А работа по уборке мусора подвигла детей на новую для них роль в социуме: они написали администрации парка о необходимости поставить мусорные баки. И предложение это дало результат: баки поставили и мусора стало меньше.
Конечно, подобные интегрированные занятия требуют от учителя не только больших затрат времени и методического мастерства, но и глубокого знания своего предмета. Очевидно поэтому на последнюю в этот день лекцию кандидата географических наук, ведущего научного сотрудника Института географии РАН Раисы Грачевой «О чём могут рассказать почвы?» собралось столько народу, что многим стоять пришлось не только вдоль стен, у доски, но и в коридоре у открытой двери. Надо сказать, что аншлаг был оправдан. Ведущая рассказывала о происхождении и видах почв как увлекательную повесть: «На срезе почвы гальки выглядят тенями. Если гальки взять в руки, они мягкие, пластичные, можно мять и лепить из них». Но слушателей привлекли не только артистичные интонации и жесты ведущей, она сообщила, в частности, об изменениях в международной классификации почв: «Мерзлотно-таежных почв уже давно нет, это даже не вчерашний, а позавчерашний день». «Есть», – хором возразили участники марафона. «Где?» – изумилась ведущая. «Везде», – уверили ее учителя, сталкивающиеся ежедневно с методическими пособиями. «Конечно, нам так удобнее, – согласилась Раиса Грачева, – но нужно постепенно переходить на новую классификацию, чтобы исходить из свойств, а не из второстепенных признаков вроде цвета или местоположения». И тут же объяснила, что современное почвоведение рекомендует называть мерзлотно-таежные почвы «криосоль», серые лесные – «моллисоль», болотные – «гистосоль». А еще посетовала, что «тестирование превращает географию в опилки», разрушая целостность представлений ребенка о Земле. Учителя старательно записывали сведения о новых научных тенденциях, чтобы, будем надеяться, география в школе оставалась одним из интересных, целостных и привлекательных для учеников предметов.
Елена КУЦЕНКО