А душа с душою говорит

Как вызвать у детей интерес к такому сложному предмету, например, как русский язык? Для большинства учеников школьный предмет и учитель - одно целое. Вот почему надо стать любимым учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
А душа с душою говорит
Е.В.Кожушко
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 имени Колесника А.С.
ст. Отрадная, Краснодарский край
Спросите у школьников, какие предметы им нравятся. Большинство ответит: физкультура, рисование, музыка. И только единицы назовут русский язык. Ребятам же, для которых русский язык является неродным, его освоение может показаться пыткой. Да, к сожалению, наш учебный предмет далеко не у всех пользуется популярностью. Что же делать? Как повысить интерес к русскому языку? Способов может быть множество. Это использование наглядности, технических новинок, проведение нетрадиционных уроков, предметной недели, Международного Дня родного языка. И все же самый важный способ, на мой взгляд, - это повышение интереса к русскому языку за счёт личности учителя.
Нередко приходится слышать: дети сейчас не те, им ничего не интересно, родители не занимаются своими чадами. Что ж, бывает и так. Но не проще ли начать с себя? Взглянуть на себя как учителя со стороны и попробовать ответить на вопрос: а смог ли я увлечь ребят своим предметом. Ведь интерес к русскому языку резко возрастает, если преподаватель – яркий, талантливый человек. Для большинства детей учитель и предмет, который он ведет, сливаются воедино: личность учителя, интересная сама по себе, способствует пробуждению интереса к учебному предмету.
Удивляет тот факт, что последнее время в нашей методической литературе проблеме роли личности учителя в возникновении интереса к предмету у учащихся не уделяется должного внимания. Между тем я полюбила русский язык всей душой именно благодаря увлеченному, творческому преподавателю. Читая воспоминания многих писателей, ученых, деятелей культуры о своём первом соприкосновении с миром русского языка, понимаешь, что любовь к слову в их душе тоже возникла не без помощи наставника.
С теплотой вспоминает своего учителя словесности Д.С.Лихачёв: «Леонид Владимирович обладал всеми качествами идеального педагога. Он был разносторонне талантлив, умен, остроумен, находчив, всегда ровен в общении, красив внешне, обладал задатками актёра, умел понимать молодёжь и находить педагогические выходы в самых иногда затруднительных для воспитателя положениях». [3] Как показывают наблюдения, при работе с таким учителем дети с желанием делают ту работу, которую раньше считали скучной, охотно выполняют задания, требующие дополнительной затраты времени и сил, с вниманием прислушиваются к каждому слову наставника - и, таким образом, постепенно эмоциональный интерес к личности переходит в стремление глубже познать предмет.
Вспомним слова П.П. Блонского, талантливого педагога, психолога: «Дорожите цельным впечатлением ребёнка, его думою и настроением …Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть, час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление». [2] Именно личностью, человеком, который ведет за собой, увлекает своей любовью к предмету, своими знаниями, должен предстать перед детьми учитель. Тогда он сможет решить многие задачи обучения.
Нелегко вызвать интерес к предмету. Еще труднее закрепить его, даже для талантливого педагога. Это труд не одного дня. Очень важна здесь манера общения с учащимися. Любой формализм приводит к отчуждению детей. Но опасно и так называемое панибратство, которое может привести к тому, что ученики перестанут уважать преподавателя. Надо найти «золотую середину». Входя в класс и начиная урок, педагог должен взвесить каждое слово, продумать жесты, манеру общения. Учителю – словеснику следует не только внимательно следить за речью, умело подбирать яркие, выразительные примеры, но и подумать, каким тоном прочитать эти примеры, какими словами объяснить их каждому сидящему в классе, ведь нередко общение на русском языке ребёнку доступно только в школе. Следует чаще интересоваться тем, каково душевное состояние ребенка (помните, у Ш.А. Амонашвили: «как живете, дети?» [1] ) Спросить – и не оставить без внимания ответ. Не пройти мимо, не остаться безучастным к каждому из детей. Внимание учителя к ребёнку обязательно порождает ответную реакцию.
А часто ли задают вопросы учителю сами школьники? Не очень. Да и не каждый педагог оценит такую активность своих подопечных. Между тем ребята рады, когда учитель готов отвечать на их вопросы. А они у детей есть. Это прекрасное свойство детства – задавать вопросы, не боясь попасть впросак, показаться смешным. Со временем их становится меньше, они звучат реже, тем более что далеко не все из них учебного характера. Чаще волнуют вопросы жизни – и кому, как не учителю, их задавать, кто, как не учитель, может ответить на них. Поэтому и следует вести себя так, чтобы у детей появлялась потребность интересоваться жизнью. Вопросы учителю – это тоже уровень зрелости ученика. Форма вопросов – это уровень его воспитанности. Желание задать вопрос учителю – это проявление интереса к его человеческой сути, это готовность к общению на русском языке.
Бывает, что интерес к учителю, а затем и к предмету рождается не сразу. Но без интереса учить и научить трудно. Будем же стараться быть нужными, полезными и интересными нашим детям. Государство же, со своей стороны, должно позаботиться о том, чтобы в школу с удовольствием шли работать грамотные, творческие, увлечённые своим делом учителя.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М.: Просвещение, 1986. – с. 3
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М.: Просвещение, 1979. – т.1 – с. 78 – 79.
3. Лихачев Д.С. Земля родная. – М.: Просвещение,1983. – с. 35
- Мне нравится (6)