Содержание понятия «тьюторство» в научно-педагогической литературе
Отечественные исследователи начиная с конца ХХ века и до сих пор продолжают разрабатывать собственное видение основ деятельности тьютора и возможности ее внедрения в современную ситему образования. Именно это обстоятельство объясняет наличие различных понятий, определений, категорий и терминов, которые непосредственно связаны с деятельностью тьютора. Однако, несмотря на отсутствие четко структурированного понятийного аппарата, факт существования тьюторства является неоспоримым. Характерными в направлении определения основ деятельности тьютора в конце ХХ — начале XXI века являются попытки выделения в технологии тьюторства принципиально разных позиций ее осуществления
Николай Иванович Москаленко и Татьяна Михайловна Ковалева рассматривают три различные тьюторские практики, каждая из которых предлагает собственные основы соорганизации различных образовательных предложений в индивидуальной образовательной программе и, соответственно, задает определенный тип тьюторского сопровождения.
1. Тьюторская практика как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст). Открытое образование в этом контексте выступает как пространство различных ресурсов для соб ственного образовательного движения. Главная цель здесь: научить человека максимально использовать ресурсы для построения своей образовательной программы. Именно личность, а не кто-либо за нее, будучи заказчиком своего образования, проектирует содержание и несет за это ответственность, получая в результате определенный уровень образования. Тьюторская практика в этом антропологическом контексте реализует сопровождение всего процесса проектирования и построения своей образовательной программы, начиная работать с первичным познавательным интересом, углубляет его благодаря образовательным исследованиям или проектам, осуществляет специальную работу по формированию этого проекта как образовательного и переходит к тьюторскому консультированию в сфере профессиональных образовательных программ.
2. Тьюторские практики образования в информационном контексте предполагают использование человеком информационных технологий, и именно на решение этой задачи нацелено тьюторское сопровождение, которое заключается в оказании помощи подопечному в обучении, используя навыки работы в интернет-среде.
3. Тьюторские практики образования в социальном контексте рассматриваются в неразрывной связи со становлением открытого общества. Главной целью образования в таком контексте является умение жить в мире, где существуют различные культуры, логики и типы мышления. Основными качествами при этом являются толерантность, умение слушать собеседника, понимать другую точку зрения и строить диалог, коммуникативность, умение работать в группе. Усилия педагогов нацелены на разработку и использование таких открытых социальных технологий, которые позволяют с помощью образования создать институты гражданского общества [9].
Анастасия. Плахотова представляет свое видение тьюторской позиции педагога. Она отмечает, что субъектом в неклассическом образовательном пространстве выступает как ученик, так и учитель, а образование определяется как субъект-субъектное взаимодействие, диалог, «встреча» равностатусных субъектов/объектов
Социально-философский контекст тьюторства отражает такую тенденцию современного образования, как позиционирование обучающегося как субъекта/объекта, акцентирование его субъективных/объективных характеристик и особенностей, понимание образования как выстраивание студентом индивидуальной образовательной траектории.
Такой тьютор — это новая фигура в образовательном пространстве: он актуализирует и усиливает момент проблемности в образовательной среде, стимулируя тем самым собственную образовательную активность обучающегося. Очевидно, что второй аспект понимания тьюторства, в противоположность первому, максимально актуализирует личностный контекст коммуникации студента и преподавателя, усиливая значение индивидуальности и персонифицированности тьютора.
Кандидат педагогических наук, доцент. Рылова Людмила Борисовна определяет тьюторскую позицию как особую форму сопровождения процесса самоопределения студента/подопечного (целеполагание, рефлексивный анализ и самооценку движения, самомониторинг образовательного пути и т. п.) и поиска ресурсов (в сети) для построения индивидуальной образовательной траектории (программы), что актуализируется в моделях и практиках современного образования или в его переходных моделях. Такими моделями являются:
— модели открытого образования, в которых позиция тьютора наиболее актуальна и является одной из базовых позиций организации обучения/образования и творческой деятельности;
— модели перехода от закрытых/традиционных форм к открытым формам образования на основе деятельности тьютора.
— локальная модель включения/привлечения студента в научно-исследовательскую работу;
— модель различных форм дополнительного образования и подготовки с элементами творчества;
— модель профильного образования в старшей школе;
—модель социокультурного проектирования и реализации общественно/социально значимых проектов (вне образовательных учреждений);
— инновационная модель педагогической практики и различных форм стажировки;
Вполне логичной также является позиция Владимира Александровича Конева, который отмечает, что тьютор — это не предметник, а педагог, который работает не со знанием-информацией, а с культурной ситуацией, где у обучающегося рождается знание-мысль. В этом случае задача тьютора заключается в том, чтобы создать такую ситуацию культуры, в которой формируется знание-мнение в сознании студента и тьютора
Л. Штефан, рассматривая особенности организации обучения в вузе ведущих стран мира, выясняет сущность тьюторской системы как системы индивидуальных консультаций и бесед преподавателя и студента в ходе самостоятельной работы над темой. В частности, в Великобритании такая система реализуется путем использования тьюторских занятий (тьюториалов), что является занятиями студентов с персонально закрепленными за ними преподавателями (тьюторами].
Определяя тьюторство как особую форму педагогического сопровождения, следует отметить, что педагогическая коммуникация в рассматриваемом контексте приобретает характер сложной коммуникации (главная ценность и условие здесь — общий вклад участников коммуникации в наращивание и интерпретацию информации), предусматривает совместную деятельность ее участников, в ходе которой производится (согласуется) общий взгляд на вещи и действия с ними, вытесняются формы простой коммуникации (трансляции информации). Итак, педагогическое взаимодействие тьютора с учениками должно углубляться с уровня коммуникации (целенаправленного обмена сведениями), проходя уровень общения (диалога на межличностном уровне), и достигать уровня события (духовного единения).
Глузман Александр Владимирович, советский, украинский и российский педагог, политик. Доктор педагогических наук в своей концепции об университетском педагогическом образовании описывает систему, которая имеет специфическое содержание, структуру и функции, характеризуется фундаментальностью, гуманитарным профилем обучения, научно-педагогической направленностью и универсальной образованностью студентов.
Отмеченные характеристики этой системы обусловлены главными принципами ее реализации, в числе которых: демократизация и автономизация, гуманитаризация, фундаментализация, интеграция, универсализация, педагогизация, непрерывность образования, индивидуализация и дифференциация обучения, инновационность, национальный и региональный подходы, что вызывает необходимость рассмотрения педагогического сопровождения системы, т.е. тьюторства.