Плохое поведение на уроке...Что с этим делать?Искать причину!
Основная причина нарушений поведения и дисциплины - снижение субъектности:
самоуважения и самооценки, чувства компетентности, причастности к группе, статуса в ней.
Мотивы плохого поведения:
- Привлечение внимания как цель «плохого» поведения.
- Власть как цель «плохого» поведения.
- Месть как цель «плохого» поведения.
- Избегание неудачи как цель «плохого» поведения.
ТИПИЧНЫЕ РЕАКЦИИ УЧИТЕЛЯ В ОТВЕТ НА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- повышаем голос, оставляем последнее слово за собой,
- разговариваем с сарказмом,
- используем такие позы и жесты, которые «давят»,
- даем оценку характеру ученика, действуем с превосходством, используем физическую силу,
- втягиваем в конфликт других людей,
- настаиваем на своей правоте, читаем морали,
- оправдываемся, защищаемся,
- формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
- негодуем, придираемся, обижаемся,
- сравниваем ученика с другими, командуем, требуем.
Мотив №1.
Привлечение внимания как цель «плохого» поведения
Активная форма поведения ученика.
Отвлекает внимание учителя и класса:
- стучит карандашом; вертится и разговаривает;
- входит в класс, когда урок начался;
- задает учителю вопросы, не по теме урока.
Пассивная форма поведения ученика.
Поведение «в-час-по-чайной-ложке»: требуемые учителем действия выполняет медленно, с неохотой, демонстративно.
Причины:
- родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо;
- дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме;
- дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом».
Типичные реакции
Реакция учителя
Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы.
Ответы ученика на реакцию учителя
Прекращают выходку, но только на короткое время.
СТРАТЕГИИ | ТЕХНИКИ |
Минимизация внимания | Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание». |
Разрешающее поведение | Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота». |
Неожиданное поведение | Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок. |
Отвлечение внимания ученика | Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. |
Поощрение | Благодарите учеников, подкрепляйте нужное поведение |
Мотив № 2.
Власть как цель «плохого» поведения
Общая характеристика поведения:
- задевает учителя, бросает ему вызов;
- делает все очень медленно, не обращая внимания на напоминания о времени; сдает незаконченные работы, шумит в то время, когда остальные работают;
- бормочет ругательства, когда его о чем-то просят, жует жвачку;
- не считается с требованиями учителя или соглашается сделать что-то, но с явной обидой;
- властолюбцы не действует без зрителей, ему нужны свидетели его власти.
Активная форма поведения властолюбивого ученика:
- вспышки эмоций;
- негодование;
- конфронтация;
- оппозиция;
- нагнетание напряжения.
Пассивная форма поведения властолюбивого ученика:
- тихое непослушание;
- оправдание ленью;
- оправдание плохим вниманием;
- оправдание забывчивостью;
- оправдание физическим состоянием.
Типичные реакции
Реакция учителя:
- гнев, негодование, замешательство из-за своей беспомощности или даже страх;
- желание встряхнуть, ударить или как-то остановить ученика, который так себя ведет.
Реакция ученика:
- ожидание реакции учителя;
- насмешки типа «Вы мне ничего не сделаете!»;
- презрение
Причины властолюбивого поведения:
- Социальные установки изменились: эмансипация и равные социальные права.
- Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению.
Сильные стороны властолюбивого поведения:
- лидерские способности;
- независимое мыщление;
- честолюбие, самоутверждение.
СТРАТЕГИИ | ТЕХНИКИ |
Ищите изящный уход | Признайте силу ученика. Уберите зрителей Перенесите обсуждение вопроса Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Озадачивайте ученика |
Используйте удаление | Удаление в пределах классной комнаты. Удаление в другой класс. Удаление в специальное помещение. Изоляция в кабинете школьной администрации. Удаление с применением силы |
Устанавливайте санкции | Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем. Лишение права пользования предметами. Лишение права доступа в различные помещения школы. Встреча с администрацией школы. Информирование родителей. Починка, ремонт предметов, вещей. Возмещение учеником убытков |
Мотив № 3.
Месть как цель «плохого» поведения
Проявления мести
- Оскорбления
- Прозвища
- Порча имущества
- Сплетни
- Хамство
Мотив № 4.
Избегание неудачи как цель «плохого» поведения
Формы проявления
Активная форма поведения:
- Отказ от деятельности.
- Вспышки негодования, потеря контроля над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным.
Пассивная форма поведения:
- Откладывание на потом.
- Недоведение до конца.
- Ссылки на временную нетрудоспособность и официальные диагнозы.
Типичные реакции
Реакция учителя:
Чувство профессиональной беспомощности. Желание оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста).
Реакция ученика:
Любым способом уйти от ответственности
Причины поведения:
- Необоснованные ожидания родителей и учителей.
- Перфекционизм учителей и самих учеников.
- Упор на соревнования и конкурсы как способ мотивации и стимулирования.
СТРАТЕГИИ | ТЕХНИКИ |
Индивидуальный подход | Использование разного материала. Введение дополнительных методов обучения. |
Коррекция требований | Обучение в один момент времени чему-то одному. |
Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности | Плакаты с «девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я могу». |
Помощь в «материализации» своего развития | Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем. Аплодисменты. Вручение наград и медалей. Выставки достижений. Самоодобрение. |
Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям | Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок. |
Формирование веры в успех | Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий. |
Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах | Воспоминания о прошлых успехах. |
- Мне нравится (2)