Цифровая шизофрения: миф или реальность?

Шляховая Елена Вадимовна

Пример из практики, подтвердить который могут многие современные педагоги, наблюдающие детское восприятие картинок из книжек.

 
Маленькая девочка трех лет увидела, как на окно с обратной стороны села бабочка. Малышка сделала рукой привычное движение: провела пальчиками по стеклу, чтобы бабочка увеличилась, как увеличиваются все изображения на сенсорных экранах. В результате бабочка улетела, а у девочки была истерика, потому что реальный мир оказался не таким, каким ей представляется привычный набор оцифрованных изображений.
 
Мы все идём к диджифрении?
Диджифрения или цифровая шизофрения – это не научное понятие, а феномен, обозначенный в книге американского медиаведа (исследователя особенностей влияния электронных СМИ на общество) и писателя Дугласа Рашкоффа «Шок настоящего: когда все происходит прямо сейчас» («Present Shock: When Everything Happens Now»).
 
Диджифрению можно объяснить через «виртуальное клонирование», когда наши цифровые двойники (например, в виде профиля в соцсети) одновременно посещают несколько онлайн-площадок, вступая в различное взаимодействие с людьми (одним ставят лайки, другим пишут не очень приятные комментарии). При этом мы – настоящие, реальные и физические – находимся в каком-то одном месте, допустим в метро или на пляже [1, 2].
 
К шизофрении феномен диджифрении можно условно отнести за счет разорванности мышления, когда нарушается связь между реальным и воображаемым миром, который становится более значимым, и проявляются когнитивные проблемы (например, снижение скорости обработки информации и рассеянность внимания) с эмоциональным обеднением [3].
 
Конечно же, цифровая шизофрения не включена в Международную классификацию болезней и, к счастью, не имеет официального статуса заболевания. Однако в результатах последних психологических исследований можно увидеть косвенное подтверждение данного феномена.
 
Например, в своем докладе на XV Санкт-Петербургском саммите психологов-2021 профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, зам.заведующего кафедрой, директор Фонда развития Интернет, академик РАО, д.пс.н. Галина Владимировна Солдатова рассказала о значимости цифрового мира, которая проявляется в появлении новых страхов. В итоге, номофобию (страх остаться без телефона) указывает каждый третий подросток, страх репутационных потерь в соцсетях – каждый второй, страх остаться без доступа к социальным сетям – более 70%. Также для подростков характерен высокой уровень технофилии (позитивного отношения к большинству технологий и удовольствия от их использования) [4] и достаточно высокий уровень доверия к приложениям и программам (указывал каждый четвертый подросток) [5].
 
Таким образом, современность демонстрирует высокий риск замены реального мира цифровым, способного стать более значимым, что, в свою очередь, может привести к заметным психологическим проблемам.
 
В чем польза мира вещей?
Если пользу материального мира пришлось бы обозначить одним словом, то этим словом могла быть «полноценность». Реальный мир материальных объектов требует от нас полного участия и вовлеченности, отвлекая нас от наших переживаний и иллюзий.
 
Попробуем рассмотреть способы взаимодействия с окружающим миром с помощью онтогенеза мышления (его закономерного развития) [6, 7].
 
В первые нежные годы (примерно, до трех лет) у нас формируется наглядно-действенное мышление, поэтому в этот период необходимо использование предметов, развивающее сенсорику – восприятие вещей и формирование представлений об их различных свойствах. Именно поэтому для малышей так полезны сенсорные коврики, особенно сшитые с большим разнообразием предметов, которые можно отстегивать, пристегивать, жамкать, сгибать, щупать и т.п. Но если же мы дадим малышу планшет, имеющий очень ограниченный набор действий с предметом и очень большой набор образов, то мы нарушим закономерность развития, перескочив на ступень наглядно-образного мышления (наиболее развито в 4-7 лет). В итоге, мы можем получить детский мозг, наполненный лишь зрительными и слуховыми образами, не подкрепленными реальностью – практическими действиями и ощущениями материального мира.
 
Конечно же, вас интересует вопрос, какое это все имеет отношение к взрослому человеку, прошедшему все этапы развития и использующему абстрактно-логическое мышление. Дело в том, что все, полученное на ранних этапах развития, не исчезает в небытие, а остается с нами, улучшая качество нашей деятельности. И если в раннем возрасте наше наглядно-действенное мышление развивалось «с ошибками» или же мы его вообще не используем во взрослом возрасте, полностью переключившись на цифру, то нас вполне может ждать цифровая шизофрения. Ведь наше индивидуальное сознание будет содержать очень бедную чувственную ткань, обеспечивающую нашу связь с реальным миром.
 
Резюме
Рекомендации из серии мастерить поделки для души, ухаживать за растениями (дома или в саду), читать печатные книги, проводить досуг за настольными играми (особенно, командными), а не их цифровыми аналогами, даются не просто так. Все они подразумевают активизацию наглядно-действенного мышления, что укрепляет нашу связь с реальным миром и психологическое (или модное ментальное) здоровье.
 
Ссылки
 
RUSHKOFF. [Электронный ресурс]. URL: https://rushkoff.com/books/present-shock/ (дата обращения: 09.11.2021).
2. Шумилова А.А. Цифровая шизофрения: как новые медиа влияют на людей // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды: материалы II международной научно-практической конференции, Москва, 14 декабря 2016 г. / отв. ред. И.Л. Сурат. М.: Изд-во СГУ, 2016. С. 234-239.
 
3. Классификация психических расстройств в МКБ-11 (Часть 1). [Электронный ресурс]. URL: http://psyandneuro.ru/stati/icd-11-disorder-grouping/ (дата обращения: 09.11.2021).
 
4. Кто вы: технофил или технофоб? [Электронный ресурс]. URL: https://zen.me/ENROU (дата обращения: 09.11.2021).
 
5. Цифровая личность как феномен 21 века: встреча с «новой нормальностью». [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/feed/9511/?utm_campaign=news&utm_me...Психологи%0Aподписчики&utm_content= (дата обращения: 09.11.2021).
 
6. Тема 10. Мышление. [Электронный ресурс]. URL: http://tmu.tverlib.ru/sites/default/files/doc/Образование/ЗАДАНИЯ/Титаренко%20В.Г./Лекция%2010.pdf (дата обращения: 09.11.2021).
 
7. Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. Физиологические основы мышления. Учебно-методическое пособие. Казань, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F742393868/POSOBIE_MYS... (дата обращения: 09.11.2021).

 

Изначально опубликована в авторском сообществе ВКонтакте, 09.11.2021.