Воспитывать или не воспитывать?

#КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022

Что такое воспитание? Как правильно воспитывать детей? Да и вообще – нужно ли это делать? На эти вопросы нет однозначных ответов. Потому что дискуссии на эту тему ведутся давно, и не только в педагогической среде, но и среди людей, далеких от педагогики. Естественно, что у каждого человека свое мнение на эту тему. Практически каждый родитель и педагог думает, что он лучше знает, как воспитать ребенка. Но что значит – воспитать? Опять-таки, каждый взрослый вкладывает свое понимание в этот термин.

Одни люди считают, что воспитывать нужно обязательно. И постоянно навязывают ребенку свое мнение, свои взгляды, свое видение мира и нормы поведения. Это – так называемые авторитарные родители (педагоги), которые многого требуют от детей и при этом зачастую демонстрируют невысокий уровень привязанности к ним. Ребенок в таких случаях как бы получает установку: «Делай, что я говорю. Взрослые лучше знают, как правильно». На мой взгляд, такое отношение чем-то напоминает дрессировку. А как еще можно трактовать высказывания типа: «Сиди молча!», «Туда не ходи!», «Не ной, ну-ка быстро я сказал(а)!»? Таким взрослым, как правило, не интересен внутренний мир малыша, его мечты и желания. Они просто «лепят» удобного ребенка, которым легко управлять и который не будет им мешать заниматься своими «взрослыми» делами, безропотно выполняя все указания. Возможно, кто-то спросит: «А чем плох идеальный послушный ребенок?». А тем, что ребенок – это личность, он такой же человек, как и любой из нас, только маленький. У него свой характер, интересы, свои свобода воли и жизненный путь. Об этом же говорил выдающийся педагог Я.Корчак: «Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

Да, дети зачастую капризничают, что-то требуют и порой не слушаются, поступая наоборот. Но, на мой взгляд, это происходит потому, что ребенок не понимает, почему нельзя делать то, что он хочет. Ведь изначально человек приходит в этот мир абсолютно свободным: от правил, запретов, чужого мнения. А раз он не понимает – то стоит объяснить. Не дать команду: «Нельзя!», а аргументировать, почему не стоит этого делать. Подумайте сами: если вам что-либо постоянно запрещать, игнорировать ваше мнение и желание и навязывать свои – какой будет ваша реакция? Скорее всего, либо смиритесь, либо взбунтуетесь. Точно так же произойдет и с ребенком. Либо он вырастет абсолютно безвольным и неприспособленным к жизни человеком, либо начнет все делать назло, и в таком случае наладить с ним отношения будет очень трудно.

Другие взрослые думают, что воспитывать не нужно вообще. Это – абсолютная противоположность авторитарному стилю воспитания, либерализм. Такие люди просто хотят, чтобы дети были счастливы. Они мало требуют и ожидают от малышей, и при этом очень чутко реагируют на их потребности и чувства. В таком воспитании отсутствует контроль и практически не используются наказания. Казалось бы – вот оно, то, что нужно. Ребенок вырастет самостоятельной личностью, а не куклой-марионеткой. И можно даже в качестве аргумента привести слова Ж.Ж.Руссо: «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Вот только вседозволенность тоже зачастую приводит к негативным последствиям. И уверенность переходит в самоуверенность, а невинная шалость в непреднамеренное хулиганство, ведь грань между ними очень тонка. А второй негативный нюанс такого воспитания – гиперопека. Потому что, чутко реагируя на чувства малыша, эти родители стараются защитить его от всего плохого, что есть в окружающем мире, от того, что может ребенка расстроить или огорчить. И опять-таки ребенок оказывается неприспособленным к самостоятельной жизни.

Существует и третий стиль воспитания – демократичный. Психологи считают его самым лучшим. Взрослые, придерживающиеся демократичного стиля воспитания, ожидают лучшего поведения от своих подопечных и очень привязаны к ним. И при этом умеют устанавливать границы и добиваться того, чтобы ребенок их соблюдал. Такие взрослые одновременно активно участвуют в воспитательном процессе, но при этом поощряют в детях самостоятельность. Казалось бы, вот он, идеал воспитания. Вооружайся советами психологов и педагогов – и вперед, воспитывать подрастающее чадо.

Вот только очень трудно оставаться демократичным в любой ситуации, особенно при столкновении характеров и тем более – если ты на взводе. А если это не твой ребенок, да еще и чем-то тебе несимпатичный? В таких ситуациях очень трудно соблюдать грань между самостоятельностью и вседозволенностью, помощью и устранением с пути препятствий, уважением личного пространства и игнорированием. На такое, как правило, способны только очень выдержанные и уравновешенные взрослые. А как же быть остальным, «родителям-клушам», инфантильным родителям или «родителям-тиранам»? Ломать себя? Самоустраниться? Или не обращать ни на что внимания и продолжать воплощать свои понятия о правильном воспитании? Вот тут и стоит вспомнить самый главный постулат воспитания, а именно – детей нужно любить. Этот постулат отражен в словах Я.Корчака, адресованных родителям: «Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой». А следующие его слова стоит помнить тем, кто работает с детьми: «Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему».

И эти его слова подтверждены исследователями Гарвардского университета (1996-2013гг.). Они изучали различные стили воспитания и одновременно собирали данные об удовлетворенности детей отношениями с родителями, и проанализировав их, пришли к выводу, что сильнее всего на благополучие детей влияют проявления любви. Потому что при любом стиле воспитания любовь родителей и теплая атмосфера в семье дает положительные результаты и благоприятно влияют на процветание во взрослом возрасте.

Один из организаторов исследования, профессор Тайлер Дж.Вандервил, сообщил: «Результаты исследования показывают, что любовь родителей играет главную роль в воспитании детей. Эта любовь сильно влияет на будущее ребенка. Вероятно, стоит заново ввести понятие «любовь» в сферу психического здоровья». При этом он уточняет: «Полученные результаты не означают, что правила и дисциплина совершенно не важны в воспитании. Демократичный и авторитарный стили, в которых родители проявляют любовь к детям, показывают самые лучшие результаты. Так или иначе, любовь – главный элемент в любом воспитании».

А его коллега, профессор Ин Чен, подытожил: «Любовь к детям – это ответ на многие вопросы, связанные с воспитанием. Существует много способов проявить свою любовь: обнять ребенка, научить его какому-то важному жизненному навыку или придумать какую-то семейную традицию. В каждой семье существуют свои способы проявлять любовь, но все они помогают ребенку стать счастливым и благополучным».

Поэтому на вопрос: нужно ли воспитывать детей, мой ответ – нужно. Но исподволь, и начинать стоит с проявлений любви. И тогда не столь существенно, какой стиль воспитания вы предпочитаете. Не важно, будете ли вы целенаправленно воспитывать своего ребенка или не делать этого вообще. Если вы любите ребенка, уважаете его личность и мнение, тогда он наверняка вырастет успешным, открытым этому миру и готовым с успехом противостоять любым трудностям.

А еще не стоит забывать и о воспитании самих себя. Только мы можем подать хороший пример, показать и рассказать, почему так поступать хорошо, а так плохо. Ведь на начальном этапе жизни именно родители и педагоги самый большой авторитет и пример для подражания: «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом». (А. С. Макаренко).

Хотелось бы пожелать всем нынешним и будущим родителям и педагогам, чтобы они относились к своим детям и воспитанникам с любовью и уважением. Чтобы принимали их, умели взаимодействовать с ними, предоставляли адекватную степень свободы и признавали их равные права в семье, не переоценивая и не недооценивая их роль. Как сказала А. Линдгрен: «Оставьте детей в покое, но будьте в пределах досягаемости на случай, если понадобитесь».

А как бы вы ответили на вопрос: "Воспитывать или не воспитывать?".

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Луцык Ольга Владимировна

Очень познавательный материал! Большое спасибо автору!

Спасибо за поддержку!

Татьяна Васильевна Казакова

Спасибо за материал! Мой ответ: "Воспитывать! Но воспитывать правильно!"

Абсолютно с вами согласна. Воспитывать - нужно. Но при этом помнить: очень важно, как ты это делаешь.

Спасибо за комментарий.