Как привлечь детей в дополнительное образование? Из опыта работы студии раннего развития
Ценность дошкольного возраста в развитии личности – неоспоримый факт.
Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять. Но не менее важно развивать у ребёнка мыслительную деятельность.
Современные исследования показывают, что развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте оказывает значительное влияние на речь ребенка, развивает культуру мышления.
Каждый ребёнок уникален и по-своему гениален. И каждый родитель хочет поддерживать и развивать эту гениальность с малых лет. Данную тенденцию можно назвать «модной», сейчас модно посещать различные курсы, студии, чтобы в 3 года дети умели читать и писать. Существует много методик, посредствам которых достигается такой результат: М. Монтессори, Н. Зайцева, Б. Никитина.
Развитие способностей детей дошкольного возраста заключается вовсе не в том, что они получают готовые решения, знания, умения, а в том, что у ребенка вырабатывается потребность в новых знаниях, самостоятельного определения путей их получения, обучение думать, размышлять, делать выводы. Как раз в этом направлении мы и работаем. Часто родитель спрашивает: «А чему вы учите детей?». Мы развиваем, на занятиях нет готовых ответов, то есть ребенок не скажет вам, сколько будет 2+2, или, как пишется буква «А». Мы работаем с образами.
Занятия состоят из четырёх блоков.
Первый – психологический. Развитие основных познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, логического мышления), развитие мелкой моторики, тренинговая работа, систематическое тестирование, рекомендации родителям. Все виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Второй – перемена. Проводятся игры на контактность, сплочение, умение работать в коллективе, развивающие игры. Перемена проходит посредством методики «Сказкотерапия».
Третий – логопедический. Коррекция звукопроизношения, расширение словарного запаса, артикуляционная гимнастика, логопедический самомассаж, дыхательная гимнастика, изучение скороговорок, чистоговорок, стишков. Это базовый блок, который содержится в каждой подобной программе.
Четвертый блок – самоанализ, по нашему мнению, самый важный.
Проводится шерринг по кругу на тему «Мое настроение, чему я сегодня научился, что запомнил самое интересное на занятии».
На этом этапе проходит награждение по итогам занятия, дети проводят анализ, и награду получает только тот ребенок, который хорошо себя вел и занимался. Награда – это «Копилка достижений», куда вносятся наклейки с персонажами любимых мультиков, со специальной пустой строчкой, куда вписывается индивидуальное достижение. Дети анализируют не только собственное поведение, но и поведение сверстников.
В нашем городе существует очень много студий раннего развития, с современными кабинетами, игровыми комнатами.
К сожалению, экономика нашего района такова, что дополнительное образование из года в год в большем процентном соотношении переводят на платные дополнительные образовательные услуги и автономную форму собственности. Наши программы должны быть привлекательны и конкурентоспособны на фоне частных организаций.
Что мы делаем для того, что бы заинтересовать детей и родителей?
Соответствуя слову «модно», мы нашли свои необычные приёмы на занятиях в студии. Это работа аниматора. Мы заключили договор о социальном партнёрстве с педагогическим ВУЗом. Студенты в роли сказочных персонажей посредствам методики «Сказкотерапия» проводят нравственные беседы на темы семьи, доброты, дружбы и т.д. Итогом этого партнёрства является написание научной, методической работы, серии сказок. Это ещё и педагогическая практика для студентов.
Также нашему объединению предоставлен статус экспериментальной площадки Общероссийской малой академии наук «Интеллект будущего». Мы сотрудничаем с организацией третий год, участвуем в проектах, зарабатываем грамоты. Тем самым, создаём ситуацию успеха для каждого ребенка. Ведь так важно для дошкольника быть замеченным. И достигается это в ходе награждения по итогам занятия, по итогам конкурсов и олимпиад. Мы активно применяем методику «безотметочного обучения» - система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления количественных отметок. То есть ребенок сравнивает себя не с другими, а с самим собой. Когда учащийся получает награду в копилку достижений, каждому пишется и объясняется, каких успехов он достиг сегодня. Например, познакомился со звуком «З».
Чтобы создать дух соревнования, используется противоположный прием – это лестница успеха, где за каждым ребенком закреплен магнит. По окончанию занятия он должен оказаться на той ступеньке, которую определяют сам ребенок, группа и педагог. Конечно же, каждый хочет оказаться на верхней ступени и стремится к этому.
Периодически проводятся занятия совместно с родителями, открытые занятия.
Создано взаимодействие с родителями с помощью социальной сети, куда выкладываются интересные статьи, фотографии детей, важные сообщения. Интересен тот факт, что родители активно включаются, общаются между собой, делятся впечатлениями, обсуждают планы мероприятий. Подобное взаимодействие со временем переходит в крепкий дружеский родительский коллектив.
Данное направление деятельности, конечно, очень актуально и востребовано. Главное имеющиеся ресурсы применить в соответствии с современными запросами потребителей, то есть детей и родителей.
- Мне нравится (1)
Комментарии
Я недавно в доп. образовании,
Я недавно в доп. образовании, всего второй год веду хоровой кружок при дошкольном отделении общеобразовательной школы. Для себя поняла, что для успешного осуществления данной деятельности, нужно большое желание ею заниматься, уделять этому достаточно много времени, находить контакт с каждым ребенком и, обязательно, с каждым родителем, быть компетентным, ответственным и открытым в своей деятельности, добиваться поставленных целей.
Татьяна. Здравствуйте Анна
Татьяна. Здравствуйте Анна Сергеевна, прочитала Вашу статью о работе. По ней видно, что Вы педагог , любящий свое дело, любите детей. Если доп образование платное, то конечно в первую очередь разъяснительную работу надо вести с родителями, увлечь на перспективу. Это всем известно. Выяснить, чем увлекались взрослые, родители детей в своем детстве через интервью. "Чем увлекались? Продолжаете ли заниматься этим занятием? Что хорошего, доброго, позитивного оно приносит? Хотели бы Вы, что бы Ваши дети от этого дела получали удовольствие? В свободное время можете к нам прийти на экскурсию вместе с ребенком. Или вынести ,например бумажные цветы красивые, рукотворные на улицу. Среди них цветок без одного или двух лепестков, листьев. Предложить гуляющим по парку взрослым с детьми приклеить их. Конечно дело не в длительном приклеивании, а в быстром эффекте целого цветка. Подарить цветок с прикрепленным адресом вашего заведения и пригласить. Конечно же Вы поняли, что вместо цветка может быть то, чем вы занимаетесь. Т.Е. дать взрослым ненавязчиво, чуть, чуть , мимоходом соприкоснуться с созданием чего либо. Там где родители, там и дети, пока позволяет возраст вторых. Вот такие приемчики.
Спасибо за тёплые слова и
Спасибо за тёплые слова и ценные рекомендации. Очень понравилась Ваша идея с цветком, попробую применить, хотя у меня не декоративно-прикладное направление, но яркий цветок на осеннем дереве определённо привлечет внимание, а главное подарит хорошее настроение тому, кто его заметит.
Несправедливо для детей, что
Несправедливо для детей, что так получается с кружками. Коммерческая основа тут, на мой взгляд, лишняя, при учёте экономической ситуации в стране, в частности - в регионах.
Спасибо за ценные советы!