Формирование элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями
Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального. Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математические представления формируются на специальных занятиях, которые проводит педагог. В процессе занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у детей с ОВЗ:
- страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)
- отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
- речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, аграмматизмы, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).
- восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.
- страдают зрительное и слуховое внимание.
- недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).
Математические представления детей с ОВЗ младшего школьного возраста формируются по следующим разделам:
Ø множество,
Ø количественные представления,
Ø представления о форме,
Ø представления о величине,
Ø пространственные и временные представления.
Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные стартовые условия, материал изучать лучше в следующем порядке:
Ø качественные признаки предметов (форма, величина, цвет);
Ø отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями;
Ø отношение групп предметов по количеству, выраженному определениями;
Ø положение предметов в пространстве;
Ø временные отношения;
Ø определения и классификации множеств по качественным признакам;
Ø группировки однородных множеств по их численности;
Ø группировки по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками.
Практика моей работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с ОВЗ проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным.
Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы.
Дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата.
Занятия в форме дидактических игр и упражнений:
Ø позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.
Ø будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как игра доступна и понятна ребёнку.
Ø активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Ø делают сам процесс обучения эмоциональным, позволяющим ребёнку получить собственный опыт.
Ø позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр и упражнений, так необходимых детям с ЗПР.
При разработке занятий с использованием дидактических игр и игровых упражнений я учитываю:
Ø психологические особенности и возможности детей этого возраста.
Ø необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий с элементами игр.
Ø необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объёма программного материала.
Ø возможность недостаточной подготовленности или ослабленности детей на момент начала обучения.
При отборе дидактических игр и упражнений, прежде всего, преследуются коррекционно-развивающие цели и учитываются особенности развития. Дидактические игры и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях:
- Занятия в форме дидактических игр;
- Занятия в форме дидактических упражнений;
- Занятия в форме дидактических игр и упражнений.
Для развития понятий величины, формы, пространства, местоположения, пространственных и временных отношений я предлагаю блоки дидактический игр и упражнений с учетом необходимости постепенно подводить детей с ОВЗ к обобщению путем перехода от практических действий с реальными, объемными предметами к выполнению этих же заданий с плоскостными изображениями, а затем к восприятию предметов по картинкам.
БЛОК № 1. «КОЛИЧЕСТВО»
Формирование представлений о количестве ограничено дочисловым периодом обучения. Дети учатся составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из них один предмет, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
Существует множество игр, в которых дошкольники учатся решать эти задачи.
I. Образование множества из отдельных предметов и выделение предмета из множества:
«Самолеты». Дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу. Предметов, овладевают терминами «один», «много».
«Уточки в пруду».
«Разноцветные фонарики».
II. Нахождение « много» и «один» в окружающей обстановке:
«Поезд». Дети упражняются в нахождении множества предметов и единичных предметов в окружающей обстановке.
«Две дорожки».
«Гномы Тим и Том».
III. Сравнение множеств предметов путем установления соответствия:
«Угостим зайку». Формируем у детей умение устанавливать равенство- неравенство между группами предметов.
«Бабочки и цветы».
«Птички».
БЛОК №2. ФОРМА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Для ребенка геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их в как эталоны в познании формы окружающих предметов.
Детей нужно учить сначала: различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. Знакомя с геометрическими фигурами, их нужно предъявлять попарно.
I. Практическое выделение формы:
«Какие бывают формы?». Дети знакомятся с формами, учатся практически различать их.
«Чей домик?».
«Почтовый ящик».
II. Зрительное восприятие формы:
«Найди пару». Дети учатся воспринимать, зрительно сопоставлять форму.
«У кого такое?».
«Найди форму в предмете».
III. Представление о форме:
«Найди предмет такой же формы». Дети учатся осуществлять выбор формы по представлению.
«Геометрическое лото».
«Угадай, чего не стало».
БЛОК №3. ВЕЛИЧИНА
Детям трудно разграничить разные параметры величины предметов, а тем более обозначать эти параметры словами. Занятия с ними нужно строить так, чтобы отдельные признаки предметов, на которые мы хотим обратить внимание ребенка, были значимы для детей. Величину ребенок учится различать практически.
Действуя с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многом зависит результат действий, т.е. величина становится значимым для ребенка признаком.
I. Практическое выделение величины:
«Спрячь матрешку» /большой – маленький/.
«Кто скорее свернет ленту?» /длинный – короткий/.
«Построй ворота» / высокий – низкий/.
«Закрой двери в домиках» /широкий – узкий/.
II. Зрительное восприятие величины:
«Лото» /большой – маленький/.
«Лесенка» /длинный – короткий/.
«Кто высокий?» / высокий – низкий/.
«Полотенца для мишутки»/широкий – узкий/.
III. Представление о величине:
«У кого такое?»
«Красивый узор».
«Найди, где спрятано».
«Орнамент».
БЛОК №4.Восприятие пространства и времени:
Пространственные и временные представления детей целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, проведение режимных моментов, подвижные игры, особенно эффективно использование дидактических игр упражнений, которые можно подобрать в различных источниках. Основой пространственных ориентировок детей служит различение детьми частей своего тела.
Учитывая эту особенность, крайне важно учить детей четко различать части своего тела, их названия и опираясь на них, знакомить дошкольников с пространственными направлениями. Чтобы не дезориентировать детей, необходимо помнить, что на занятиях, где решается специальная задача по формированию представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг напротив друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства.
Важную роль в формировании временных представлений играет еще и использование иллюстраций, картин, фотографий, передающих конкретное время.
БЛОК №5. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
I. Пространственные направления от себя:
«Достань шарик» /вверху – внизу/.
«Что стоит вверху, внизу, посредине».
«Четвертый лишние» /внутри – снаружи/.
«Репка» /спереди – сзади, слева – справа/.
II. Ориентировка в помещении:
«Спрячем и найдем».
«Угадай, что за чем?»
«На помощь Петрушке».
III. Ориентировка на листе бумаги.
«Положи верно».
«Магазин игрушек».
«Составь узор».
БЛОК № 6. ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Части суток.
«День – ночь».
«Когда это бывает?»
«Наш день».
«Что делает мальчик утром, днем, вечером, ночью?»
При подборе игр математического содержания важно соблюдать определенную последовательность, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
Зная, что у детей с ОВЗ трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и, к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит интерес к уже знакомой игре.
Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с однотипными упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Таким образом, дидактические игры, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным средством коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста. Они способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о величиЦелостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального. Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которое происходит в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математические представления формируются на специальных занятиях, которые проводит педагог. В процессе занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у детей с ОВЗ:
- страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)
- отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
- речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, аграмматизмы, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).
- восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.
- страдают зрительное и слуховое внимание.
- недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).
Математические представления детей с ОВЗ младшего школьного возраста формируются по следующим разделам:
Ø множество,
Ø количественные представления,
Ø представления о форме,
Ø представления о величине,
Ø пространственные и временные представления.
Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные стартовые условия, материал изучать лучше в следующем порядке:
Ø качественные признаки предметов (форма, величина, цвет);
Ø отношение групп предметов по размеру, выраженному определениями;
Ø отношение групп предметов по количеству, выраженному определениями;
Ø положение предметов в пространстве;
Ø временные отношения;
Ø определения и классификации множеств по качественным признакам;
Ø группировки однородных множеств по их численности;
Ø группировки по количественному признаку множеств, состоящих из предметов с разными качественными признаками.
Практика моей работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с ОВЗ проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным.
Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы.
Дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата.
Занятия в форме дидактических игр и упражнений:
Ø позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.
Ø будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как игра доступна и понятна ребёнку.
Ø активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.
Ø делают сам процесс обучения эмоциональным, позволяющим ребёнку получить собственный опыт.
Ø позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр и упражнений, так необходимых детям с ЗПР.
При разработке занятий с использованием дидактических игр и игровых упражнений я учитываю:
Ø психологические особенности и возможности детей этого возраста.
Ø необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий с элементами игр.
Ø необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объёма программного материала.
Ø возможность недостаточной подготовленности или ослабленности детей на момент начала обучения.
При отборе дидактических игр и упражнений, прежде всего, преследуются коррекционно-развивающие цели и учитываются особенности развития. Дидактические игры и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях:
- Занятия в форме дидактических игр;
- Занятия в форме дидактических упражнений;
- Занятия в форме дидактических игр и упражнений.
Для развития понятий величины, формы, пространства, местоположения, пространственных и временных отношений я предлагаю блоки дидактический игр и упражнений с учетом необходимости постепенно подводить детей с ОВЗ к обобщению путем перехода от практических действий с реальными, объемными предметами к выполнению этих же заданий с плоскостными изображениями, а затем к восприятию предметов по картинкам.
БЛОК № 1. «КОЛИЧЕСТВО»
Формирование представлений о количестве ограничено дочисловым периодом обучения. Дети учатся составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из них один предмет, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
Существует множество игр, в которых дошкольники учатся решать эти задачи.
I. Образование множества из отдельных предметов и выделение предмета из множества:
«Самолеты». Дети учатся выделять один предмет и объединять, составлять группу. Предметов, овладевают терминами «один», «много».
«Уточки в пруду».
«Разноцветные фонарики».
II. Нахождение « много» и «один» в окружающей обстановке:
«Поезд». Дети упражняются в нахождении множества предметов и единичных предметов в окружающей обстановке.
«Две дорожки».
«Гномы Тим и Том».
III. Сравнение множеств предметов путем установления соответствия:
«Угостим зайку». Формируем у детей умение устанавливать равенство- неравенство между группами предметов.
«Бабочки и цветы».
«Птички».
БЛОК №2. ФОРМА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Для ребенка геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их в как эталоны в познании формы окружающих предметов.
Детей нужно учить сначала: различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. Знакомя с геометрическими фигурами, их нужно предъявлять попарно.
I. Практическое выделение формы:
«Какие бывают формы?». Дети знакомятся с формами, учатся практически различать их.
«Чей домик?».
«Почтовый ящик».
II. Зрительное восприятие формы:
«Найди пару». Дети учатся воспринимать, зрительно сопоставлять форму.
«У кого такое?».
«Найди форму в предмете».
III. Представление о форме:
«Найди предмет такой же формы». Дети учатся осуществлять выбор формы по представлению.
«Геометрическое лото».
«Угадай, чего не стало».
БЛОК №3. ВЕЛИЧИНА
Детям трудно разграничить разные параметры величины предметов, а тем более обозначать эти параметры словами. Занятия с ними нужно строить так, чтобы отдельные признаки предметов, на которые мы хотим обратить внимание ребенка, были значимы для детей. Величину ребенок учится различать практически.
Действуя с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многом зависит результат действий, т.е. величина становится значимым для ребенка признаком.
I. Практическое выделение величины:
«Спрячь матрешку» /большой – маленький/.
«Кто скорее свернет ленту?» /длинный – короткий/.
«Построй ворота» / высокий – низкий/.
«Закрой двери в домиках» /широкий – узкий/.
II. Зрительное восприятие величины:
«Лото» /большой – маленький/.
«Лесенка» /длинный – короткий/.
«Кто высокий?» / высокий – низкий/.
«Полотенца для мишутки»/широкий – узкий/.
III. Представление о величине:
«У кого такое?»
«Красивый узор».
«Найди, где спрятано».
«Орнамент».
БЛОК №4.Восприятие пространства и времени:
Пространственные и временные представления детей целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, проведение режимных моментов, подвижные игры, особенно эффективно использование дидактических игр упражнений, которые можно подобрать в различных источниках. Основой пространственных ориентировок детей служит различение детьми частей своего тела.
Учитывая эту особенность, крайне важно учить детей четко различать части своего тела, их названия и опираясь на них, знакомить дошкольников с пространственными направлениями. Чтобы не дезориентировать детей, необходимо помнить, что на занятиях, где решается специальная задача по формированию представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг напротив друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства.
Важную роль в формировании временных представлений играет еще и использование иллюстраций, картин, фотографий, передающих конкретное время.
БЛОК №5. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
I. Пространственные направления от себя:
«Достань шарик» /вверху – внизу/.
«Что стоит вверху, внизу, посредине».
«Четвертый лишние» /внутри – снаружи/.
«Репка» /спереди – сзади, слева – справа/.
II. Ориентировка в помещении:
«Спрячем и найдем».
«Угадай, что за чем?»
«На помощь Петрушке».
III. Ориентировка на листе бумаги.
«Положи верно».
«Магазин игрушек».
«Составь узор».
БЛОК № 6. ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ
Части суток.
«День – ночь».
«Когда это бывает?»
«Наш день».
«Что делает мальчик утром, днем, вечером, ночью?»
При подборе игр математического содержания важно соблюдать определенную последовательность, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
Зная, что у детей с ОВЗ трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и, к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит интерес к уже знакомой игре.
Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с однотипными упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Таким образом, дидактические игры, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным средством коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста. Они способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о величинах, геометрических фигурах и цветах, но и формированию элементарных математических представлений у детей с ОВЗ