Бойся пустоты души. В.А. Сухомлинский
Недавно у вас произошел вот какой случай, — пишешь ты. — Несколько мальчишек шестиклассников шли помогать одинокой старушке — несли воду полить капусту. Встретился им слепой старик. И мальчикам пришло в голову... Там, где он должен был пройти, нашли ложбинку и вылили туда воду. Дедушка забрел в лужу, поскользнулся. А мальчишки, притаившись за кустом, смеялись. Потом пошли поливать капусту бабушке»...
Прочтя это, я задумался: откуда идет соседство жестокости и доброты в юной душе?
Подросток — уже не ребенок. Он — как путешественник, карабкающийся на вершину высокой горы. Вершина — зрелость. И с каждым шагом — шире горизонт. На уроке, в воспитательных беседах учитель раскрывает перед подростком мир нравственных богатств и ценностей. Школьник уже знает, что хорошо, а что плохо, где правда, а где ложь.
Но как часто этим и исчерпывается воспитание. Настоящее же становление характера с этого только начинается. Подросток должен научиться мерить свои поступки высшей мерой нравственности, спрашивая: что я за человек? Хорошо ли мне среди людей, хорошо ли людям со мной?
Все, что слышит, думает, делает человек, — все это должно пройти через его сердце — лишь при этом условии зерна, посеянные учителем, дают всходы. У воспитанного человека на страже мысли, разума стоит сердце. Добрые чувства, утвердившиеся в сердце, порождают отвращение к злу прежде, чем человек успел подумать: а можно ли это сделать? А хорошо ли я делаю?
Для того чтобы выработать иммунитет против зла, чтобы сердце всегда было чутким стражем совести, как раз и необходима духовная деятельность: стремление к идеалу, к нравственной красоте.
Если ты хочешь, мой юный друг, чтобы твои питомцы были воспитанными людьми, чтобы у них рука не поднялась оскорбить старика, думай прежде всего о воспитании добрых чувств, о воспитании сердца. Как огня, остерегайся трех вещей: пустоты души, духовной бездеятельности и показной, фальшивой активности. Шестиклассники шли помогать старушке не по велению сердца, а потому, что тимуровская работа есть в плане, вожатый требует... Ох, как юные сердца калечит эта показная активность, искусственная доброта, трескотня о человечности вместо подлинной человечности!
Воспитание сердца начинается с пробуждения чувства восхищения нравственной красотой. Ват вы рассказываете о героической жизни и смерти коммуниста Сергея Лазо. Не надо назидательно призывать ребят: будьте и вы такими же стойкими, отважными, мужественными. Пусть подросток сам посмотрит на себя глазами настоящего человека. Пусть забудет о том, что вы ведете воспитательную беседу. А этого можно добиться, если разговаривать с ребятами, как со взрослыми. Только еще тоньше.
Но нельзя допускать, чтобы в юношеской душе зародилась мысль: нравственная красота — это что-то исключительное, герои были когда-то, сейчас их нет. Расскажи подросткам о необыкновенных людях, живущих рядом в вашем городе, селе. Ребята удивятся: «Так это же простые люди, а не герои». Доказать, что в обыкновенном — необыкновенное, — секрет твоей воспитательной политики.
Только не надо растолковывать подростку то, что ясно и без разъяснений. Пусть работает творческое воображение юного разума!
А дальше подросток должен быть наедине с самим собой. Пусть думает, мечтает, читает. Без этих минут и часов раздумий нет индивидуальной личности. Вот почему меня очень радует рассказ родителей о том, что 15-летний подросток сидит вад книгой задумчивый, даже встревоженный чем-то! Я советую родителям: не надо нарушать этой задумчивости. Не надо говорить: иди к товарищам, развейся.
В эти часы идет тонкая внутренняя работа — самоутверждение человека, формирование идеала. Вы в эти часы не с ним, во вы как раз в эти часы и воспитываете своего питомца. Чтение и перечитывание хорошей книги о замечательном человеке обогащает духовную жизнь.
В нашей комнате чтения есть специальный шкаф с книгами для подростков. Литература в жизни и борьбе выдающихся людей. Рассказывая ребятам об Александре Ульянове и Софье Перовской. Сергее Лазо и Юлиусе Фучике, Феликсе Дзержинском и Якове Свердлове, Мусе Джалиле и Януше Корчаке, я стремлюсь, чтобы после беседы подросток как можно дольше сохранял чувство изумления перед этими людьми, чтобы душевный настрой привел его к книге, ставшей источником моего рассказа. И если я вижу, что беззаботный паренек, который сам никогда не знал, что сделает через минуту, вдумчиво читает, если мне становится ясно, что он начинает пытливо всматриваться в людей, придирчиво оценивать свои поступки, я радуюсь. Значит, начались та внутренняя духовная деятельность, которой я так долго ожидал.
Почему и опытных и начинающих педагогов волнуют подростки? Потому что его переломный период в жизни ребенка. В это время он особенно восприимчив ко всему, что происходит вокруг. И очень важно, чтобы рядом были умные и чуткие старшие товарищи, помогающие подростку осознанно шагать по земле. Чтобы утвердить добро, надо приложить много сил — даже самый маленький огонек можно зажечь в юной душе только большим, ярким пламенем.
Есть в моей жизни страница, которую я никогда не забуду. Это Николай Л., двенадцатилетний подросток, приехавший с матерью в наше село среди года. Он стал для меня испытанием моих взглядов и убеждений. Его душа казалась мне страшной раной — так много в чей было страданий, боли. Узнав обо всем, что пришлось пережить Коле в годы детства, я ужаснулся: сколько зла видел он, сколько горя перенес! Обстоятельства семейной жизни сложились так, что вокруг него всегда были ничтожные люди, которые приносили много несчастий и ему и его матери. Коля потерял веру в добро. Слова учителя о моральной красоте он считал сказкой для дураков. Доброе слово воспринимал с болезненной раздражительностью. Помню я рассказывал подросткам о великом человеке, отдавшем жизнь во имя убеждений. Мои глаза встретились с глазами Коли, и я увидел в них презрение, ненависть и к тому, кто рассказывал, и к тому, о чем шла речь в рассказе.
Как же найти путь к этому сердцу? Как убедить этого маленького человека, что в мире есть не только зло, но и добро, не только горе, но и счастье? Чувство подсказывало, что к человеку, у которого сердце, как открытая рана, нельзя идти со словами сочувствия. Надо, чтобы мы стали друзьями, чтобы Колю что-то увлекло в моей работе и он потянулся бы ко мне.
Я пригласил несколько подростков прийти после уроков в сад: будем делать что-то интересное. Я волновался придет Коля или нет? Он пришел. Мы прививали яблоню к дичкам. Ходили от дерева к дереву. Я рассказывал историю каждой яблони. Наверное, потому, что в эти минуты я сам забыл о цели нашей встречи, увлекшись рассказом, Коля не чувствовал, что воспитание идет полным ходом. Постепенно я перешел к жизни ученых, исследователей природы: Ламарка, Тимирязева, Мичурина. Я видел: Коля внимательно слушал. А когда я напомнил о книге, в которой описывалась жизнь Мичурина, он попросил дать ее.
Так зародилась наша дружба. Опуская подробности, скажу, какую роль во взглядах Коли сыграло первое знакомство с литературой:
«Когда я читал книгу о Мичурине, передо мной открылся новый, совершенно неизвестный мир: я поверил, что есть люди, которые находят свое счастье в борьбе за счастье других. Стыдно стало за то, в чем я раньше был убежден. Ведь я считал, что каждый думает лишь о собственном благополучии. Мир представлялся мне игрой, в которой надо уметь обмануть других, чтобы самому стать счастливым. Я читал книгу о Мичурине, а думал о тех людях, которых знал в детстве. Они обманывали мать. Книга убедила меня, что настоящие люди не такие. И вот что удивительно: хороших людей теперь я увидел и в жизни. Их, оказывается, несравненно больше, чем дурных».
Николай стал настоящим человеком — честным тружеником, добрым и чутким отцом.
Полнота духовной жизни в юные годы — это корень, стержень человеческой личности. Твой питомец вырастет настоящим человеком лишь тогда, когда уже в годы отрочества для него станут дорогими, незабываемыми, глубоко личными нравственные ценности мира. Пусть же он ими дорожит, как своей честью и совестью, как своим добрым именем.
Автор: Василий Александрович Сухомлинский, Учительская газета . - 1966 . - 16 августа
- Мне нравится (8)
Комментарии
В наше бурное, непростое
В наше бурное, непростое время надо стараться почаще "стучать" в детские души. Они не пустые, но закрыты.....и ждут "гостей"....
Действительно, сейчас очень
Действительно, сейчас очень проблемно найти путь к сердцу маленького человечка, из которого должен вырасти просто хороший человек.Старо, но актуально!
Действительно , душа
Действительно , душа подростка всегда была как бы под "замком", и в нынешнее время ничего не поменялось. Самая главная задача окружающих взрослых, найти ключик к замку. Для этого надо как можно больше говорить с подростками , обсуждать их дела проблемы, возникающие вопросы, а самое главное разъяснять последствия любого поступка.
Спасибо за интересный
Спасибо за интересный материал! "Самая большая ненависть возникает к тем, кто сумел дотронуться до сердца, а затем плюнул в душу", - Эрих Мария Ремак.
"Как калечит сердца эта
"Как калечит сердца эта показная активность, искусственная доброта, трескотня о человечности вместо подлинной человечности". Разве это старо - ничего не старо! Очень актуально и правильно. спасибо администратору сайта. Зачитываюсь каждодневно.
спасибо за статью.
спасибо за статью.
Dоспитание - это всего лишь
Воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.
Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения.
Да. Трудно заглянуть в голову
Да. Трудно заглянуть в голову и сердце каждого. Особенно сейчас, когда в классе по 30 человек! Но это так важно!
Статья напомнила мне мое
Статья напомнила мне мое отрочество. И классы по 43 человека. Наш класс, который соединили из двух. И наших учителей, которые не знали как достучаться до наших душ. Кого то мы боялись, кого то не воспринимали, но слушали и слышали только увлеченных, любящих свой предмет и делившихся с нами своими познаниями, как "открытиями". И в этих беседах проникали в души не только знания, но и воспитание нравственности, и определение приоритетов, целей и жизненных позиций.
Статья замечательная! Коллеги
Статья замечательная! Коллеги, рекомендую прочитать трилогию В.А.Сухомлинского "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", "Письма к сыну". Названные произведения тематически связанны и освещают актуальные проблемы ребенка, юноши, подростка.
В. Сухомлинский замечательный
В. Сухомлинский замечательный педагог, писатель. Он говорил, что нельзя учить всех детей по одному шаблону. Взаимодействуя с детьми, педагог не только добивается всестороннего их развития, но и сам с ними открывает что-то новое, меняется.К каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход, который подойдет конкретно его характеру, манерам поведения.
Ох как сложно сейчас
Ох как сложно сейчас достучаться...
Да. Сложное сейчас время, но
Да. Сложное сейчас время, но надо всё равно приспособиться и к этому периоду жизни. Спасибо за интересную статью.
И действительно, сейчас также
И действительно, сейчас также трудно достучаться в наше время к маленькому человечку к сердцу, заглянуть в его душу. Но мы стараемся делать всё возможное, чтобы это случилось!
Да, серьёзные вопросы подняты
Да, серьёзные вопросы подняты в статье "Бойся пустоты души" В.А. Сухомлинским! Пусть постоянно и непрерывно работает творческое воображение юного разума!!! ПУСТЬ!!!