Частнопрактикующий учитель. Как сегодня «сводят дебет с кредитом» пермяки
Официальная статистика говорит о том, что россияне с каждым месяцем живут всё беднее. По данным Росстата, доходы падают ежемесячно примерно на 4 %. При этом зарплаты, по тем же отчётам, растут. Средняя заработная плата по Пермскому краю за 2018 год составила около 37 тысяч рублей. Насколько реальны эти цифры и на что в действительности живут сегодня пермяки? Мы продолжаем цикл материалов, в которых горожане самых разных профессий анонимно рассказывают о том, сколько они зарабатывают и сколько тратят.
Александр, 46 лет, репетитор по истории, живёт с женой и двумя детьми
У меня никогда не было проблем с выбором профессии. То, что я буду преподавать историю, знал ещё с того момента, как в школе появился этот предмет. Учителя создавали все условия, чтобы я мог проявить себя. Уже в пятом классе сам проводил уроки, проверял тетради, работал вожатым на каникулах, вёл активную общественную школьную жизнь.
Закончил истфак ПГУ. Сейчас я учитель истории 1 категории, но в школе не работаю. Уже шестой год зарабатываю на жизнь исключительно частными уроками. В образовании уже без малого четверть века, и если бы я остался работать в школе, то, возможно, вышел бы на учительскую выслугу. Сейчас теряюсь в догадках: в связи с повышением пенсионного возраста получил бы я её или не получил?
Но я никогда ничего хорошего от государства не ждал. Сейчас они (чиновники — прим.ред.) говорят, что «государство вам ничего не должно», ну так я это ещё в молодости прекрасно понимал. В середине 90-х, когда я начал свою профессиональную деятельность, людям помногу месяцев не платили зарплату, мои коллеги-учителя выходили на голодные митинги. Но я не стал ждать, не стал выходить, просто уволился и стал искать способы, как заработать. Я считал, что молодой, здоровый мужик должен зарабатывать деньги.
Исполнил указ президента о доведении зарплат учителям до средней без всякого участия государства
Преподавать не бросил. Учительство — это моя профессия. Но, помимо уроков, стал брать подработку. Где я только не работал! Журналистом, в городской администрации, охранником в каникулы, грузчиком. И так годами — с уроков на работу, с работы на уроки. В 2001 году встал на учёт в центре занятости. Меня, естественно, отправили по школам. Но когда мне в одной школе предложили зарплату в размере пособия по безработице, я попросил больше меня в школы не отправлять. Целый год я прожил на пособие по безработице, тогда ещё не был женат и как-то выкрутился. Но потом и пособие стали задерживать, мне пришлось устраиваться на работу в магазин, а потом снова в школу.
Даже тогда, когда я работал только в образовании и больше нигде (был у меня такой период замечательный в жизни), я никогда не работал на одну ставку, всегда было больше. Тут часы, там часы... Можете себе представить, что такое 5-7 пар в день! Без выходных месяцами. В отпуск на 56 дней тебя отправляют с 15 тысячами — отдыхай с семьёй, как хочешь! В общем, к 40 годам я проклял такую работу, такую жизнь, понял, что надо что-то круто менять в своей жизни.
В конце концов из школы уволился совсем, ушёл в свободное плавание, благо, у меня к этому времени появился ещё один источник дохода — репетиторство. ЕГЭ — это такая чудесная вещь, целая индустрия, которая не даёт пропасть тысячам и тысячам преподавателей, создает параллельную систему занятости. Когда я еще преподавал, то готовил нескольких учеников к экзаменам. В один прекрасный момент грань между основной работой, где я проводил большую часть времени, и репетиторством просто стерлась. Поэтому, когда я уволился, то одну сторону просто безболезненно отбросил и сосредоточился на другой — начал давать частные уроки. Шёл 2013 год. Учеников у меня было немного, но в принципе, я ещё раз повторю, мне нигде не предложили бы большую зарплату. Я не знал, как дело пойдёт дальше, но обществознание — самый востребованный предмет из всех на экзамене по выбору. Начал зарабатывать ту самую среднюю зарплату, о которой сейчас все чиновники трезвонят — 37 тысяч рублей. И, в общем-то, рад, что исполнил указ президента о доведении зарплат учителям до средней для себя сам, без всякого участия государства. Мы с семьёй даже смогли два лета отдохнуть за границей, покупались на море. Я был полон энтузиазма насчёт продолжения своей работы в качестве частнопрактикующего учителя.
Но это, так сказать, одна сторона дела. Есть и другая сторона. Моя работа очень нестабильная, она подвержена колебаниям спроса. Проще говоря, сегодня есть ученики — значит, будут уроки, будут деньги. Не будет учеников — не будет уроков, не будет денег. Нередко я езжу к ученикам с последними двадцатью рублями в кармане. У меня были месяцы хороших заработков и провальные месяцы, когда я вообще ничего не зарабатывал. Это, прежде всего, лето. У меня не было отпускных, поэтому весь свой репетиторский доход я делил на три части: первая часть — на текущее потребление, вторая часть шла на то, чтобы прожить лето, пока я не набрал новых учеников на новый учебный год, и третья часть — на уплату страховых взносов.
Работать в тени — это для выживания
Я оформил ИП и нисколько об этом не жалею. Это мне позволило существенно расширить свою деятельность, привлечь новых учеников. Начал сотрудничать с учебными заведениями, с которыми надо работать только по договору. Взял в аренду аудитории для групповых занятий. Более того, у меня появилась возможность участвовать в профессиональных конкурсах педагогов, повышать вместе с ними квалификацию, с улицы туда не попасть. Легальный статус помог моей семье улучшить жилищные условия — мы взяли ипотеку. Я начал активно публиковаться. Одним словом, ощутил себя полноценной частью педагогического сообщества. И я не собираюсь уходить в тень. Считаю, что работать в тени — это для выживания. Для профессионального развития необходимо работать легально. Когда я приходил к ученикам и предлагал родителям заключить договор об образовательных услугах, это всегда всех удивляло. Но после того, как одна ученица у меня получила налоговый вычет, то я понял, что это то направление, в котором следует развиваться. Я поддерживаю государство в том, что оно пытается легализовать наш рынок, буду думать, либо оставаться ИП, либо избрать формат самозанятости, который сейчас государство активно продвигает среди репетиторов.
Пришла осень, а набрать учеников в нужном количестве не получилось
В этом году прозвенел первый тревожный звоночек, когда я не смог создать достаточных резервов на лето. Осенью я столкнулся со сложностями в наборе учеников, несмотря на то, что я в два раза снизил стоимость своих уроков и скатился на уровень 2013 года. Тогда у меня урок стоил 250 рублей, потом стал стоить 500 рублей, а теперь снова 250. Я не знаю, с чем связано падение спроса, может быть, с неблагоприятной экономической ситуацией в стране. Репетиторский рынок просел, и сложности с набором учеников испытывают все. Рынок конкурентный, предложения очень разнообразны. У учеников сегодня масса возможностей получать образование. Я снова встал перед вопросом «что делать дальше». Здесь я видел для себя две возможности. Первая — перекантоваться, найти временный заработок, как я это делал всегда. Но я решил, что те гроши, которые я заработал бы на шабашках, не стоили бы того времени, которое они занимают. Я выбрал потратить время на подготовку, стал искать способы привлечь учеников. Взял кредит в банке, чтобы пережить время простоя, думал, что осенью спокойно наберу учеников и быстро рассчитаюсь с банками. Свободное время посвятил записи видеоуроков. Иными словами, ушёл в онлайн-образование. Чтобы быть конкурентным, я должен постоянно меняться, предлагать новые форматы занятий. Стараюсь быть в тренде, смотрю за тем, что сегодня происходит в образовании, и активно учусь. Вполне возможно, что в этот момент, когда я сижу и разговариваю с вами, где-то на Дальнем Востоке ученик смотрит мой видеоурок и готовится к ЕГЭ по обществознанию, чему я буду несказанно рад. Но пришла осень, а набрать учеников в нужном количестве не получилось.
Не моя вина в том, что в моей стране учительство сегодня загнано под плинтус
Летом я пошёл по школам, но везде предлагали работу на полторы-две ставки, нигде даже не рассматривается одна ставка. И зарплату — от 15 до 25 тысяч, в зависимости от нагрузки. Возвращаться снова к этой безумной гонке за часами не хотелось, и я отказался. Надеюсь, что плохое время можно пережить, хочу использовать его для работы, для поиска новых возможностей для работы с учениками. Но вполне возможно, что я вернусь работать в школу. Даже знаю, в какую школу я хочу вернуться, есть такая школа в Москве. В этой школе директор мотивирует учителей работать на ставку. Как там говорят, учитель, работающий более чем на ставку, не может работать творчески, продуктивно. Многие мои коллеги уезжают из регионов в столицу. И может быть, в иных жизненных обстоятельствах, если бы мне было лет 30, я и рванул бы в Москву.
Как я нахожу учеников? У меня есть свой сайт, использую репетиторские ассоциации, сотрудничаю с учебными заведениями. Ну и, конечно, по рекомендациям приходят. Для репетиторов сарафанное радио — самый ценный канал. Самое великое благо, которого я достиг в репетиторстве — это возможность распоряжаться временем. Я сократил свою нагрузку в два раза за те же деньги. Когда я вышел на набор групп, ситуация ещё больше улучшилась. Это дало мне прибавку в доходе, при том, что для учеников занятия стали ещё дешевле. Но самое главное — это, конечно, время. Я очень благодарен своим ученикам, которые в 2013 году удержали меня от смены профессии. Для меня образование стало частью жизнью и её смыслом, я не хочу ничего менять в своей профессиональной деятельности. Сейчас побеседую с вами и побегу на урок к ученице, которая меня ждёт, и от этого я, в принципе, счастлив.
Не моя вина в том, что в моей стране учительство сегодня загнано под плинтус. Вы только послушайте, что говорят чиновники в адрес учителей! У меня уши в трубочку сворачиваются, я не понимаю, почему им это сходит с рук. Но я ничего в этом плане не могу изменить. Единственное, что могу — это попытаться стать востребованным частнопрактикующим учителем, предложить такие образовательные продукты, которые были бы востребованы и позволили моим ученикам, не взирая на экономические кризисы, сократить затраты и получать эффективное образование. Над этим я работаю сейчас и буду работать дальше.
Доходы
У меня нет стабильной суммы. Однажды я уходил на лето с 120 000 (нигде мне таких отпускных не платили), а нынче — с 20 000. Я могу говорить только о среднемесячном доходе, о том доходе, который декларировал в налоговой. Это 37 000 тысяч рублей в месяц, учитывая лето, когда я не зарабатываю совсем. Основные надежды возлагаю на второе учебное полугодие, когда у меня доходит до 70 000 в месяц. В декабре получилось 24 000. В январе, если все планируемые уроки состоятся, заработаю уже под 30 000.
Расходы
Моя жена тоже бюджетник, она врач. Её зарплата — 30 000 рублей. В театры не ходим, никуда не ездим. Осенью мы жили на зарплату жены и «проедали» кредитные деньги. У меня были единичные уроки. Сколько я набирал к октябрю раньше — нынче на это вышёл только в декабре. Жить уже можно, если бы не накопленные долги. Ту часть, что я должен зарабатывать на накопления к следующему лету, я трачу на погашение долгов и продукты. 4200 — за кредит, остальные деньги — на еду. Коммуналка и ипотека пока на жене. Ещё 3000 в месяц жена платит старшему ребёнку за английский, я оплачиваю младшему допы в школе. 13 000 — двумя взносами по полугодиям. Ещё на мне, как ИП, долг в пенсионный фонд и в ФОМС, на который уже полгода капают пени. Рассчитываю, что спрос будет расти, и долги я закрою к весне. Но, может, и к лету. Не знаю. Вопрос о трудоустройстве не снят. В школу или нет, на постоянной основе или временно... Оттягиваю как могу, не хочу возвращаться на зарплату школьного учителя. Ничего страшного не случилось, просто начинаю все заново, как шесть лет назад.
- Мне нравится (1)
Комментарии
Как всё грустно...особенно в
Как всё грустно...особенно в статье "расходы".....
Спрос на индивидуальные
Спрос на индивидуальные занятия действительно уменьшился, говорю об английском языке. Мотивация поехать за границу на учебу и отдых упала из-за пандемии, подготовка к экзаменам ОГЭ угасла из-за их отмены, выполнение Д.З. перешло в формат онлайн, где проще списать, чем чему-то научиться, и репетитор, даже очень хороший, сидит без денег...