Роль телекоммуникационных технологий в профессиональном росте педагога

Абзалова Алсу Искандаровна

Роль телекоммуникационных технологий в профессиональном росте педагога

Сегодня трудно найти человека, не представляющего что такое ТКТ. Они прочно вошли в жизнь каждого из нас. Особенно активно пользуются ими дети. Современные учащиеся с самого раннего возраста осваивают интернет: играют в игры, смотрят мультфильмы, различные видеоролики. Это не может не сказываться на их развитие и формирование их личности.  Совершенно очевидно, что учащиеся сегодня отличаются от учащихся, которые были 5-10 лет назад. Отличается способ мышления, ценностные ориентиры, фокус интересов. И получается, что методы и приемы обучения, которыми мы пользовались до сих пор постепенно теряют свою эффективность. Нам, педагогам, для продуктивной работы необходимо активно приспосабливаться к быстро меняющейся действительности: постоянно совершенствовать свои умения, получать новые знания, повышать свой профессиональный уровень. Естественно, стоя на месте и работая по шаблону мы не можем развиваться как специалисты.

Я искренне верю, что личность учителя может и должна быть одним из средств мотиваци учащихся. Чтобы вызывать интерес к обучению, мы должны владеть информацией не только в рамках своего предмета, а иметь широкий кругозор и умение гармонично встраивать знания из разных областей в свою деятельность. И чем разностороннее учитель, чем разнообразнее деятельность на уроке, тем выше шанс  заинтересовать учащихся, мотивировать их на обучение. Отличным помощником в этом учителю служат ТКТ.

Что же такое ТКТ? Телекоммуникационные технологии – это процесс передачи информации с использованием электронных видов связи. В настоящее время они основываются на компьютерных технологиях. И, конечно, самый масштабный источник информации сегодня – это интеренет.

Использование Интернета учителями английского языка можно условно разделить на пассивное и активное. Пассивный пользователь получает в сети уже готовую информацию: справочные, документальные материалы, авторские разработки, видеоресурсы.

Полезную информацию можно найти на официальных сайтах Министерства образования, Федерального института педагогических измерений, сайта поддержки ЕГЭ, на сайтах различных издательств, в онлайн библиотеках (российских и зарубежных), с помощью онлайн словарей и др. Огромное количество материалов, которые можно использовать на уроках, во внеклассной работе по предмету и в методической деятельности учителя, оказывают нам неоценимую помощь.

Однако для современного учителя этого недостаточно, особенно если мы стремимся к профессиональному росту и развитию. Чтобы соответствовать все ускоряющемуся ритму жизни, необходимо активно работать с разнообразными сервисами Интернета.

Сейчас стало просто необходимым создавать собственные презентации, интерактивны упражнения и т. д.

Можно выделить следующие возможные способы активного использования ресурсов и сервисов сети Интернет учителями:

• средство для осуществления профессионального общения и сотрудничества с коллегами, (чаты в Телеграм, Сферуме)

• средство повышения квалификации,

• средство возможной реализации собственных творческих идей.

Активный пользователь Интернета имеет возможность принимать участие в работе учительских форумов (englishteachers.ru и др.), конкурсах, дистанционных олимпиадах, интернет-конференциях.

Преподаватель может создать и вести свой собственный рефлексивный интернет-дневник (блог) на сайтах livejournal.com, VK.com и др.

Преподаватель имеет возможность создать и вести собственный (предметный или методический) интернет-сайт (или страничку на сайте школы), который будет носить не только информационный, но и образовательный характер.

Одной из часто используемых форм работы является организация видеоконференций для учащихся и коллег, а также дистанционного обучения для учащихся на дому или тьюторской поддержки творческих учащихся при помощи Телеграм или Сферум.

И, конечно, сегодня нельзя не сказать о возможностях ИИ.  Нейросети при правильно построенной работе с ними способны значительно сократить время подготовки к уроку и облегчить учителю выполнение рутинных задач, таких как, например, проверка домашних заданий учащихся, тем самым позволяя учителю сконцентрироваться на более важных, творческих задачах.

С помощью нейросети можно создать образовательный контент: сгенерировать тесты. Он анализирует загруженный материал, а затем предлагает упражнения в разных форматах в зависимости от темы и структуры. Это могут быть тесты, кроссворды, вопросы, интерактивные диаграммы и так далее.

Искусственный интеллект подходит не только для работы с упражнениями и опросниками. С его помощью можно создать и обучающее видео. На этом специализируется, например, сервис synthesys. Вы загружаете сценарий — алгоритм преобразовывает текст в речь или в видео. Можно выбрать язык, голоса озвучки и аватар, а также отредактировать результат по своему усмотрению.

Подводя итог, хочется сказать, что ТКТ – это замечательная помощь педагогу в развитии его профессионализма, но они не заменяют, а дополняют нашу с вами живую творческую деятельность. И нам, если мы хотим быть действительно успешными учителями, необходимо развиваться в разных сферах: расширять свой кругозор, получать самый разнообразный опыт (профессиональный и жизненный), быть интересными, позитивными и не бояться пробовать новое.