Конфликты двигатель или тормоз?

Анцыгина Лариса Анатольевна

Порассуждаем сегодня о конфликтах.
Что такое конфликт с вашей точки зрения? Многие мои коллеги и знакомые говорят, что это противоречие, столкновение взглядов, ссора, спор. То есть некий продукт с отрицательным знаком. Да? Или, всё-таки, нет?

Что вы видите на картине (первое прикрепленное фото) Джузеппе Арчимбольдо?

А на этой картине (второе прикрепленное фото)?

Ваши ответы совпали? А почему же ваш второй ответ не совпал с первым? А значит ли это то, что ваш первый ответ был хуже, чем второй? Или, может быть, взгляд на картину не надо менять и, соответственно, не менять мнение?

А ведь в этой игре мы лишь посмотрели на предмет под другим углом и изменили точку зрения…

Так и в конфликтах. Поэтому конфликт — это не плохо и не хорошо. Да, это напряжение, да - дискомфорт, острота, накал, порой страдания, стресс. Но каждый конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Очень часто сталкиваюсь с решением конфликтов «дурак сам дурак» (тут же административное давление) и уход от конфликта, и реже – компромисс.

А ведь как прекрасен конфликт, который решается через обсуждение интересов, перейдя к сотрудничеству. И тут, оказывается, в конфликте можно выиграть, обогатиться, причем всем сторонам конфликта (ведь их, как правило не две, а гораздо больше).

Так, по крайней мере, было у меня в начале моего профессионального пути.

Пришла я работать, такая вся с двумя классными классическими образованиями, двумя красными дипломами об образовании, молодая, модная, амбициозная. А тут стажисты! И начали они меня испытывать. И задания давать (особенно не по специальности и не по работе), и дурочкой выставлять, а самое пиковое - делать совсем не корректные замечания при родителях, представителях контрольных организаций и педагогов из других образовательных учреждений, создавая тем самым конфликтную ситуацию. И был это конфликт «поколений», который мог переквалифицироваться или слиться с конфликтом из-за чувств соперничества в уровнях достижений.

Но, что же, я, спросите вы. А я, как и многие (читай все), ревела, злилась, обижалась, гневалась. И ведь могла озлобится и ожесточиться.

Многие проблемы могут выходить за рамки нашей компетенции, и не всегда удается справиться с ними собственными силами. Я поняла, что это тот случай, когда полезно воспользоваться опытом, знаниями, творческими способностями и подходами других людей.

И мне хватило здравого смысла обратиться к заведующему и знакомому психологу. Организовали психологи нашего городского центра психологической поддержки детям и молодёжи семинар по конфликтологии. В рамках семинара провели не только учебу, а и анкетирование по выявлению лидеров и межличностного взаимоотношения в коллективе. И по его результатам оказалась, что никакой я не аутсайдер или отчуждённый, а очень даже наоборот. А потом была серия деловых игр, где мудрые психологи сделали так, что я поработала в паре с каждым из стажистов. А с лидером так и вообще была совместная деятельность ни одного дня.

Как вы понимаете «совместный труд, он облагораживает», а если серьёзно, конфликт перерос в долгое многолетнее плодотворное сотрудничество, где лидер стал моим наставником на долгие годы.

Сотрудничество с профессионалами сняло с меня определенный груз ответственности, избавило от необходимости знать ответы на все вопросы и позволило нам взглянуть на ситуацию под разными углами. Мы определили сотрудничество как совместную работу двух и более людей над достижением профессионального результата.

В дальнейшем, в своей работе, я использовала возможность создания ситуации совместного обсуждения проблемы в процессе совместного поиска и обсуждения альтернативных вариантов решения проблемы и с педагогами, и с родителями, и с администрацией. Я всегда была уверена и знала, что было сделано все возможное для профессионального разрешения конфликта. Мы совместно принимали наилучший из вариантов в сложившейся ситуации.

Педагогическая работа — одна из наиболее стрессовых, требующих постоянной концентрации внимания, соблюдения правил и норм поведения и, как следствие, порождающая непонимание и проблемные ситуации среди педагогов. И, конечно же, конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. И надо уметь выходить из него достойно. И как я сказала в вначале разговора – с обогащением.

Атмосфера сотрудничества позволяет работникам в полной мере проявить свои профессиональные способности и раскрыть творческий потенциал, а совместные усилия по поиску передовых идей способствуют успешному профессиональному развитию и росту.