Главные вкладки
Кейс - технология как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе
Выступление на Всероссийской научно – практической конференции
«Ключевые компетенции и новая грамотность в условиях трансформации системы образования» по теме
«Кейс - технология как средство формирования функциональной грамотности в начальной
Введение
Основным ориентиром современного образования становится его направленность на развитие личности обучающегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности.
Впервые в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования, представлено понятие функциональная грамотность, определенное как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности».
Как показывает практика, одним из методов, зарекомендовавших себя в качестве эффективного решения проблемы формирования функциональной грамотности, является использование в образовательном процессе комплексных практико - ориентированных заданий – кейсов.
Общая характеристика кейс – технологии
Сл. 2
Само понятие «КЕЙС –технология» зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале 20 века. В России кейс - технологии называют методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В переводе «Case» - портфель, чемоданчик.
Сл. 3
Кейс- технология – это система методов и приёмов, основанная на решении конкретных проблем, комплексных практико - ориентированных задач - ситуаций (кейсов).
В педагогической литературе даётся определение кейсовой технологии:
«Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.
Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.
Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения задач.
Сл. 4
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.
Кейс-технология в начальной школе – это обобщенное название обучающих технологий, которые представляют собой методы по анализу ситуаций. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуационный анализ.
Но основная ее роль - совершенствовать умение преодолевать различные трудности, находить их решение, через развитие умения работать с информацией, что, в конечном счете, и направлено на формирование функциональной грамотности школьника.
Сл. 5
Работа учителя и ученика с кейсом
Действия учителя в кейс – технологии:
- создание кейса или использование уже имеющегося;
- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
- организация презентации решений в малых группах;
- организация общей дискуссии;
- обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
- оценивание учащихся учителем.
Сл.6
Работа ученика с кейсом:
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2 этап — выделение основной проблемы (проблем),
3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
Сл.7 Использование и создание кейса.
Создание кейса
В начале нужно ответить на три вопроса:
- Для кого и чего пишется кейс?
- Чему должны научиться дети?
- Какие уроки они из этого извлекут?
После этого процесс создания кейса будет иметь вид:
- Цель обучения.
- Структурирование учебного материала.
- Выбор организационных форм, методов и средств обучения.
- Сл. 8
!!!!Министерством просвещения Российской Федерации Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» разработаны и представлены комплекты учебно-методических кейсов, направленных на решение задачи включения заданий в формате формирования функциональной грамотности в содержание урока.
Использование кейсов
Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей.
При этом у педагога есть возможность выбрать этап, на котором обучающиеся будут решать кейс: изучение нового материала, обобщающее повторение, творческое применение приобретённых знаний и умений, проведение интегрированных уроков. Во внеурочной деятельности кейсы могут решаться в ходе выполнения исследовательской или проектной работы.
Возможно их применение в процессе индивидуальной самостоятельной работы, например, домашней работы, как тренировочных заданий для устранения выявленных дефицитов предметного или межпредметного характера.
Форма организации деятельности – индивидуальная, групповая.
Сл. 9 Как правило, кейс состоит из трех частей:
Примерная структура кейса
- Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни.
- Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации (описание конкретной ситуации).
- Вопросы или задания для работы с кейсом.
Приложения.
Сл. 10
Организация работы с кейсом
- Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.
- Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.
- Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.
Сл. 11
Классификация кейсов может производиться по различным признакам.
По степени воздействия основных источников кейсы представлены 3 видами:
Практические кейсы
Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Обучающие кейсы
Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному».
Научно-исследовательские кейсы
Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Сл. 12
По типу получаемого результата:
Проблемные
Проектные
По целям и задачам процесса обучения
Обучающие анализу и оценке
Обучающие решению проблем и принятию решений
Иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Виды кейсов по способу представления материала:
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки).
13 сл.
Также кейс-технология имеет несколько методов в зависимости от того, какой вид творческой работы на уроке они подразумевают.
Методы кейс – технологии:
Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Игровое проектирование
Цель - процесс создания или совершенствования проектов.
Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Метод дискуссии
Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
Кейс – стади
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
14 сл.
Самый наиболее часто используемый мною метод при работе с кейс-технологией – это метод инцидента.
Цель - поиск информации самим учеником. Обучаемые вместо подробного описания ситуации получают лишь краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-либо организации, например в магазине у прилавка, на стадионе, в библиотеке или музее, а также, например, в литературном произведении. Сообщение может быть письменным или устным, например: "Случилось или произошло...".
Для принятия слушателями обоснованного решения им предлагается явно недостаточная информация, поэтому необходимо, прежде всего:
¨ разобраться в обстановке;
¨ определить, есть ли проблема и в чем она состоит;
¨ подумать, что нужно делать;
¨ выяснить что нужно знать для принятия того или иного решения. Учащиеся для сбора необходимой информации и решения проблемы могут задавать уточняющие вопросы педагогу.
Несмотря на то, что такого рода способ работы требует большого количества времени, его можно считать самым приближенным к практике.
15 сл.
Еще один метод при работе с кейс-технологией - метод ситуационного анализа.
Суть метода в том, что ученику предлагается текст с детальным описанием возникшей ситуации, а также ставится цель, требующая решения. Для учеников могут быть предложены уже готовые шаги или пути решения проблемы. В этом случае задачей ребят будет определить, какие шаги наиболее рациональны.
Такой метод можно использовать на уроке математики в 3 классе по теме: «Площадь прямоугольника».
Пример кейса:
Цель: обобщить и закрепить знания о площади прямоугольника
Содержание кейса
Папа решил отремонтировать пол на кухне. Размеры комнаты такие: длина комнаты 2 м, а ширина 3 м. В таблице 1 приведены цены на строительные материалы. Вычислите, какую сумму потратит папа на ремонт пола.
Таблица 1. Цена за 1 кв. м.
Керамическая плитка | Ламинат | Линолеум |
500 р. | 400 р. | 300 р. |
Инструкция по выполнению:
1. Вычислить площадь пола по формуле (S= a ∙ b).
2. Найти информацию о цене материала в таблице цен.
3. Вычислить сумму, которую потратят на ремонт пола.
4. Узнать, каким материалом лучше всего воспользоваться для ремонта, чтобы потратить наименьшее количество денег.
Специфика ситуационной задачи (Ситуационная задача - методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации) – практико – ориентрованный характер. Для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос. Ситуационные задачи применимы в учебных предметах любого типа и могут использоваться для школьников любого возраста, при этом они отличаются характером проблем, которые нужно решить. Особенностью ситуационных задач является тот факт, что при решении учитель и ученики выступают как равноправные партнёры, которые вместе учатся решать значимые для них проблемы.
16 сл. –
1. Данная технология открывает двери для творчества учителя.
2. Кейс технология является сложным и эффективным инструментом обучения. Однако ее нельзя считать универсальной для решения любых задач обучения, и подлинный эффект можно получить только в процессе сочетания с классическими методами обучения.
3. Кейс-метод сложно «вмонтировать» в учебный процесс. Здесь необходимы
значительные усилия учителей, каждодневная творческая работа по осмыслению и отбору ситуаций, анализу учебного материала.
При использовании на уроках в начальной школе, указанной в моей работе технологии и ее методов работы, у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «функциональная грамотность».
Кейс
Содержание кейса
Текст 1
Однажды в классе сельской школы Слава, Соня и Сева внимательно рассматривали глобус и мечтали о далёких путешествиях. Дети сожалели о том, что Америка, Северный и Южный полюсы, страны и континенты уже открыты и исследованы другими людьми. Своими рассуждениями они поделились с учителем, Светланой Вячеславовной.
– Вы напрасно расстраиваетесь. Стать путешественником можно и в наши дни,
- сказала она ребятам.
- Но прежде, ответьте на три важных вопроса. Вот эти вопросы:
- Известно ли вам, с чего начинались великие путешествия?
- Твёрдо ли вы знаете, куда, зачем и почему хотите отправиться в путешествие?
- Нужна ли путешественникам карта?
Светлана Вячеславовна посоветовала ребятам для начала отправиться в путешествие по родному краю.
Представленный кейс рекомендуется использовать на уроке окружающего мира в ходе изучения темы «Природные сообщества родного края» в третьем классе.
Для эффективного решения заданий кейса и демонстрации сформированных ценностей, знаний, умений и навыков учителю необходимо организовать работу, связанную с их актуализацией , а также использовать следующие методы обучения:
беседа: привлечение обучающихся к решению практико - ориентированных заданий, учителю необходимо озвучивать вопросы, делать пояснения.
В процессе изучения природы родного края в первом, втором и третьем классах учителю следует использовать предваряющие выполнение заданий кейса формы и методы обучения:
- экскурсия «Почвы: виды, состав, значение для жизни природы»;
- экскурсия «Деревья, кустарники, травы родного края»;
- игра-соревнование «Кто больше вспомнит названий деревьев смешанного леса и луга»;
- наблюдение за погодой родного края;
- опыт «Состав почвы».
Каждый из предложенных методов может быть использован с учётом уровня развития обучающихся и особенностей изучаемого материала.
Объектом проверки 1 и 2 задания является умение применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления.
Уровень сложности – низкий.
Задание 1Как вы думаете, понадобится ли ребятам географическая карта, чтобы отправиться в путешествие? Выберите один вариант ответа. Да Нет | |
Направление задания | научно объяснять явления
|
Форма ответа | выбор одного правильного ответа |
Объект проверки | умение применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления |
Задание 2.Помогите ребятам выбрать карту, с помощью которой можно совершить путешествие по родному краю. Запишите номер выбранной вами карты
| |
Направление задания | научно объяснять явления
|
Форма ответа | выбор одного правильного ответа |
Объект проверки | умение распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления
|
Следующие задания кейса имеют средний уровень сложности .
Задания направлен на интерпретацию данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Задание 3.Объясните, для чего необходима географическая карта во время путешествия по родному краю. Отметьте несколько правильных ответов. Найти месторасположение достопримечательностей родного края Отметить месторождения полезных ископаемых Передвигаться по окрестностям родного края Обозначить места сельскохозяйственных угодий Нанести на карту маршрут путешествия
| |
Направление задания | интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
|
Форма ответа | Выбор правильных ответов |
Объект проверки | анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
|
Задание 4.Цифрами на карте обозначены точки, где Слава, Соня и Сева сделали остановки. С помощью карты и условных знаков определите, где делали остановки юные путешественники. 1 2 3 | |
Направление задания | интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов |
Форма ответа | Выбор одного правильного ответа |
Объект проверки | преобразовывать одну форму представления данных в другую
|
Задание 5Текст 2Останавливаясь в точках 1, 2, 3, ребята проводили опыт с одной и той же целью. Они брали небольшой комочек почвы, помещали его в стеклянную банку с водой и перемешивали. Отметьте, с какой целью проводили опыт ребята.
|
| |||||||||||
Направление задания | применять естественно-научные методы исследования |
| ||||||||||
Форма ответа | Выбор одного правильного ответа |
| ||||||||||
Объект проверки | распознавать и формулировать цель данного исследования |
| ||||||||||
Задание 6. В ходе своего путешествия ребята изучали растительный мир. Какие растения могли увидеть ребята? На какие две группы можно разделить эти растения? Запишите их названия в таблицу. Впишите в верхнюю строчку таблицы названия этих групп.
| ||||||||||||
Направление задания | научно объяснять явления | |||||||||||
Форма ответа | Выбор одного правильного ответа | |||||||||||
Объект проверки | умение применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления |
Задание 7Текст 3Когда ребята отправились в путешествие, они познакомились с прогнозом погоды по местному радио и заполнили календарь погоды.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Направление задания | интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма ответа | Выбор одного правильного ответа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объект проверки | анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В России кейс - технологии называют методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами . В переводе « Case » - портфель, чемоданчик .
Кейс- технология – это система методов и приёмов, основанная на решении конкретных проблем, комплексных практико - ориентированных задач - ситуаций (кейсов).
Т еоретическая проблема конкретное решение практическая направленность конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Действия учителя в кейс – технологии: - создание кейса или использование уже имеющегося; -распределение учеников по малым группам (4-6 человек); -знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; - организация презентации решений в малых группах; -организация общей дискуссии; -обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; -оценивание учащихся учителем.
Работа ученика с кейсом: 1 этап — знакомство с ситуацией (текстом), её особенностями; 2 этап — выделение основной проблемы (проблем), 3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» КОМПЛЕКТ КЕЙСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Под редакцией: Л.А. Царевой – кандидата педагогических наук, ведущего эксперта Федерального методического центра ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
Примерная структура кейса 1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни . 2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации (описание конкретной ситуации ). 3. Вопросы или задания для работы с кейсом . Приложения.
Организация работы с кейсом 1. Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления . 2. Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения . 3. Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.
Виды кейсов Практические кейсы Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными . Обучающие кейсы Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Научно-исследовательские кейсы Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
По типу получаемого результата: Проблемные Проектные По целям и задачам процесса обучения Обучающие анализу и оценке Обучающие решению проблем и принятию решений Иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом П о способу представления материала : Печатный кейс ( графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации) Мультимедиа – кейс. Видео кейс ( фильм, аудио и видео материалы).
Метод инцидента Цель - поиск информации самим учеником. необходимо, прежде всего: разобраться в обстановке; определить, есть ли проблема и в чем она состоит; подумать, что нужно делать; выяснить что нужно знать для принятия того или иного решения.
М етод ситуационного анализа . Керамическая плитка Ламинат Линолеум 500 р. 400 р. 300 р. Такой метод можно использовать на уроке математики в 3 классе по теме: «Площадь прямоугольника ». Цель : обобщить и закрепить знания о площади прямоугольника Содержание: Папа решил отремонтировать пол на кухне. Размеры комнаты такие: длина комнаты 2 м, а ширина 3 м. В таблице 1 приведены цены на строительные материалы. Вычислите, какую сумму потратит папа на ремонт пола.
ТЕКСТ Однажды в классе сельской школы Слава, Соня и Сева внимательно рассматривали глобус и мечтали о далёких путешествиях. Дети сожалели о том, что Америка, Северный и Южный полюсы, страны и континенты уже открыты и исследованы другими людьми. Своими рассуждениями они поделились с учителем, Светланой Вячеславовной. – Вы напрасно расстраиваетесь. Стать путешественником можно и в наши дни, сказала она ребятам. Но прежде, ответьте на три важных вопроса . Вот эти вопросы: - Известно ли вам, с чего начинались великие путешествия? - Твёрдо ли вы знаете, куда, зачем и почему хотите отправиться в путешествие? - Нужна ли путешественникам карта ? Светлана Вячеславовна посоветовала ребятам для начала отправиться в путешествие по родному краю.
Задание 1. Как вы думаете, понадобится ли ребятам географическая карта, чтобы отправиться в путешествие? Выберите один вариант ответа. Да Нет Направление задания научно объяснять явления Объект проверки умение применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления Задание 2. Помогите ребятам выбрать карту, с помощью которой можно совершить путешествие по родному краю. Запишите номер выбранной вами карты Направление задания научно объяснять явления Объект проверки умение распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления
Задание 3 Объясните , для чего необходима географическая карта во время путешествия по родному краю . Отметьте несколько правильных ответов. Найти месторасположение достопримечательностей родного края Отметить месторождения полезных ископаемых Передвигаться по окрестностям родного края Обозначить места сельскохозяйственных угодий Нанести на карту маршрут путешествия Направление задания интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов Объект проверки анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Задание 4. Цифрами на карте обозначены точки, где Слава, Соня и Сева сделали остановки. С помощью карты и условных знаков определите, где делали остановки юные путешественники. 1 2 3 Направление задания интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов Объект проверки преобразовывать одну форму представления данных в другую
Задание 5 Текст 2 Останавливаясь в точках 1, 2, 3, ребята проводили опыт с одной и той же целью. Они брали небольшой комочек почвы, помещали его в стеклянную банку с водой и перемешивали . Отметьте, с какой целью проводили опыт ребята. определить растворимость почвы определить свойство воды определить наличие воздуха в почве Направление задания применять естественно-научные методы исследования Объект проверки распознавать и формулировать цель данного исследования