Уроки добра

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА
   

 

Мы начинаем новый долгосрочный проект "Уроки добра".

Актуальность

6 декабря 2017 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о том, что 2018 год в РФ станет Годом добровольца.

Это произошло после церемонии вручения наград и премий на Всероссийском форуме волонтеров и добровольцев «Доброволец России 2017». Президент РФ объявил о 2018 годе, как о Годе добровольцев и волонтеров, дабы привлечь внимание социума к такому направлению как волонтерство. Путин Владимир Владимирович проявил желание чтобы большее колличество людей присоеденилось к безвозмездной помощи. В 2018 году решено провести максимальное количество мероприятий в каждом уголке России, уделить особое внимание добровольцам, так как они действительно этого заслуживают. Данные мероприятия будут направлены на поддержку и укрепления движения волонтеров, приобщение новых лиц для осуществления добрых дел.

Итак, Правительству РФ назначено организовать комитет по работе в сфере волонтерства, а также составить план мероприятий связанных с этой сферой. Будет сделан большой упор на законотворческую сферу. Это значит, что волонтеры будут больше проводить работы в медицинских учреждениях, будут участвовать в международных гуманитарных и экологических акциях, будут помогать в поисках пропавших людей, сохранять наследие РФ, как культурной, так и историческое и многое другое. Власти уверены, что это поможет волонтерам со всей страны подняться на новую вершину развития своей сферы и реализовать большое количество новых проектов, на что не было возможностей ранее.

Год добровольца поставил цели популяризировать благотворительность, сделать деятельность волонтеров более престижной во всех сферах, чтобы люди этого не стыдились, а также повысить общественную активность граждан Российской Федерации. Власти уверены, что это поможет сделать людей более заинтересованными в этом, лояльными и менее безразличными.

 

Кто же такие - волонтёры? Другие вопросы о благотворительности.

Волонтеры - это добровольцы, которые на относительно безвозмездной основе участвуют в различных мероприятиях и акциях, помогают людям, пострадавшим от стихийных бедствий, больным старикам и детям в больницах, проводят различные праздничные мероприятия. С точки зрения законодательства Российской Федерации, доброволец это физическое лицо, ведущее благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и оказания услуг. 

Волонтеры помогают пожилым людям, ищут пропавших без вести людей, строят приюты для бездомных животных, делают все возможное для защиты природы. А самое главное, что люди делают это без какой-либо выгоды для себя, потому что они ставят превыше любых материальных ценностей человечность, заботу о ближнем, готовность прийти на помощь нуждающимся, милосердие, желание сделать мир хоть чуточку лучше. В ряды добровольцев входят не только молодые активисты, также в этой сфере существует термин, как «серебряные волонтеры» — люди зрелого возраста, которые занимаются волонтерством. Помогать людям – это нормально, в этом проявляется человечность каждого, и тот, кто действительно хочет помочь другим и делает это от чистого сердца. Сейчас волонтеры пытаются активно работать и помогать во всех сферах: медицинской, событийной, строительной, социальной и многих других.

     Что такое благотворительность? Кто может заниматься благотворительностью? Зачем? Как делать благие дела?

Я бы никогда не подняла эту тему. Перечисляла бы деньги по СМС, отдавала бы вещи нуждающимся соседям, лайкала бы просьбы о помощи в соцсетях, помогала бы всем советами и делами... Но моя 10-летняя внучка начала задавать мне эти вопросы. Для неё что-то делать для нуждающихся - обыденное дело и ей не понятно, почему так много сейчас об этом говорят. Каждый год моей девочке делают операцию на глазки в ВЦГиПХ в г. Уфе и там мы знакомимся с разными людьми, которым чаще самим очень нужна помощь, но они также бескорыстно помогают другим. Я всегда говорю: "Нет добра без худа". Ведь проблемы со здоровьем и ежегодные болезненные операции (а их ей будут делать ещё много много лет) позволяют нам общаться с талантливыми врачами, знаменитостями и простыми пациентами центра со всего мира. Несколько дней, прожитых с ними в стенах медицинского учреждения, рождают дружбу на всю дальнейшую жизнь. Ну как можно пройти мимо страданий друзей? Само собой возникает желание им помочь. К счастью, не все дети и взрослые проживают в мире ежедневного горя и болезней. К сожалению, не все готовы спокойно придти на помощь не то что чужому человеку, но и близкому другу или родственнику. Просто потому, что они живут в другом мире без болезней и нужд и ничего не знают об этом. Я думаю пришла пора учить людей делать добро, учить видеть и понимать зачем и почему человеку нужна помощь.

Рекомендации педагогам

Надо ли говорить детям о благотворительности?

Говорить с детьми о благотворительности – задача нетривиальная независимо от возраста участников разговора. Дошкольникам сложно объяснить само понятие благотворительности, подростки по любому поводу рвутся спорить, да и многие взрослые порой не готовы озвучить свою позицию по этому вопросу. Поэтому педагоги должны знать: необходимо обсуждение, а не трансляция. Бессмысленно механически транслировать детям да и их родителям шаблонные истины. Не бойтесь касаться этических вопросов, обсуждайте их с учениками, воспитанниками и их родителями. Пускай спорят и подвергают сомнениям расхожие фразы! Главное – сподвигнуть людей на искренний и взаимный диалог.

Друзья-педагоги, а есть ли у Вас идеи для дискуссий с детьми о благотворительности?

Благотворительный Фонд Константина Хабенского совместно с корпорацией «Российский учебник» и издательской группой «Эксмо-АСТ» объявили о запуске конкурса методических разработок «Уроки добра». Конкурс проводится для педагогов-дошкольников и для учителей начальной, основной и средней школы, педагогов дополнительного образования и студентов педагогических специальностей.

Данный проект - не только конкурс! Это открытый диалог, путеводитель и информатор для каждого, кто хоть однажды задумывался о том, как говорить детям о благотворительности.

Почему нам нравится помогать другим и с чего начинается привычка делать добро? На сайте можно почитать эту и другие статьи.

Константин Хабенский, основатель Благотворительного Фонда помощи детям с опухолями мозга: «Прямо сейчас у нас с вами есть шанс повлиять на то, каким будет наше будущее. Ведь в наших силах сделать так, чтобы сегодняшние школьники выросли людьми, для которых благотворительность — это такая же часть повседневной жизни, как поход в магазин или поездка за город. Мы не пытаемся донести до них размытое «помогать — это хорошо», мы пытаемся объяснить им: помощь может быть самой разной. Для одних это редкий эмоциональный порыв, для других — выстроенная система, для третьих — возможность проявить себя, для четвертых — способ успокоиться. Важно, чтобы каждый услышал о существующих вариантах и просто выбрал удобный для себя путь. И чем раньше это произойдет, тем лучше».

Источник: https://drofa-ventana.ru/l/uroki-dobra/?utm_source...

Из личного опыты и опыта педагогов

Я веду активный образ жизни и уже много лет ежегодно провожу акцию "Милосердие", в рамках которой передаю вещи малообеспеченным семьям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Жители микрорайона, в котором я проживаю и работаю, знают о такой моей деятельности и приносят мне вещи, канцтовары и игрушки, которые уже не нужны им и членам их семей. Те семьи, которым бывает нужна такая помощь, тоже знают, где можно её найти и обращаются ко мне. Огромный жизненный опыт дети приобретают, помогая слабым, выручая товарища, оказывая друг другу помощь в повседневной жизни. Проводя акцию "Милосердие" с детьми и родителями своей группы, я провоцирую у детей желание сделать «геройские поступки» - поделиться игрушками, вещами с нуждающимися детьми.

Пользуясь случаем приглашаю всех неравнодушных  людей к сотрудничеству!

ВНИМАНИЕ

Волонтерское движение уже входит в жизнь дошкольных организаций. Об одном опыте волонтерского движения в ДОУ можно почитать на странице сайта Анны Петровны Зарубиной в статье "Технология "Дети-волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников".

 

Комментарии

Антонова Светлана Константиновна

Думаю, о благотворительности, как безвозмездной моральной и материальной помощи нуждающемуся, можно и нужно говорить даже с малышами. Внепланово и регулярно. Вне всяких конкурсов. На собственном примере.
Только тогда стоит ждать реальный результат.

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Конкурс - это не шутка! Говорить о благотворительности на самом деле необходимо, но как всегда под девизом: Не навреди! Но не учат в институтах методике формирования благотворительности и только такие конкурсы (а впоследствии и сборники) помогут педагогам правильно построить разговоры с детьми о благотворительности.

И ещё несколько советов от организаторов и участников:

1. Помогать там, где помощь действительно нужна

Если мы хотим принести реальную пользу, а не просто поставить галочку, мол, сделал доброе дело и свободен, то не стоит идти на поводу у простых и очевидных решений. Здесь на помощь приходят эксперты благотворительных фондов: у них накоплен большой опыт. «Например, на поверхности лежит идея – отвозить игрушки в детские дома, – рассказывает Анна Сысоева, директор по развитию Благотворительного фонда Константина Хабенского. – Но тут мы, как эксперты, скажем: у ребят из детских домов совсем другие потребности. А вот пример востребованной помощи: дети с опухолями головного мозга вынуждены ходить бритоголовыми, многие этого стесняются. Тогда волонтеры вяжут для них шапочки – и это как раз то, что нужно!»

2. Советы и рекомендации

Слово педагогам (присоединяйтесь и вы!)

  • Мне кажется, не фонды должны приходить в школу, а дети должны видеть воочию тех детей, которым они хотят помогать, видеть, как живет этот ребенок. Екатерина Лестева
  • «У нас в группе 6–7 лет девочка попала в больницу. Поговорив об этом с детьми, я их спросила, чем мы смогли бы ее порадовать. Дети предложили ее навестить, купить гостинцы и сделать подарок». Ирина
  • «Мы с детьми средней группы и родителями в прошлом году участвовали в акциях «Коробка радости», «Подарок ветерану», где дети совместно с родителями готовили подарки: вязали носки, изготавливали шкатулки, рисовали картины, открытки, приносили конфеты, чай, шоколад». Sveta Kuhar
Камалова Гаянэ Левоновна

Зарегистрирована на этом сайте, периодически участвую в бесплатных вебинарах. Недавно просматривала положение конкурса "Уроки добра". Планирую организовать такой диалог, связав с предметом география. Этот проект нацелен призвать как можно больше участников к проведению таких уроков, бесед. Организаторы планируют выпустить пособие, которое можно будет использовать педагогами в своей работе.

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

С удовольствием познакомимся с вашим диалогом. Надеюсь Вы его поместите на своём сайте. Очень верю, что дети воспримут идеи добрых дел и не отвернутся от тех, кому очень нужна помощь! Удачи и успехов!