Главные вкладки
Проект с детьми 6-7 лет Подготовка и проведение праздника «Пушкинский бал»
В настоящее время одной из главных задач разностороннего развития детей дошкольного возраста является обучение родному языку и развитие речи.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является самым важным приобретением ребёнка в дошкольном детстве. По окончании детского образовательного учреждения дети должны полностью овладеть всеми системами языка, коммуникативными умениями и навыками.
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отражает важность развития речи детей, выделив ее в отдельную образовательную область. В п. 2.6. стандарта определяется, что речевое развитие включает владение речью как средством общения культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте. Конкретное содержание образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализоваться в различных видах деятельности (п.2.7.ФГОС ДО). [4]
Обогащение словаря, по мнению А.М. Бородич, «включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами, поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания». [1]
Одним из средств развития речи детей является художественная литература, и особое место в ней занимает поэзия А.С. Пушкина. Его лирика и сказки, высокохудожественные, насыщенные разнообразными средствами выразительности, играют большую роль в обогащении словаря дошкольников, способствуют развитию его образной стороны. [2]
Развитие образного словаря дошкольников невозможно без поэзии, а поэзия невозможна без интонационной выразительности, потому что интонация - важное смыслоразличительное средство языка, благодаря которому мы выражаем различные коммуникативные цели, добавляем эмоциональную окраску, что необходимо формировать в дошкольном возрасте.
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально- экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий выражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированного речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом.
Сегодня детское творчество является весьма актуальной проблемой детской психологии и дошкольной педагогики. Её исследовали Н. А. Ветлугина, А. Н. Леонтьев, А. И. Волков, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов и многие другие. Необходимо отметить, что праздники считаются самым распространённым видом творчества для дошкольников.
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...». [3]
Праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Это обуславливает возникающие в процессе подготовки праздника сложности: необходимость тщательного отбора речевого материала; разучивание стихов, песен, танцев; формирование необходимых навыков общения.
Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
Праздники имеют особое значение в формировании словаря ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник всесторонне развивается и у него расширяется словарный запас.
Именно поэтому мы решили организовать проект под названием «Подготовка и проведение праздника «Пушкинский бал» с детьми 6-7 лет».
Проект приурочен ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина (6 июня 1799 г.). Сроки проекта: апрель – май.
Участники проекта: педагоги, музыкальный руководитель, хореограф, родители, дети 6-7 лет.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи.
Задачи для работы с детьми: раскрыть понятие «Бал», познакомить с эпохой пушкинского времени (прослушивание музыки «Вальс», «Менуэт», «Полька»); познакомить детей с разновидностью бальных костюмов (презентация); познакомить с творчеством А.С. Пушкина; разучивание танцев «Менуэт» и «Полька»; создание коллективной аппликации «У Лукоморья…».
Задачи для родителей: чтение детям сказок А.С. Пушкина; разучивание отрывков стихотворений А.С. Пушкина; подготовка костюмов к балу; украшение атрибутов к балу (веера, маски); подготовка сюрпризов для детей.
Задачи для педагогов: выявить эффективные методы и приемы развития образного словаря детей 6-7 лет; разработать план по организации праздника «Пушкинский бал»; определить необходимые ресурсы для успешного проведения праздника; организовать эффективное взаимодействие между участниками воспитательно-образовательного процесса средствами проведения поэтического праздника; написать сценарий праздника; организовать и провести праздник «Пушкинский бал» и проанализировать результаты.
Задачи для хореографа и музыкального руководителя: разучивание с детьми танцев «Менуэт» и «Полька»; ведение музыкального сопровождения на празднике; участие в оформлении зала к празднику.
Для вовлечения детей в участие в празднике «Пушкинский бал», детям была предложена проблемная ситуация: пришло письмо от Феи Динь-динь, в котором она рассказывает, что её пригласила Царевна Лебедь на поэтический бал, но сама Фея не знает, что такое бал, как нужно себя вести, во что наряжаться и какие стихотворения рассказывать, поэтому Фея просит детей о помощи, чтобы дети помогли ей подготовиться и попасть на бал.
Проект был реализован в 3 этапа:
1 этап – подготовительный.
Данный этап носит преимущественно поисковый характер. Осуществляется сопоставительный анализ литературы по проблеме развития образной выразительности речи, подбор дидактических игр и упражнений по развитию образной речи детей, а также подбор произведений А.С. Пушкина для заучивания.
2 этап – основной.
Основной этап начали с проведения совместного занятия с детьми двух групп «Что такое бал?». Мы познакомили детей с понятием «бал»; расширили представления детей об особенностях бальных костюмов (презентация «Бальные костюмы»), танцевальных движений (показ мультфильма «Золушка»), манеры поведения.
Далее с детьми были проведены занятия: «Как мы на бал собирались»; Путешествие в страну Вальса» «В гостях у А.С. Пушкина», занятия по заучиванию стихотворений «Свет наш, солнышко!», «Месяц, месяц…», «Ветер, ветер!...»; занятие «Актёрское мастерство». Также проведение репетиций сценки №1 «Солнце, Месяц, Ветер», сценки №2 «Лукоморье» и генеральной репетиции.
3 этап – заключительный.
Проведение праздника «Пушкинский бал». Подведение итогов реализации проекта. Оценка творческой деятельности.
Работа над проектом позволила решить следующие задачи: повысить уровень познавательной и творческой деятельности детей; усилить их самостоятельность, инициативность, активность, уверенность в своих силах; развить навыки социально-коммуникативного общения: взаимодействовать между собой и взаимодействовать с взрослыми; усилить интерес родителей воспитанников к жизни детей.
В процессе подготовки к Пушкинскому балу у детей 6-7 лет происходит: проявление эмоциональности, развитие воображения, творческого мышления; развитие личностных качеств: инициативы, самостоятельности, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг к другу; развитие коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики.
В заключении хочется отметить, что в процессе работы над созданием Пушкинского бала происходило развитие как взаимоотношений детей между собой, так и взаимоотношения детей и взрослых. Пушкинский бал сплотил родителей и детей, родители стали гораздо больше принимать участие в жизни детей.
Литература:
- Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
- Вишнякова, Н.В. Фарафонова, Т.А. Статья «Роль художественной литературы в развитии речи». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/629237/ – (Дата обращения: 20. 12. 2021)
- Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.mari.ru. – (Дата обращения: 20. 12. 2021)
- Лебедева А. В. Проект с детьми 6-7 лет "Подготовка и проведение праздника "Пушкинский бал" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/19249