Как учитель живёт без учеников: «На ставку вы даже до минималки не дотягиваете»

Чернышев Александр Юрьевич

Репетитор по обществознанию Александр Чернышёв уже рассказывал, как он попытался вернуться на работу в школу. А ещё о том, как живётся репетитору летом, когда учеников у него нет. Наступила осень, но постоянной работы она, к сожалению, тоже пока не принесла.

Летом из семи школ мне поступили предложения вернуться на зарплату в 20 тысяч, к безумной гонке за часами. Я отказался. Решил на период простоя взять кредит, чтобы поработать творчески: создать сайт и начать записывать видеоуроки. Я предпочёл сохранить за собой возможность выбирать деятельность и самостоятельно распоряжаться временем. Но уже осень, а работы по-прежнему нет. Спрос упал.

Вот ведь какое вечное несправедливое круговращение жизни: годы безумной гонки за часами и зарплатой, бессонные ночи, смертельная усталость и нервы ни к чёрту. Никаких остановок, чтобы подумать о качестве работы, о её результате, чтобы поучиться чему-то новому.

 

Поэтому пять лет назад я ушёл из системы образования. Когда я стал репетитором, откуда-то появились и время, и осознание результата в работе, и чувство успешности, и достаток. Учёба чему-то новому, каждый день — новые методические находки, новые ресурсы. Но уроков пока нет, а уже осень, когда ещё ученики придут? Гложет неуверенность, придут ли вообще, и вечные сомнения, для кого стараюсь — записываю видеоуроки, придумываю и решаю задания? Оставшиеся кредитные деньги съедаются, пришёл страх остаться совсем без денег.

Что делать? Снова возвращаться на зарплату? Снова безумная гонка за часами? Уже не 15, а 20 лет до пенсии в придачу

Как разорвать этот замкнутый круг? Я не сомневаюсь, что многого бы достиг в образовании, если бы не дал себя затянуть в эту безумную гонку за призрачным. У нас ведь зарабатывание денег — это как вторая жизнь, вторая профессия, не связанная с первой. Ты можешь быть успешен в одной, но быть неудачником во второй. Вот от этого вечного раздвоения портится настроение и опускаются руки.

Сегодня списывались с коллегой, тоже историком. Она в школе на 30 часах, а я с лета без работы. Заикнулся было, давайте, мол, разгружу вас до 18 часов. И что? Оказывается, администрация не берёт на работу с такой нагрузкой. «У нас у всех так, школа немаленькая». Дожили!

Я спрашиваю ее:

— Неужели вас всех устраивает работать на 30 часах?

В разговоре сразу возникло напряжение, хотя находились мы за километры друг от друга.

— Вы сейчас зачем задаёте такие вопросы?

И дальше как будто заученным текстом:

— Если я работаю, значит, меня всё устраивает. Помимо часов и зарплаты, я люблю детей и работу. Каждый сам принимает решения.

Я тоже люблю детей и работу, но что делать, если не устраивают зарплата и нагрузка?

Пошёл на собеседование в краевой исторический архив. По дороге думал: вот она, альтернатива 20 тысячам в школе. Конечно, я понимал, что и там вряд ли заработаешь больше. Но польстился на работу по специальности, с нормированным рабочим днём, без нервов и гонки, с возможностью совмещать её со своей вторичной занятостью, куда уж без неё. Я надеялся, что в моей стране людям с высшим образованием уже не платят меньше 20 тысяч в месяц.

 

Я хорошо думал о своей стране. Мне предложили 11800. Столько, сколько мне предлагали почтальоном или уборщиком производственных помещений, когда я думал пережить лето и период набора учеников в сентябре. Посоветовали пойти в краеведческий музей. Мол, там могут и 18 тысяч за месяц заплатить.

Я снова взялся за своё резюме, которое отправлял в июне по школам. Надо же, оказывается, упустил некоторые штрихи. Перечитываю — и самому нравится. Формирую на рабочем столе папочку «Трудоустройство в школу», собираю сканы документов, описываю свой педагогический опыт, предлагаю собственные образовательные ресурсы. Набралось на полноценное портфолио.

Разослал по всем школам трёх районов Перми. Географически постепенно охвачу все районы. Ставлю эксперимент. Буду рассылать осенью, зимой и весной.

В письмах на этот раз сразу написал, чего хочу. Хочу нагрузку не более ставки, 500 часов в год программ профессионального развития и зарплату согласно президентским указам (37 тысяч — сегодня это средняя по Пермскому Краю).

Но я знаю и то, в какую школу не пойду ни при каких обстоятельствах: в ту, в которой администрация стремится «забить» учителей часами

Учебный год в разгаре, но кое-где возникают вакансии. Вот, в одной школе мне предложили со следующего учебного года вести всю историю, то есть с пятого по 11 класс. Прикиньте, работать в две смены за 15 тысяч.

«Мы, учителя, будем нужны любой власти, — с порога огорошила меня директриса, — Как и военные». Вместо того чтобы сказать «и платили бы, как военным», я тактично поддакнул, упомянув знаменитую цитату Бисмарка про прусского учителя.

Съездил на собеседование в колледж. Прямо сейчас предлагают аж две ставки истории и… 12 тысяч зарплаты, «ну ещё, возможно, тысячи три стимулирующих», три с чем-то сотни рублей (пропустил мимо ушей) за заведование кабинетом.

Проклятье… Пять лет назад в схожей жизненной ситуации мне предлагали в колледжах то же самое. Ничего не меняется.

— На ставку вы даже до «минималки» не дотягиваете.

— Доводим за счёт стимулирующих.

— Это нельзя назвать «стимулирующими». Это даже на пособие по бедности не похоже…

В ответ полилась старая песня о том, что школа — это не то место, где зарабатывают, что мы, учителя, «на услужении у государства» (заметьте, не «на службе» даже). Меня скоро от этой фразы разорвёт на части.

От отчаяния я позвонил в школу, которой требовался дворник, но дворника уже взяли. А так хорошо, работа до часу, на свежем воздухе. Заработать бы на погашение долгов и раскручиваться в остальное время на учениках.

Меня даже не покоробила абсурдность ситуации: в этой школе я мог бы работать учителем истории, а звоню, чтобы взяли дворником. Кстати, это та же школа, в которую в 2001 году я пришёл устраиваться по направлению от центра занятости. Сразу отказался, когда директриса предложила зарплату на уровне моего пособия по безработице. Век не забуду!

Но есть в этом театре абсурда и нечто вдохновляющее и примиряющее. Я ловлю себя на мысли, что чем упорнее ищу альтернативы, тем меньше мне хочется менять профессию, тем больше я её… люблю. В этом переходном состоянии есть и «плюс»: чем дольше ты вынужден хвататься не за своё дело, тем крепче начинаешь любить своё.

Я называю свои метания «забастовкой», но на самом деле я наступил на горло собственной песне

Тем временем в моей частной профессиональной деятельности произошло знаменательное событие — я стал участником нового сетевого педагогического сообщества и написал в нём свой первый пост. Похоже, я становлюсь фанатом смешанного обучения. Ловлю волну: ещё не отошёл от выложенного на ютьюб видеоурока, как уже мысленно пишу сценарий для следующего.

Как бросить всё это на подъёме? Поддаться отчаянию от хронического безденежья? Хвататься снова за всё, что приносит хоть какие-то гроши?

Знакомый по социальной сети учитель, тоже мужчина, пишет, что хочет уйти из школы. Прочитал в комментариях: «Надо просто „свою“ школу найти. Команду, а не организацию». Хорошая идея, мне понравилась. Я как-то всё больше о возвращении в школу «как организацию» думаю. А надо просто искать людей таких же шебутных. Из тех, кого старшее поколение в погоне за увеличенной зарплатой активно вытесняло из школы, из тех, которые не могли или не хотят больше работать на полторы-две ставки. Из тех, кто действительно очень хотел учить и не готов был халтурить.

Я думаю, что команда состояла бы из людей ещё молодых, но не вчерашних студентов, из уже не работающих в школе или собирающихся из неё уйти. Я пока больше читаю о том, как родители находят своим детям альтернативное образование, чем о тех, кто его создаёт. В конце концов, школу, в которой нам хочется работать, мы чаще всего создаём сами.

Я знаю одно: совсем из образования я не уйду. Много пишу для учеников и учителей на сайте и в соцсетях. Что ж, буду пока писать из просветительских побуждений. Потенциальные ученики должны каждый день видеть, с чем я к ним пойду. У меня невероятный творческий подъём, который глушится из-за временной невостребованности. Я верю: мы с учениками ещё найдём друг друга. Я заставляю себя не предаваться отчаянию, а просто начинать сначала. Как пять лет назад.

Вдруг в один прекрасный момент мне позвонят из школы и скажут: мы заинтересовались вашими проектами, приходите к нам их реализовывать. Хватит метаться, зарабатывайте в современной школе.

 

https://mel.fm/blog/aleksandr-chernyshev1/94325-kak-uchitel-zhivet-bez-uchenikov-na-stavku-vy-dazhe-do-minimalki-nedotyagivayete

 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

Хочу, чтобы вам позвонили....и сказали...

Чернышев Александр Юрьевич

Я долго думал выкладывать в блоге Мела этот пост или нет. Слишком обнаженно, если можно так выразиться, написал о своих проблемах. Можно нарваться на ярлык "неудачника" или, в лучшем случае, на сочувствие. Меньше всего хотелось и того, и другого. Поэтому стремился избежать жалостливого тона. Кажется, это удалось.
Первые комментарии в сети меня убедили, что я попал в струю. "Да, те же самые чувства... Как хотелось бы спокойно и эффективно работать, применять новое и при этом получать нормальную зарплату...". "Вся страна себе этот вопрос задает, не только учителя". "Мне кажется, подобные размышления и чувства присущи большинству населения нашей страны". "В общем-то, это всё, что нужно знать о России путинского периода".

Татьяна Михайловна Захарченко

По большому счёту, все мы неудачники, вызывающие сочувствие: с эффективностью работы у многих неплохо , всё-таки, а вот относительно спокойствия и нормальной зарплаты....увы...

Чернышев Александр Юрьевич

"Однажды, перебирая одной рукой аптекарские разновески на столе, а другой, по обыкновению, разрезая воздух на мелкие кусочки, Астреин стоял возле фельдшера и говорил:

– Я всегда, Сергей Фирсыч, думал, что это хорошо – приносить свою, хоть самую малюсенькую пользу. Я гляжу, например, на какое-нибудь прекраснейшее здание, на дворец или собор, и думаю: пусть имя архитектора останется бессмертным на веки вечные – я радуюсь его славе, и я совсем не завидую ему. Но ведь незаметный каменщик, который тоже с любовью клал свой кирпич и обмазывал его известкой, разве он также не может чувствовать счастья и гордости? И я часто думаю, что мы с тобой – крошечные люди, мелюзга, но если человечество станет когда-нибудь свободным и прекрасным…

– Оставьте! Читали! – крикнул сердито фельдшер и отмахнулся рукой. – Я не хочу варить щей, которых мне никогда не придется хлебать. К черту будущее человечество! Пусть оно подыхает от сифилиса и вырождения!

Астреин вдруг побледнел и сказал, заикаясь:

– Но ведь это ужасно, что ты говоришь, Сергей Фирсыч. Ведь жить больше нельзя, если так думать. Значит, что же?.. Значит, остается только идти и повеситься!..

– И вешайся! – закричал фельдшер, трясясь от злости. – Одним дураком на свете меньше будет!.."

А.Куприн. Мелюзга

 Поломошнова Наталья Анатольевна

"В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда...
— Администрация говорит, что ты стоял и думал среди производства, — сказали в завкоме.
— О чем ты думал, товарищ Вощев?
— О плане жизни.
— Завод работает по готовому плану треста. А план личной жизни ты мог бы прорабатывать в клубе или в красном уголке.
— Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка.
— Ну и что ж ты бы мог сделать?
— Я мог выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность.
— Счастье произойдет от материализма, товарищ Вощев, а не от смысла. Мы тебя отстоять не можем, ты человек несознательный, а мы не желаем очутиться в хвосте масс.
Вощев хотел попросить какой-нибудь самой слабой работы, чтобы хватило на пропитание: думать же он будет во внеурочное время; но для просьбы нужно иметь уважение к людям, а Вощев не видел от них чувства к себе.
— Вы боитесь быть в хвосте: он — конечность, и сели на шею!
— Тебе, Вощев, государство дало лишний час на твою задумчивость — работал восемь, теперь семь, ты бы и жил — молчал! Если все мы сразу задумаемся, то кто действовать будет?
— Без думы люди действуют бессмысленно! — произнес Вощев в размышлении. (Андрей Платонов "Котлован")

...Вся наша жизнь - вечный котлован... Либо вы пашете так, что некогда задумываться, либо у вас есть время для раздумий за счет освободившегося времени. Но это тоже чревато)
И потом, порядочный человек не может быть материально благополучным. Поэтому, коллега, не загоняйте себя в угол. Надо находить плюсы в своей деятельности и не гневить Бога
В России, хоть Путинской, хоть другой какой, порядочному человеку жить непросто

Чернышев Александр Юрьевич

Ну да, бедность не порок, знаем. Вот любопытно мне, как бы ваши ученики отреагировали на ваши выводы, Наталья Анатольевна? Так и вижу себя десятиклассником, раздираемым чувством противоречия, на вашем уроке литературы. А я, кстати, никогда не давал покоя учителям на уроках. Так вот. Во-первых, материальное благополучие - не есть признак непорядочности. Вопрос, как оно достигается, тоже имеет значение. Во-вторых, непорядочно терпеть и сносить непорядочность. Это значит, что ты становишься в ряд с непорядочными. В-третьих, получается, что ваш Бог покрывает непорядочных. Зачем мне такой Бог?
Вообще любопытная тема: кто более порядочен: сильный мира сего или маленький человечек? Бризжалов или Червяков? Вот бы обсудить на уроке... А размышлять надо, независимо от наличия или отсутствия времени. Мы же учителя. И недаром нам полагается ставка в 18 уроков. Чтобы было время размышлять к ним.

Кстати, небезызвестный классик как-то сказал:
"Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам".

А еще я очень люблю этот фрагмент из фильма "Игрушка".
https://www.youtube.com/watch?v=DI2Sm9YO9YE

Так что, извините,
— Не образумлюсь... виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто всё еще мне объяснить хотят,
Растерян мыслями... чего-то ожидаю.

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Революционируйте на здоровье, я ответила на ваш последний комментарий про неудачников. И увы, ваши размышления, по мне, довольно тоскливы. Слишком много рефлексии.

Чернышев Александр Юрьевич

Кстати, о рефлексии. На всю страну шум стоит из-за мамочки, чья дочка-четвероклассница, выполняя задание из учебника написать "письмо отцу на фронт", расплакалась. Здоровая реакция здорового ребенка. В отличие от мамочки и подхвативших скандал "общественных деятелей". Я тоже не удержался от комментария, написав: "Замечательно написала девочка. Искренно. Так мало сегодня искренности в школе...". Но многие в моей стране, видимо, не хотят, чтобы наши дети рефлексировали.
Рефлесировать - это тоскливо?
О,как бы я хотел, чтобы вместе со мной на уроке истории или обществознания рефлексировали бы мои ученики. И уж тем более на уроках литературы.
Далее читайте здесь
https://m.gazeta.ru/comments/2018/02/02_a_11634583.shtml?fbclid=IwAR1POf...

Сидорова Светлана Анатольевна

Спасибо Вам, мне очень понравилось! А у меня прошлый год был периодом метания, но ситуация безвыходная, пришлось выходить в школу. Очень понравилось про "команду".Но, не соглашусь про "старшее поколение". Знаю коллег-пенсионеров, горящих, заводных... Как говорится, быть можно молодым и в пятьдесят... И лично меня в настоящее время добивает даже не нагрузка (при 30 часах в условиях малокомплектной школы), а безумство отчётов! Главное сейчас - не как и чему ты учишь, а как правильно, в соответствии со стандартами пишешь рабочие программы, записываешь темы в журнал, как вовремя заполняешь параллельно электронный журнал,исполняешь - проводишь - отчитываешься по присылаемым положениям, акциям, навязываемым конкурсам с согласиями, этикетками, фотоотчётами и т.д. и т.п. доходит до маразма: "Срочно!!! Субботник! Фотоотчёт прислать до 12.00!" Уроки, конечно, отменяем... А дома ещё два десятка писем на электронке из школы, шлют и пересылают всё подряд, пыталась поначалу читать - прорабатывать... бред, тупо по рассылке пересылают всё всему коллективу, чтобы не заморачиваться. Я плюнула, теперь пересылаемые - сразу в корзину, не читая. Два года не работала, была в декрете, сейчас вышла, впечатление одно - маразм крепчает! Если бы был выбор, ушла бы со школы (может быть временно, переждать, осмыслить), пока окончательно не задушили во мне любовь к профессии. Вроде бы хотела Вас поддержать, написать, что большая нагрузка при низкой оплате труда - это только малая часть проблемы современной школы, а получается как-то не очень... Извините, если что-то не так)))

Татьяна Михайловна Захарченко

Всё так, Светлана Анатольевна! Описали типичную ситуацию в современной школе)

Мандрикова Людмила Андреевна

Грустно..., но всё так, Светлана Анатольевна... И вам "свеженькой, это особенно видно...