НАДО ЛИ УЧИТЬ ЧИТАТЬ РЕБЕНКА ДО ШКОЛЫ?

Киштя Алексеевна Муджикова

НАДО ЛИ УЧИТЬ ЧИТАТЬ РЕБЕНКА ДО ШКОЛЫ?

 

Аннотация: в работе рассматривается вопрос о пользе обучения ребенка в дошкольный период чтению. Актуальность темы выросла в последнее время. Это связанно с возросшей информатизацией. Очень часто родители поверхностно изучают вопрос о пользе или вреде раннему обучению чтению. Поэтому данная статья немного шире раскрывает вопрос: «Надо ли учить читать ребенка?»

 

Ключевые слова: ребенок, обучение чтению, дошкольный возраст, польза или вред, скорочтение.

 

Надо ли учить читать ребенка до школы? Этот вопрос терзает почти каждого родителя, когда возникают горизонты будущей школьной жизни. Особенно остро он стоит, когда ребенок переходит в старшую группу детского сада. Многие родители начинают бороздить просторы интернета, мучают вопросами ближнее окружение и т.п.

Так как же ответить на него?

Во-первых: можно смело утверждать, что читающий первоклассник — находка для учителя, когда ребенок может читать он быстрее адаптируется в первом классе, так же читающие дети, как правило легко втягиваются в учебный процесс, успешны во многом. Причина такого успеха ясна — им проще обучаться. Они с удовольствием показывают имеющиеся знания, у них лучше поставлена речь, богаче словарный запас. Ребята, которые посещали в дошкольный период подготовительные занятия, получившие опыт обучения, более внимательны и дисциплинированны на уроках.

Во-вторых: обычно к 4-5 годам ребенок подступает к процессу чтения, это когда у него сформируется фонематический слух, когда он проявляет способность воспринимать звуки человеческой речи. Дети в этом возрасте начинают спрашивать о том, что написано, что за буква и т.п... В результате к 5–7 годам процесс становится для ребенка востребованным. Даже если родители никак не подталкивают его к чтению, он сам к нему приближается. Такие умения в раннем возрасте развивают у ребенка мышление, фантазию, логику и память. Хочу заметить, что этот процесс не ограничивается данными временными рамками, а он будет продолжать формироваться и далее.

Все, вышеперечисленное, говорит только за то, чтобы родители учили своих детей чтению.

Но очень часто родители намеренно способствуют раннему развитию ребенка, по тем или иным причинам, например: чтобы реализовать свои несбывшиеся желания, а также для того, чтобы иметь предмет гордости перед окружающими людьми, есть не мало взрослых, которые хотят воспитать «гения». Поэтому для них вопрос надобности таких умений в дошкольном возрасте — открытая и актуальная тема.

В последнее время набирают популярность школы скорочтения, где родителям предлагают научить ребенка быстрому чтению, включая возраст 5-6 лет. Это вызывает у профессионалов недоумение, так как скорочтение предполагает, что человек пришедший на данный курс уже должен иметь определенную базу, например: читать, делать анализ прочитанного, уметь делать необходимые выводы, обладать значительным словарным запасом, не просто понимание стандартного набора слов, но и профессиональными терминами, а все вышеперечисленное, навряд ли уместно соотнести с детьми данного возрастного периода.

Установленный факт: неправильное первичное обучение чтению может стать в будущем причиной трудностей в школьном обучении. Многие берутся самостоятельно обучить своего ребенка читать, мол «это не сложно». Только опытные педагоги знают все тонкости сего процесса. Обычно дошколята не обладают всеми нужными навыками для обучения в такой период. Ученые считают самым оптимальным для обучения возраст 6-7 лет, поэтому в школу приходят в этот период.

Конечно, научить ребенка читать лишним не будет, но этот процесс не может быть начат без необходимой предварительной подготовительной работы.

Прежде всего необходимо понять, что ребенок к этому готов, и главное: понять, что поможет привить ему интерес к книгам.

Понимание к готовности к обучению чтению нельзя рассматривать без понимания общего всестороннего развития ребенка. Он должен благополучно пройти все этапы физического, психического развития. Каждый родитель должен понимать, что ребенок развивается все время и для успешного развития необходимо создать благоприятные условия.

Нельзя в одно утро за чашкой чая приять решение научить ребенка читать. Чтобы приступить к обучению чтению каждый родитель должен подробно себе представлять, что необходимо сделать, какую подготовительную работу провести, для того чтобы приступить к обучению. Несомненно, намного легче, если родитель является практикующим педагогом, это решение половины проблем, но только половины.

Очень важно создать предпосылки, которые способствуют пробуждению желания у него к чтению. Нельзя обучать чтению ребенка, который этого не хочет. И здесь мы должны вспомнить о личном примере, то есть ребенок должен видеть на примере взрослых, своего окружения культу чтения, о создании развивающей среды.

С момента рождения нужно приучать ребенка к литературе. Этому замечательно способствует фольклор, народное творчество, а также огромное количество детских авторов А. Барто, К. Чуковский, С. Михалков и многие другие. В каждой семье, желающей подготовить своих детей к школе, научить их читать, должна быть домашняя библиотека, книжные вечера, когда родители совместно с детьми читают им книги, обсуждают прочитанное.

Также следует отметить, что подготовка к обучению чтения возложена на родителей, так как именно они являются естественной средой ребенка. А вот само обучение должно осуществляться профессионалом, дабы не отбить у ребенка желания к самому чтению, и он должен научиться не просто читать, а понимать прочитанное, уметь ответить на вопросы.

Конечно, не все могут воспользоваться профессиональной помощью, именно поэтому, необходимо подготовить ребенка, создавая все предпосылки, для его успешного обучения. И каждый из тех, кто хочет подготовить свое чадо самостоятельно обязан, внимательно изучить методику преподавания, возрастные психологические особенности данного периода, решить готов ли ваш ребенок к обучению.

Резюмируя, хочется отметить, что именно родители все равно является решающим звеном в этой цепочке. Только его волевое решение подводит ребенка к обучению. Очень важно, прежде всего, чтобы родитель сам был к этому процессу готов.

И главное, если ваш ребенок не умеет читать, но желает учиться, в школе его обязательно научат читать, писать и многому другому, так как школа — это как раз то самое место, где все это реализуется. Как правило, такие дети к концу периода обучения грамоте неплохо читают и понимают прочитанное, а это главное, так как чтение — это не просто знание букв и их слияние, а «сложный психологический процесс восприятия и понимания письменной речи…процесс чувственного познания, включающий в себя высшие психические функции: восприятие, внимание, память и мышление.

Пусть ваш ребенок будет эмоционально готов к школе, это очень важно.  И не менее важно, чтобы детство у вашего сына или дочери длилось как можно дольше. Пусть они играют, гуляют на свежем воздухе, задают вам кучу вопросов и многое то другое, что делает вас ближе друг к другу!

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Возрастная психология (Психология развития): электронный учебник/ сост. Л.Ц. Кагермазова

https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_uchebnik.pdf

  1. Скорочтение: статья/ Википедия

https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Speed_reading&oldid=1186197527#References

  1. Дошкольная педагогика: учебное пособие/ сост.: Т.В. Газизова, З.У. Колокольникова, Э.Г. Сабирова, С.В. Митросенко Красноярск: Сиб. Гос. Унив., 2018 г
  2. Нейро-психология счета, письма и чтения: нарушение и востановление: сост. Л.С. Цветкова- М.: Юристь, 1997-256 с.

 

 

Комментарии

Важно создать у ребенка базу, т.е. необходимые предпосылки для обучения чтению.И тут нужно говорить не о технической стороне чтения, о о тех процессах, которые помогают ему понимать суть прочитанного, а это увы, невозможно без сформированности многих психических функций - восприятия, вынимания, памяти, мышления и (!) произвольности.

Рожкова Ольга Викторовна

Я целиком и полностью согласна с Ольгой Николаевной. Но хотелось бы еще обратить внимание на то, что прежде чем учить ребенка алфавиту его нужно научить слышать правильную речь и самому говорить красиво. Это будет предупреждением дислексии и дисграфии, хоть данные диагнозы отсутствуют в Международной классификации болезней.

Снова обращусь к автору. Цитирую: "И каждый из тех, кто хочет подготовить свое чадо самостоятельно обязан, внимательно изучить методику преподавания, возрастные психологические особенности данного периода, решить готов ли ваш ребенок к обучению" ... Такие родители на вес золота! Но реальность. увы , далека от идеала.Родители не обязаны знать ни методики. ни возрастных психологических особенностей своего ребенка. а включиться в процесс подготовки ребенка к школе - да! Не буду поднимать здесь тему психологической готовности к школьному обучению, но уровень развития познавательной деятельности, в том числе и речевой, создает необходимые условия не только для формирования интереса к книге, но и умения вслушиваться в речь окружающих, что очень важно для школьного обучения в целом. Без умения различать звуки речи, ориентироваться в звуковом и слоговом составе речи ребенку на пороге школы будет очень сложно освоить азы грамоты. А потому родителям надо больше разговаривать с детьми, играть в речевые игры и это обязательно поможет ребенку в школе.