Новогоднее поздравление Сухомлинского В.А.: "Вырастут цветы удивительной красоты"

Часовая стрелка приближается к двенадцати, с востока идет рассвет нового дня. Сегодня это особый рассвет и особый день - он знаменует собой один из рубежей нашей жизни. Он, как верстовой столб на жизненном пути. И, проходя мимо, каждый из нас оглядывается назад, задумывается о будущем.

Пройденный путь измеряется не только годами, но и делами. Ткач с удивлением видит, что сотканного им полотна хватило бы накрыть новогодний стол для миллионов соотечественников. Животновод видит овец и тысячи свиней, вскормленных за годы работы, - вот мой добрый след на земле, я кормлю и одеваю не одну сотню тружеников. Строитель видит сотни квартир, построенных его трудолюбивыми руками, и в каждом окне горит радостный огонек, и люди поднимают бокалы с вином, благословляют труд и разум, славу и величие своей Родины. Садовник смотрит на покрытые инеем яблони, а видит свой сад в белом облаке весеннего цветения, в пахучих плодах, под тяжестью которых ветви склоняются к земле.

Осматривает пройденный путь и каждый из нас, учителей, сеятелей разумного, доброго. В эту зимнюю ночь на бескрайних просторах нашей Родины собрались за новогодними столами тысячи дружных учительских коллективов.

Собрался коллектив и нашей Павлышской школы - маленькая веточка на вечном дереве знаний, образования, науки. В те минуты, когда над страной, над всем миром раздается звон Кремлевских курантов, мне хочется сказать самые теплые, самые сердечные слова о народном учителе. О нашем нелегком и радостном, тревожном и счастливом, обычном и героическом труде. Хочется пожелать каждому из многотысячной семьи советского учительства: пусть еще не один десяток верстовых столбов останется позади, пусть до глубокой седины горят огоньки молодости в ваших глазах, дорогие друзья!

Добрый след оставляем мы, педагоги, на земле. Наше творение - человек. Наша строение - мужественное сердце, ясный ум, чистые чувства, золотые руки человека. Наше творение - и ткач, что одевает людей, и животновод, что кормит их, и строитель, который возводит жилые дома и мосты, гидростанции и тысячекилометровые нефтепроводы. И нашим большим счастьем, дорогие мои друзья, является то, что в эту зимнюю ночь, когда где-то над невидимой линией между Аляской и нашими родными берегами рождается новый день, мы имеем право обратиться и к ткачу, и к животноводу, и к строителю, и к садовнику. Мы имеем право сказать ему:

- Помни же своего учителя, друга и наставника. Одиннадцать лет своей жизни отдаёт учитель, чтобы из застенчивого малыша, который не умеет ни читать, ни писать, ты стал образованным человеком с благородным сердцем, ясным умом, золотыми руками. Помните же, все наши воспитанники - ткачи и животноводы, строители и садоводы, металлурги и земледельцы, - помните, что ваша радость - это радость ваших учителей. Каждая ваша неудача или плохой поступок болью отзовется в сердце учителя, добавит седины в его волосы. Проходят годы, через школьный порог переступают и идут в жизнь все новые и новые поколения тружеников. Как родного сына, снаряжает учитель в дальний путь каждого своего питомца. Куда бы не растянулся твой жизненный путь, в каком бы далеком уголке Родины не пришлось тебе работать, наш дорогой воспитанник, помни своего учителя. Не забывай своей колыбели.

В эту зимнюю ночь я мечтаю о будущем: наступит время, когда ни у одного педагога сердце не сожмет чувство боли от того, что уже не переделаешь, что плохо сделано в свое время. Представьте себе садовника, который вдруг увидел, что на кусте розы зацвели цветы чертополоха. И вот садовник выщипывает колючки, приклеивает к цветочным чашечкам бумажные лепестки, обрызгивает их розовым маслом. Понравилась бы нам эта картина, друзья-учителя? Мы назвали бы садовника чудаком и посоветовали ему: надо было раньше думать, какие цветы на твоем кусте раскроют свои лепестки навстречу солнцу. Надо было думать, какие корни у твоей розы... Садовнику бы мы дали мудрый совет, а сами иногда делаем так же, как он: уже тогда, когда раскрылись цветы, которых никто не ждал, мы стараемся выщипать колючки, приложить лепестки из кусочков цветной бумаги. Вот я и мечтаю о том, что этого не будет. Педагогика станет совершенной наукой. Она будет учить, как заботиться о будущих цветах за много лет до того, как эти цветы раскроются.

Это время наступит. И каждый из нас еще посадит не один десяток розовых кустов и дождется цветов удивительной красоты. Пусть творение этой красоты принесет нам много счастья.

С Новым годом, дорогие друзья!


Автор: Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970). Выдающийся педагог, писатель, директор сельской школы, кандидат педагогических наук (1955), член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1957), заслуженный учитель Украинской ССР (1958), Герой социалистического труда (1968), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968). Награждён 2 орденами Ленина (1960,1968), орденом Красной Звезды, медалями, в том числе "За трудовую добдесть" (1958), "За трудовое отличие" (1952). Лауреат Государственной премии УССР за книгу "Сердце отдаю детям (1974, посмертно). Удостоин медалей Макаренко А.С. (1965) и Ушинского К.Д.// Кировоградский. правда. - 1964. - 1 января.

 

Комментарии

Поротикова Наталья Геннадьевна

прекрасное сравнение работы педагога и садовника! Недавно я проводила занятие в своей старшей группе именно на эту тему - детский сад и сад цветочный. Детям очень понравилось это занятие.

Алексеенко Андрей Иванович

28 сентября 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918 — 1970).
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2018/12/29/28-sentyabrya-201...

Прокудина Екатерина Геннадьевна

Как трогательно вы чувствуете Василия Александровича.

Алена Викторовна Алексеева

Как правильно сказано и всё подмечено про учителя! сама я тоже учитель, 16 лет отработала в одной школе, с этого учебного года вернулась в родную школу в качестве уже учителя, как же это волнительно работать теперь вместе со своими учителями, уже как коллега!!!

Жукова Любовь Аркадьевна

Замечательное поздравление!

Очень чувственно написано!

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Да, добрый след оставляем мы, педагоги, на земле. Наше творение - человек. Мы имеем право сказать ему: Помни своего учителя, друга и наставника. Одиннадцать лет своей жизни отдаёт учитель, чтобы из малыша, который не умеет ни читать, ни писать, ты стал образованным человеком с благородным сердцем, ясным умом, золотыми руками. Помните, что ваша радость - это радость ваших учителей. Каждая ваша неудача или плохой поступок болью отзовется в сердце учителя, добавит седины в его волосы. Проходят годы, через школьный порог переступают и идут в жизнь все новые и новые поколения.....Не забывай своей колыбели.