«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ»

Алексеева Елена Михайловна

 

Вашему вниманию представляется работа по теме:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ»

Актуальность темы  обусловлена спецификой педагогической деятельности, которая неизбежно связана с влиянием внешних и внутренних факторов, ее усложняющих, вызывающих развитие трудных состояний: стресса и эмоциональной напряженности, переутомления.  Большое значение имеет то, насколько педагог будут стрессоустойчивым, насколько пользуются здоровыми копинг-стратегиями и как это позволит им проявиться в профессиональном самосохранении.

Проблема: Профессиональная педагогическая деятельность относится к социономическому профилю сферы «Человек – человек». Данная сфера деятельности предполагает повышенное эмоциональное напряжение, умение выстраивать созидательные коммуникации, умение владеть собой и способностью саморегуляции, в связи с этим данный вид этой деятельности зачастую порождает профессиональное, эмоциональное выгорание, выстраивание коммуникаций педагог – дети, педагог – родитель, педагог – администрация, могут приводить к конфликтным ситуациям и это порождает стресс.

Цель исследования: выявить психологические особенности  проявления стрессоустойчивости, способов стратегий совладающего поведения и особенностей профессионального выгорания у  педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Гипотеза1: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью профессионального выгорания и стратегиями поведения, нервно-психической устойчивости в зависимости от стажа   у педагогов.

Гипотеза 2: мы предполагаем, что существуют статистические значимые отличия показателей профессионального выгорания, стратегий поведения и нервно-психической устойчивости в группах педагогов с разным стажем.

Выборка: В исследовании приняли участие 60 педагогов работающие в дошкольных образовательных учреждениях  города Режа, стаж работы от 1 до 38 лет.

Методы исследования. В соответствии с целью и для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы:

1.Теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

2.Психодиагностические методики, включая:

Анкету Оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз – 2», разработанную В.Ю. Рыбниковым.

Опросник проактивного совладающего поведения, разработана Greenglas, Schwarzer и Taubert в 1999 году и адаптирована Е.С. Старченковой.

Методику диагностики профессионального выгорания, разработанную

Е.П.  Ильиным.

3.Методы математической и статистической обработки материала. Описательной статистика и корреляционного анализа данных осуществлялась с использованием прикладных компьютерных программ универсальной обработки и анализа данных в программе SPSS.

В исследование опирались на представителей отечественной психологической науки :(Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, СЛ. Рубинштейна);- концепции профессиональной деятельности и принципы ее психологического анализа (С.К. Бондырева, А.А. Деркач, Е.А. Климова, Н.В. Кузьмина, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова); психологические исследования педагогической деятельности (Б.М. Бим - Бад, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.В. Феоктистова, А.И. Щербакова.); концепции синдрома профессионального  выгорания  (Н.Е. Водопьянова)-теории  и подходы к определению так называемого «совладающег поведения» (Т.Л. Крюкова, Л.И. Анцыферова, Р.С. Лазарус, С.К. Нартова-Бочавер)

Практическая значимость исследования: Данные исследования позволят                              разработать и внедрить программу профилактики стрессоустойчивости педагогов и снижения выгорания и выработать здоровые стратегии поведения.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены задачи и организовано эмпирическое исследование.

По первой задаче был проведен теоретический анализ понятий стрессоустойчивости, профессиональное выгорание и стратегии совладающего поведения. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ -совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья

(Александрова Л.А).

Профессиональное выгорание – совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов профессиональной деформации личности нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.                                         (Н.Е. Водопьянова) СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ : целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. (Т.Л. Крюкова )

Опираясь на  положения теории профессионального развития (Климова, Зеера, Митиной)  выборка была  разделена  на  две группы: 1 группа- педагоги стаж работы с 1 до 19 лет, 2 группа педагоги от 19 лет и больше,  так как  деятельность педагогов относится  к социономическим профессиям и с увеличением профессионального стажа, происходит профессиональные изменения ( выгорания, деформации).

По второй задаче подобран диагностический инструментарий.

Третье получены результаты исследования:

По анкете оценка нервно-психической устойчивости «Прогноз- 2» в двух группах  педагогов  нервно-психической устойчивость характеризуется  как умеренная.

Полученные результаты по методике диагностики профессионального выгорания показали, что у педагогов 2-х групп,  работающих в дошкольных учреждениях фазы стресса в основном не сформированы и лишь у некоторых педагогов есть уже сформированная фаза стресса, что говорит о профессиональном выгорании. По результатам видно, что по шкале «напряжение» у большинства респондентов  фаза не сформировалась, а по шкале» резистенция» результаты показывают, что фаза уже в стадии формирования в обеих группах, по формированию фаз «истощение» у педагогов двух групп получились следующие результаты: у первой группы фаза в стадии формирования и у второй группы в стадии формирования опрошенных педагогов.

По методике стратегии  поведения  получились следующие результаты:

Самым высоким показателем является стратегия - проактивное преодоление, которая представляет собой процесс целеполагания, постановки важных для личности целей, а также процесс саморегуляции по достижению этих целей

По результатам корреляционного анализа обнаружены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи. Но характер этих связей отличается: в 1 группе со стажем от 1до 19 лет выявлены положительные взаимосвязи между шкалами стратегий поведения нпу и профессиональным выгоранием, характер этих связей говорит о том, что чем больше выражены показатели профессионального выгорания, тем больше педагоги выбирают стратегию поиска эмоциональной поддержки( т.е поиск ориентирован на регуляцию эмоционального дистресса путем разделения чувств с другими, поиска сочувствия и общения с людьми из непосредственного социального окружения человека.)

А во второй группе педагогов со стажем от 19до38 лет, чем больше выражены показатели профессионального выгорания, тем больше педагоги применяют стратегии инструментальной поддержки( т.е. получение информации, советов и обратной связи от непосредственного социального окружения человека в период совладания со стрессами)

Результаты  сравнительного  анализа  показали,  что  статистически  значимых  различий в показателях  выгорания,  стратегий  поведения в группах  педагогов с разным  стажем  не  выявлено. При всём том, что значимых отличий по сравнительному анализу не обнаружены, педагоги подвержены самовыгоранию, но это тема др. исследования.

Результаты исследования позволили  разработать  Программу профилактики профессионального выгорания повышения стрессоустойчивости,  педагогов образовательных учреждений.

Цель программы: снятие психоэмоционального напряжения и профилактика профессионального выгорания и  повышения стрессоустойчивости педагогов.                                                              

       

Таки