Плохое поведение на уроке...Что с этим делать?Искать причину!

Подшивалова Надежда Леонидовна

Основная причина нарушений поведения и дисциплины - снижение субъектности:

самоуважения и самооценки, чувства компетентности, причастности к группе, статуса в ней.

 

Мотивы плохого поведения:

  1. Привлечение внимания как цель «плохого» поведения.
  2. Власть как цель «плохого» поведения.
  3. Месть как цель «плохого» поведения.
  4. Избегание неудачи как цель «плохого» поведения.

 

ТИПИЧНЫЕ РЕАКЦИИ УЧИТЕЛЯ В ОТВЕТ НА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

  • повышаем голос, оставляем последнее слово за собой,
  • разговариваем с сарказмом,
  • используем такие позы и жесты, которые «давят»,
  • даем оценку характеру ученика, действуем с превосходством, используем физическую силу,
  • втягиваем в конфликт других людей,
  • настаиваем на своей правоте, читаем морали,
  • оправдываемся, защищаемся,
  • формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
  • негодуем, придираемся, обижаемся,
  • сравниваем ученика с другими, командуем, требуем.

 

Мотив №1.
Привлечение внимания как цель «плохого» поведения

Активная форма поведения ученика.

Отвлекает внимание учителя и класса:

  • стучит карандашом; вертится и разговаривает;
  • входит в класс, когда урок начался;
  • задает учителю вопросы, не по теме урока.

Пассивная форма поведения ученика.

Поведение «в-час-по-чайной-ложке»: требуемые учителем действия выполняет медленно, с неохотой, демонстративно.

Причины:

  • родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо;
  • дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме;
  • дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».

Типичные реакции

Реакция учителя

Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.

Ответы ученика на реакцию учителя

Прекращают выходку, но только на короткое время.

 

СТРАТЕГИИ

ТЕХНИКИ

Минимизация внимания

Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание».

Разрешающее поведение

Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота».

Неожиданное поведение

Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок.

Отвлечение

внимания ученика

Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность.

Поощрение

Благодарите учеников, подкрепляйте нужное поведение

 

Мотив № 2.
Власть как цель «плохого» поведения

Общая характеристика поведения:

  • задевает учителя, бросает ему вызов;
  • делает все очень медленно, не обращая внимания на напоминания о времени; сдает незаконченные работы, шумит в то время, когда остальные работают;
  • бормочет ругательства, когда его о чем-то просят, жует жвачку;
  • не считается с требованиями учителя или соглашается сделать что-то, но с явной обидой;
  • властолюбцы не действует без зрителей, ему нужны свидетели его власти.

 

Активная форма поведения властолюбивого ученика:

  • вспышки эмоций;
  • негодование;
  • конфронтация;
  • оппозиция;
  • нагнетание напряжения.

 

Пассивная форма поведения властолюбивого ученика:

  • тихое непослушание;
  • оправдание ленью;
  • оправдание плохим вниманием;
  • оправдание забывчивостью;
  • оправдание физическим состоянием.

Типичные реакции

 

Реакция учителя:

  • гнев, негодование, замешательство из-за своей беспомощности или даже страх;
  • желание встряхнуть, ударить или как-то остановить ученика, который так себя ведет.

Реакция ученика:

  • ожидание реакции учителя;
  • насмешки типа «Вы мне ничего не сделаете!»;
  • презрение

 

Причины властолюбивого поведения:

  • Социальные установки изменились: эмансипация и равные социальные права.
  • Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.

 

 

Сильные стороны властолюбивого поведения:

  1. лидерские способности;
  2. независимое мыщление;
  3. честолюбие, самоутверждение.

 

 

СТРАТЕГИИ

ТЕХНИКИ

Ищите изящный

уход

Признайте силу ученика. Уберите зрителей Перенесите обсуждение вопроса Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Озадачивайте ученика

Используйте удаление

Удаление в пределах классной комнаты. Удаление в другой класс. Удаление в специальное помещение. Изоляция в кабинете школьной администрации. Удаление с применением силы

Устанавливайте санкции

Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем. Лишение права пользования предметами. Лишение права доступа в различные помещения школы. Встреча с администрацией школы. Информирование родителей. Починка, ремонт предметов, вещей. Возмещение учеником убытков

 

Мотив № 3.

Месть как цель «плохого» поведения

Проявления мести

  • Оскорбления
  • Прозвища
  • Порча имущества
  • Сплетни
  • Хамство

Мотив № 4.
Избегание неудачи как цель «плохого» поведения

Формы проявления

Активная форма поведения:

  • Отказ от деятельности.
  • Вспышки негодования, потеря контроля над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.

Пассивная форма поведения:

  • Откладывание на потом.
  • Недоведение до конца.
  • Ссылки на временную нетрудоспособность и официальные диагнозы.

Типичные реакции

Реакция учителя:

Чувство профессиональной беспомощности. Желание оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста).

Реакция ученика:

Любым способом уйти от ответственности

Причины поведения:

  • Необоснованные ожидания родителей и учителей.
  • Перфекционизм учителей и самих учеников.
  • Упор на соревнования и конкурсы как способ мотивации и стимулирования.

СТРАТЕГИИ

ТЕХНИКИ

Индивидуальный подход

Использование разного материала. Введение дополнительных методов обучения.

Коррекция требований

Обучение в один момент времени чему-то одному.

Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности

Плакаты с «девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я могу».

Помощь в «материализации» своего развития

Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем. Аплодисменты. Вручение наград и медалей. Выставки достижений. Самоодобрение.

 

 

Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям

Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок.

Формирование веры в успех

Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий.

Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах

Воспоминания о прошлых успехах.