Инновационные технологии формирования речевых навыков обучающихся
Инновационные технологии позволяют реализовать одну из основных целей обучения русскому языку и литературе - дать возможность перейти от изучения предмета как системно-структурного образования к изучению его как средства общения и мышления, а учебно-познавательную деятельность перевести на продуктивно-творческий уровень. Работа на опережение, предвосхищение развития, партнерский тип отношений, сотрудничество и соавторство ,творчество педагога и ученика – во особенности инновационного обучения.
Работая над речевыми навыками обучающегося необходимо придерживаться следующих принципов:
1) взаимодействие нравственного, интеллектуального, художественного, эстетического и речевого развития школьника;
2) органическая взаимосвязь работы по развитию речи со всеми компонентами занятий по русскому языку и литературе;
3) разнообразие методических форм и приемов;
4) соблюдение преемственности речевого развития с предыдущими классами;
5) практическая направленность работ по развитию речи и приближение ее к реальным жизненным ситуациям и формам искусства;
6) систематический характер работы;
7) учет межпредметных связей.
Вот несколько всем хорошо известных, но, к сожалению, не всегда востребованных на уроках приемов развития речи:
- Попробуйте включить в привычную физминутку речевое сопровождение: скороговорку, считалку, стихотворение, песню.
- Начинайте у рок с гимнастики для мозга и обязательно проговаривайте 1 скороговорку (создайте банк скороговорок и используйте по одной скороговорке в неделю)
- 1 раз в неделю (лучше распределить заранее по дням недели виды тренировок) включайте в урок (можно вместо физминутки) «Игру в ассоциации» Суть игры заключается в придумывании ассоциаций к картинкам или словам. (демонстрируются на экране). Игра развивает словарный запас и ассоциативное мышление, фантазию.
- Интерактивная игра «Одним словом» (популярна на сайте «Одноклассники» и др. соц. Сетях) также может применяться на уроке 1 раз в неделю (учитель подбирает слова заранее, копирует и подготавливает слайды : не более 3_х)
- Любимая всеми игра «Найди отличия» Это упражнение активизирует внимание, способность оценивать как всю картинку в целом, так и ее составляющие, видеть целое и частное ( тренинг для Итогового устного сочинения!)
- Филворд (венгерский кроссворд) Игра по составлению слов из букв - это упражнение развивает внимание, а также стимулирует умение ребенка находить слова среди хаотично расположенных букв в таблице, расширяет кругозор и обогащает речь.
- Тренинги в последнее время «вышли из кабинетов психологов и психотерапевтов» и стали излюбленным приемом работы педагогов с детьми. Упражнение «Давай поговорим о..» это привлечение собеседника к теме беседы, возбуждение у него интереса к разговору и удержание этого интереса в течение 2-3 минут. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы.
- Упражнение «Интервью» представляет собой процедуру группового психологического тренинга. Участники интервьюируют друг друга на заданную учителем тему.
- Упражнение «Завершение предложения» - групповой тренинг. В нем участвуют группы по 4 человека. Одному из них педагог предлагает сделать рассказ из реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают 3-е других участников (по очереди). В конце рассказа рассказчик выбирает того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам.
- Интересное и продуктивное упражнение «Другими словами». Педагог говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5-6 слов. Тот должен передать её другому участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе. Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т.д.
- Упражнение «Сочини небольшою историю о предмете или просто опиши предмет» любят использовать преподаватели иностранных языков. Но и учителям-словесникам это упражнение поможет улучшить речь обучающегося. Педагог предлагает учащимся для описания любой предмет. Необходимо процесс описания растянуть на 2-3 минут, при этом не повторяться. Данное упражнение развивает воображение и логику и ассоциативное мышление, речь.
- Упражнение "Попугай" предназначено для развития связной, чёткой речи, способности размышлять последовательно и логично. В самом начале разговора с неживым предметом 1) определите вслух тему, цель вашей беседы 2) очертите краткий план беседы 3) проведите саму беседу. Это может выглядеть примерно так: "Дорогая лампочка, мне кажется тебе будет интересно послушать про…»
- Развитию красивой грамотной логической речи помогает и проектная деятельность обучающихся. Одним из видов проектной деятельности является Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик или презентация, в которых в произвольной художественной форме рассказывается о какой-либо книге.
Все выше перечисленные приемы, упражнения, тренинги – лишь малая часть инновационной методики формирования речевых умений обучающихся. Но систематическое применение на уроках русского языка, литературы, на занятиях подготовки к Итоговому устному собеседованию позволяет получить положительный результат, сделать уроки интереснее и разнообразнее, а общение добрым, плодотворным и интересным.
- Мне нравится (1)
Комментарии
Здравствуйте! Формирование
Здравствуйте! Формирование речевых умений обучающихся всегда было первостепенной задачей педагога. В современном мире это актуально как никогда. Мне понравилось Ваше предложение включать в физминутки речевое сопровождение. Это будет интересно и полезно. Удачи!