Предлагаю познакомиться.РУССКИЕ СТАРОЖИЛЫ СИБИРИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
1. Цели и задачи полевых исследований
Основная цель – комплексное исследование традиционной культуры и культурной истории населения края. в аспекте проблематизации факторов межэтнического взаимодействия, этнокультурного влияния и этносоциальной коммуникации.
Главный объект исследования – локальная полиэтническая социокультурная среда (в различных вариантах конкретных населенных пунктов). Полевые исследования проводятся с акцентом на русской (старожильческой) составляющей полиэтнической среды, что обусловлено как историко-культурными факторами, так и квалификацией исследовательской группы.
Реализация цели исследования подразумевает выполнение ряда определенных задач:
1) создание банка данных полевых исследований по культуре края, аккумулирующего репрезентативный в количественном и качественном отношении эмпирический материал;
2) введение в научный оборот, источниковедческая верификация и аналитическая характеристика значительного объема полевых материалов;
3) выявление и описание механизмов и этносоциальной динамики складывания субэтнических групп населения края; анализ современного состояния региональной идентичности;
4) создание типологии моделей адаптации русских к условиям природной среды Сибири;
5) описание становления локальных полиэтнических сообществ с устойчивыми механизмами этносоциальной коммуникации;
6) аналитическое описание народного «этнологического» знания, характерного для этнических групп края (русские, шорцы, телеуты); выявление механизмов функционирования этнических стереотипов в локальной повседневности.
7) определение этнолокальной специфики мифологических, ритуально-магических, фольклорных традиций русских старожилов; описание форм бытования представлений, ритуальных сценариев, текстов в условиях полиэтнических локальных сообществ;
8) реконструкция старожильческой «картины мира», выявление факторов и основных исторических вех ее трансформации;
9) описание механизмов трансляции старожильческой традиции в историко-культурной перспективе (от ХIХ в. до современности).
2. Специальные вопросы исследования.
Попытка решения общих задач исследования закономерно ведет за собой ряд специальных проблем, число которых не только значительно, но и будет увеличиваться по ходу работы. Мы обозначим лишь некоторые из них, актуальных для исследователей на данном этапе видения темы.
1. Вопросы, связанные с использованием источников:
– комплексная систематизация информации, имеющей разное происхождение и различные формальные характеристики;
– аналитическая корреляция документальных и «культурно-антропологических» (прежде всего устные источники) сведений;
– типология памятников бытовой письменности, имеющих распространение на территории края, их этнокультурная и социокультурная дифференциация;
2. Вопросы, связанные с синхронным изучением локальной социокультурной среды:
– этнокультурная многослойность культурного ландшафта в восприятии и осмыслении местных жителей; священные места коренных народов в представлениях русских; русская культурная топография, отношение к ней в иноэтничных традициях; специфика функционирования полиэтнической микротопонимики;
– структура и динамика полиязыковой среды; билингвизм и полилингвизм в социокультурном контексте; локальные речевые стратегии в полиэтнической перспективе;
– коммуникативное пространство локальных сообществ (репутации, социокультурные роли и амплуа); формы и механизмы социального функционирования народных знаний (знахари, шаманы, знатоки погоды, «деревенские летописцы», «шуты» и т.д.); локальные системы прозвищ (бытование прозвищ, «прозвищные нарративы» и т.д.); роль слухов в межэтнической коммуникации;
– принципы этнической идентификации и самоидентификации в локальных традициях; практики этнической «маркировки» явлений культуры (хозяйственная атрибутика, одежда,. пища, фольклор, стереотипы поведения и т.д.); «этнологическое» пространство локальных сообществ (русские о NN, NN о русских)/
Вопросы, связанные с диахроническим описанием культуры населения края:
– принципы реконструкции традиционной культуры русских старожилов (на основании современных данных полевых исследований);
– выявление и описание механизмов трансформации старожильческой культуры, а также ее взаимодействия с традициями коренных народов на протяжении ХIХ – ХХ вв.;
– специфика современного состояния традиции в сложном этносоциальном и социально-историческом контексте (русские старожилы, коренные народы, потомки спецпереселенцев (раскулаченных); потомки репрессированных в 1930-1950-е гг.; мигранты поздней волны (с 1960-х гг.).
3. Приблизительный состав программ полевых исследований:
1. Локальные культурные ландшафты в свете взаимодействия традиций.
2. Охотники и рыболовы края: взаимодействие этнических традиций в промысловой культуре.
3. Дом, хозяйство, пища, одежда: этнокультурное взаимодействие в материальной культуре.
4. Картина мира жителя края в полиэтнической перспективе: мифология, магия, народные знания.
5. Ритуальные практики в зоне этнических контактов.
6. Фольклорные традиции в зоне этнических контактов.
7. Христианские представления в этнокультурных традициях края (русские, шорцы, телеуты).
8. Локальное полиэтническое сообщество: репутации, социокультурные роли, коммуникативные модели, поведенческие сценарии.
9. «Народная этнология»: взаимодействие этносов по народным представлениям.
10. История деревенской повседневности (по устным источникам)..
11. История семьи и рода (по устным источникам)..
12. Памятники бытовой письменности.
Каждая из программ предполагает разработку комплекса вопросников. В случаях некоторых программ возможно и целесообразно применение метода анкетирования (например, «Народная этнология»); в отношении программы «Памятники бытовой письменности» и некоторых вопросников возможна рассылка по сети корреспондентов (местные музеи, школьные учителя, краеведы). Обязательным условием проведения полевых исследований является работа с информантами разной этнической принадлежности, не только русскими, но и ханты, манси и др.. По глубокому убеждению авторов, только «полиэтнический» характер обследования может дать адекватные и репрезентативные результаты при изучении полиэтнических сообществ и межэтнического взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_polevykh_issledovaniy.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЕ СТАРОЖИЛЫ СИБИРИ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
1. Цели и задачи полевых исследований
Основная цель – комплексное исследование традиционной культуры и культурной истории населения края. в аспекте проблематизации факторов межэтнического взаимодействия, этнокультурного влияния и этносоциальной коммуникации.
Главный объект исследования – локальная полиэтническая социокультурная среда (в различных вариантах конкретных населенных пунктов). Полевые исследования проводятся с акцентом на русской (старожильческой) составляющей полиэтнической среды, что обусловлено как историко-культурными факторами, так и квалификацией исследовательской группы.
Реализация цели исследования подразумевает выполнение ряда определенных задач:
- создание банка данных полевых исследований по культуре края, аккумулирующего репрезентативный в количественном и качественном отношении эмпирический материал;
- введение в научный оборот, источниковедческая верификация и аналитическая характеристика значительного объема полевых материалов;
- выявление и описание механизмов и этносоциальной динамики складывания субэтнических групп населения края; анализ современного состояния региональной идентичности;
- создание типологии моделей адаптации русских к условиям природной среды Сибири;
- описание становления локальных полиэтнических сообществ с устойчивыми механизмами этносоциальной коммуникации;
- аналитическое описание народного «этнологического» знания, характерного для этнических групп края (русские, шорцы, телеуты); выявление механизмов функционирования этнических стереотипов в локальной повседневности.
- определение этнолокальной специфики мифологических, ритуально-магических, фольклорных традиций русских старожилов; описание форм бытования представлений, ритуальных сценариев, текстов в условиях полиэтнических локальных сообществ;
- реконструкция старожильческой «картины мира», выявление факторов и основных исторических вех ее трансформации;
- описание механизмов трансляции старожильческой традиции в историко-культурной перспективе (от ХIХ в. до современности).
2. Специальные вопросы исследования.
Попытка решения общих задач исследования закономерно ведет за собой ряд специальных проблем, число которых не только значительно, но и будет увеличиваться по ходу работы. Мы обозначим лишь некоторые из них, актуальных для исследователей на данном этапе видения темы.
- Вопросы, связанные с использованием источников:
– комплексная систематизация информации, имеющей разное происхождение и различные формальные характеристики;
– аналитическая корреляция документальных и «культурно-антропологических» (прежде всего устные источники) сведений;
– типология памятников бытовой письменности, имеющих распространение на территории края, их этнокультурная и социокультурная дифференциация;
2. Вопросы, связанные с синхронным изучением локальной социокультурной среды:
– этнокультурная многослойность культурного ландшафта в восприятии и осмыслении местных жителей; священные места коренных народов в представлениях русских; русская культурная топография, отношение к ней в иноэтничных традициях; специфика функционирования полиэтнической микротопонимики;
– структура и динамика полиязыковой среды; билингвизм и полилингвизм в социокультурном контексте; локальные речевые стратегии в полиэтнической перспективе;
– коммуникативное пространство локальных сообществ (репутации, социокультурные роли и амплуа); формы и механизмы социального функционирования народных знаний (знахари, шаманы, знатоки погоды, «деревенские летописцы», «шуты» и т.д.); локальные системы прозвищ (бытование прозвищ, «прозвищные нарративы» и т.д.); роль слухов в межэтнической коммуникации;
– принципы этнической идентификации и самоидентификации в локальных традициях; практики этнической «маркировки» явлений культуры (хозяйственная атрибутика, одежда,. пища, фольклор, стереотипы поведения и т.д.); «этнологическое» пространство локальных сообществ (русские о NN, NN о русских)/
Вопросы, связанные с диахроническим описанием культуры населения края:
– принципы реконструкции традиционной культуры русских старожилов (на основании современных данных полевых исследований);
– выявление и описание механизмов трансформации старожильческой культуры, а также ее взаимодействия с традициями коренных народов на протяжении ХIХ – ХХ вв.;
– специфика современного состояния традиции в сложном этносоциальном и социально-историческом контексте (русские старожилы, коренные народы, потомки спецпереселенцев (раскулаченных); потомки репрессированных в 1930-1950-е гг.; мигранты поздней волны (с 1960-х гг.).
3. Приблизительный состав программ полевых исследований:
- Локальные культурные ландшафты в свете взаимодействия традиций.
- Охотники и рыболовы края: взаимодействие этнических традиций в промысловой культуре.
- Дом, хозяйство, пища, одежда: этнокультурное взаимодействие в материальной культуре.
- Картина мира жителя края в полиэтнической перспективе: мифология, магия, народные знания.
- Ритуальные практики в зоне этнических контактов.
- Фольклорные традиции в зоне этнических контактов.
- Христианские представления в этнокультурных традициях края (русские, шорцы, телеуты).
- Локальное полиэтническое сообщество: репутации, социокультурные роли, коммуникативные модели, поведенческие сценарии.
- «Народная этнология»: взаимодействие этносов по народным представлениям.
- История деревенской повседневности (по устным источникам)..
- История семьи и рода (по устным источникам)..
- Памятники бытовой письменности.
Каждая из программ предполагает разработку комплекса вопросников. В случаях некоторых программ возможно и целесообразно применение метода анкетирования (например, «Народная этнология»); в отношении программы «Памятники бытовой письменности» и некоторых вопросников возможна рассылка по сети корреспондентов (местные музеи, школьные учителя, краеведы). Обязательным условием проведения полевых исследований является работа с информантами разной этнической принадлежности, не только русскими, но и ханты, манси и др.. По глубокому убеждению авторов, только «полиэтнический» характер обследования может дать адекватные и репрезентативные результаты при изучении полиэтнических сообществ и межэтнического взаимодействия.