Доклад "Наставничество в детском коллетиве по треку "Наставник- наставляемый(обучающийся)" и "Дети учат детей"
Уважаемые коллеги! Разрешите представиться: Дедюлина Ирина Геннадьевна – педагог дополнительного образования детей г.о. Отрадный, руководитель студии «Зазеркалье»
В студии «Зазеркалье» с успехом применяются два трека системы наставничества:
«наставник – наставляемый (обучающийся)»
«наставник (обучающийся) – наставляемый (обучающемуся)»
Для начала давайте рассмотрим портрет участников проекта.
Наставник. Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем.
Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Наставник может привлекать консультантов по необходимости, например психолога, для успешного выполнения своей программы наставничества.
Наставляемый:
Вариант 1. Неуспевающий обучающийся. Демонстрирует низкую мотивацию к занятиям и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в детском коллективе.
Вариант 2. Пассивный обучающийся. Социально или ценностно
дезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни коллектива, отстраненный от него, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. Ребёнок, имеющий проблемы при адаптации в новом детском коллективе: психологические, организационные и социальные.
Вариант 3. Одаренный ученик. Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер группы, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.
Вариант 4. Ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры, он демонстрирует неудовлетворительные образовательные результаты, испытывает трудности с обучением и адаптацией в школьном коллективе.
В моей работе всё гораздо интереснее, так как я не являюсь классическим наставником из описанных вариантов. Я наставник хореографической группы в количестве 12 человек. И здесь, как и в любом детском коллективе встречаются как активные дети, так и пассивные. Есть «пчёлки», которые добиваются успехов своим трудом, а есть дети реально одарённые, но с ленцой. И моя задача как педагога дополнительного образования, научить, помочь стать единым коллективом, поддержать, подсказать. Научить слушать, слышать и применять. И только тогда это станет по настоящему сильный , сплочённый и работоспособный коллектив. Коллектив, который с большим удовольствием и радостью будет делиться своими знаниями и умениями с более младшими членами нашей большой дружной семьи под названием «Зазеркалье». Я думаю, что моя работа (наставника) вам всем близка, ведь педагог дополнительного образования, это человек творческий, однозначно любящий свою профессию. Потому что сюда мы приходим по зову сердца. У каждого из нас свои методы работы в детском коллективе, и я думаю, что сегодня мы услышим много нового и интересного.
Давайте рассмотрим методы, которые я использую в своей работе.
- наблюдение;
- курирование – способ сохранения и поддерживания контакта
наставника и детей, контроля ситуации со стороны наставника;
- интервенция – специфический способ «вхождения» в личностное
пространство, что помогает устранить негатив и
стимулирует позитивную точку зрения на ту или иную ситуацию.
- коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций;
- психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное
воздействие наставника и родителей с целью выработки у детей адекватной самооценки.
- психологическая помощь – особая деятельность наставника,
осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи,
возникающей у подопечных;
- социально-психологическая профилактика – предупреждение
возможных негативных последствий поведения, нежелательных для
обучения и развития наших обучающихся;
- тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений
психологических феноменов человека, группы и организации с целью
гармонизации профессиональной и личностной жизни ребёнка.
Очень часто в свое работе я делюсь с детьми той или иной жизненной ситуацией произошедшей в моей жизни и на личном примере разбираю что я сделал по моему мнению правильно, а где поступила бы иначе, затем задаю вопрос детям , что им нравится в их жизни, что не нравится, что бы они хотели изменить.
Обязательно интересуюсь планами ребёнка на будущее: кем бы хотел
стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет, предлагаю свою помощь в достижении желаний подопечного.
Так же в своей работе устраиваю различные мероприятия: походы в кино, в музей, в лес, на речку (совместно с родителями), в театр и т.д. Такие мероприятия укрепят взаимоотношения, расширят кругозор ребёнка. Привлекаю детей к совместной организации и
участию в праздниках, акциях, спортивных мероприятиях, конкурсах.
Все это расширяет кругозор, повышает самооценку, улучшает
отношение как к наставнику так и к детскому коллективу .
А сейчас я хочу остановиться на треке «обучающийся- обучающемуся».
Ведь наставничество среди учащихся – это реально работающая форма в системе дополнительного образования. Технология детского наставничества способствует более глубокому познанию детьми самих себя, своих возможностей, проявлению уважения к правам, интересам и особенностям других людей, воспитанию сочувствия и взаимоуважения, возникновению желания сделать жизнь живущего рядом с тобой комфортной, стремлению к самоуправлению. Модель детского наставничества представляет собой систему, состоящую из трех процессов: управляющего, обеспечивающего и основного, который, в свою очередь, подразделяется на блоки «Диагностика», «Конструирование воспитательного пространства», «Рефлексия».
Блок «Диагностика» предусматривает изучение детей на совместную деятельность, индивидуальных качеств, предполагаемых участников процесса детского наставничества, формирование пар наставник-подопечный.
Блок «Конструирование воспитательного пространства» направлен на создание реальных условий для динамичного общения, ситуаций успеха для обоих участников процесса.
В процессе сопровождения наставник оказывает необходимую и достаточную (но не избыточную) поддержку для перехода подопечного от позиции «я не могу» к позиции «я могу это сделать». Доброжелательная обстановка, внимание со стороны наставника помогает подопечному создать положительную модель поведения, приобрести уверенность в своих силах, желание творить и созидать.
Блок «Рефлексия» предполагает подведение итогов наставничества за определённый период, получение обратной связи от наставников и подопечных с использованием различных форм и методик.
У нас как правило – это совместные постановки и отчётные концерты.
Показателями оценки эффективности взаимодействия наставник-подопечный являются отсутствие конфликтных ситуаций, активность подопечного в досуговых мероприятиях .социальных акциях и конечно же в концертной деятельности. Сам наставник обретает уверенность в своих организаторских способностях благодаря реализации собственного лидерского потенциала .
Наставничество в студии «Зазеркалье» это – прежде всего добровольный вид деятельности. Скажу сразу , что не все дети из коллектива решились стать наставниками для младших товарищей. В первую очередь за предложенную работу взялись социально активные ребята. И только спустя довольно продолжительное время, благодаря нашей работе в треке «наставник –ученик», за работу приступила вся группа. Сейчас их объединяет желание передать свой опыт младшим , умение сопереживать, понимать и принимать.
Педагог в этом треке играет роль куратора. В основе наставничества обучающихся лежит «Творческий тандем». Помимо схемы «обучающийся- обучаемый», мы часто используем групповую работу, когда старший состав берёт шефство над младшим составом детей.
Конечно же наставник (обучающийся) находится выше по технике исполнения в хореографии и подтягивает подопечного(обучаемого), объясняя, как надо правильно выполнить то или иное движение.
В студии «Зазеркалье» существует несколько правил, которых должен придерживаться юный наставник. Многое мы позаимствовали из старого опыта (пионерии), когда в школах отличники брали шефство над отстающими ребятами
Часто дети старшего состава помогают выполнять растяжку и разогревание на занятиях младшим обучающимся, отрабатывают с ними связки, оказывают психологическую поддержку (поясняют значимость любой позиции в танце, не только солирующей, но и средней и задней линии).
В основе взаимодействия старших и младших лежит технология демократического сотрудничества. Педагог тщательно следит, чтобы роль старших обучающихся не уходила от функции наставника в «дедовщину». Это – неприемлемо. Так же педагог должен учитывать темперамент каждого ребёнка и подобрать такой тандем, что бы он реально работал.
Какие же задачи являются для нас приоритетными:
- творческое развитие:
- интеллектуальное развитие;
- досуг;
- предпрофессиональное самоопределение;
- отбор талантов;
- творческая самореализация;
- профилактика детских правонарушений;
- патриотическое воспитание;
- социализация.
Так же, как форму наставничества у детей мы используем мастер-классы, совместные массовые мероприятия.
Уже стало традицией в нашем коллективе проведение старшими таких мероприятий как:
- Посвящение в танцоры.
- Новый год.
- День именинника.
- Отчётные концерты.
По результатам проведенного анализа вовлеченности детей в практику наставничества можно утверждать, что данный проект выполняет свою социальную роль. В коллективе царит атмосфера взаимовыручки, взаимопонимания и толерантности по отношению друг к другу. На отчётных концертах и конкурсах различных уровней, чётко видна работа нашего проекта. Помочь переодеться, найти своё место на сцене, собраться перед выступлением и услышать слова поддержки со стороны — наставников- это маленький перечень того, что чувствуют наши маленькие танцоры выходя на сцену. Как правило, итогом всему этому отличное выступление и шквал аплодисментов. Ну а нашим наставникам не остаётся ничего другого как выложиться на все 100%, что бы их подопечные гордились своими наставниками и брали с них пример.
- Мне нравится (1)