Размышления по поводу
Статьи про инновационное образование, базовые компетентности педагога. Размышления о современном уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnoe_obrazovanie_dlya_innovatsionnoy_ekonomiki-esse.doc | 33.5 КБ |
bazovye_kompetentnosti_pedagoga.doc | 63.5 КБ |
kakoy_urok_mozhno_schitat_sovremennyy-tema1.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационное образование для инновационной экономики» — это важная составляющая формирования новых смежных отраслей знаний, практическое значение которых в педагогической науке очень велико. Становление эффективной национальной система экономического образования, где в качестве первичного звена выступает общеобразовательная школа, является продолжением традиций коммерческого образования в России и актуальной задачей современного общего среднего образования. Еще Лев Толстой писал: «Будущего нет — оно делается нами» и с этими словами нельзя не согласиться. И именно инновационное развитие России на сегодня является задачей подъема образования.
Очень много говорится в модели образования для инновационной экономики(Российское образование-2010) авторы А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов предлагают материал для обсуждения.
Именно образование — выступает как система формирования интеллектуального капитала нации и одной из главных сфер производства инноваций — создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе быстрого обновления технологий и продуктов. Именно оно выступает первым звеном инновационной цепочки «образование — исследования — венчурные проекты — массовое освоение инноваций». Необходимо, поддерживая жизнеспособные традиции отечественного образования, осваивая все лучшее, что сложилось в мировой практике, вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI в. Здесь выходит на первое место задача,— предложить вариант взгляда на будущее российского образования каким оно должно стать, чтобы соответствовать:
• инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России;
• социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества;
• требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.
Стали появляются инновационные практики. Как реакция прогрессивных элементов образовательной системы на изменения в российской экономике и обществе. Это авторские школы, встраивание учебных центров корпораций в университеты, факультеты довузовской подготовки, университетские округа и интернет - школы, заполняющие методические и содержательные разрывы между школами и вузами. Другие практики — результат попыток клиентов образовательной системы собственными усилиями заполнить «провалы образования».
Нельзя не вспомнить о модели образования и основных принципах инновационной экономики. Здесь должна быть востребована социальная функция образования (обеспечение единства общества через организованную социализацию молодежи и социальное перемешивание), его функция обеспечения рынка труда и функция производства инноваций. Характеристики, которые являются определяющими для современной инновационной экономики и информационной цивилизации это:
• максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы;
• включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы;
• опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;
• многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени;
• смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации;
• наличие двух инновационных контуров.
Главным отличием новой модели от прежней является фокус на необходимости образования в течение жизни. Конечно, нельзя ставить точку в этом вопросе еще много нераскрытых вопрос.
Предварительный просмотр:
№ | Базовые компетентности педагога | Показатели оценки компетентности | |
I. Личностные качества | |||
1.1. | Вера в силы и возможности обучающихся |
- Умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты. | |
1.2. | Интерес к внутреннему миру обучающихся |
- Умение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира. | |
1.3. | Открытость к принятию других позиций, точек зрения |
| |
1.4. | Общая культура |
| |
1.5. | Эмоциональная устойчивость |
| |
1.6. | Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе |
| |
II. Постановка целей и задач педагогической деятельности | |||
2.1. | Умение перевести тему урока в педагогическую задачу |
| |
2.2. | Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся |
| |
III. Мотивация учебной деятельности | |||
3.1. | Умение обеспечить успех в деятельности |
| |
3.2. | Компетентность в педагогическом оценивании |
| |
3.3. | Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую |
| |
IV. Информационная компетентность | |||
4.1. | Компетентность в предмете преподавания |
| |
4.2. | Компетентность в методах преподавания |
| |
4.3. | Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) |
| |
4.4. | Умение вести самостоятельный поиск информации |
| |
V. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений | |||
5.1. | Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты. |
а) характеристика этих программ по содержанию, по источникам информации; б) по материальной базе, на которой должны реализовываться программы; в) по учету индивидуальных характеристик обучающихся.
| |
5.2. | Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях |
| |
VI. Компетенции в организации учебной деятельности | |||
6.1. | Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений |
| |
6.2. | Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности |
| |
6.3. | Компетентность в педагогическом оценивании |
| |
6.4. | Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося |
| |
6.5. | Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса |
| |
6.6. | Компетентность в способах умственной деятельности |
|
Предварительный просмотр:
- Какой урок можно считать современным?
Современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (самодеятельность, самоорганизация, коллективная деятельность, ответственность учеников).
Современный урок – это открытое образовательное пространство, представляющее собой самоорганизующуюся систему, построенную на основе компонентов человеческого "само": личностных смыслов, личной значимости творчества, открытости, интуиции, критичности, рефлексии, потребности в самоактуализации, инициативы, отклонений, случайностей, множественности вариантов нелинейного развития и т.д.
Это - специфическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Современный урок обучает умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира, воспитывает высшие ценности, смыслы, высокие мотивы, «самопроцессы», субъективность, развивает деятельность, мышление, рефлексию.Учитель организует взаимодействие обучающихся для совместногорешения следующих педагогических задачи:
- обеспечить каждому ребенку эмоциональную поддержку;
- мотивировать включение каждого учащегося в совместно-распределенную деятельность на принципах позитивной взаимозависимости и индивидуальной ответственности;
- предоставить условия для построения собственного действия на основе соотнесения своего мнения и разных точек зрения;
- создать область эффективно действующей зоны ближайшего развития.
Развивающий аспект цели урокасвязан непосредственно с процессом становления и развития личности ученика: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, речевому развитию учащихся, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки.
«Если ученик включен в деятельность на уроке и осознает, как он ее выполняет, какие средства использует для ее построения и организации, какие схемы выделяет и переносит на организацию других ситуаций, то он «оспосабливается», т.е. приобретает такое универсальное качество предметных знаний и умений, которое позволяет использовать их при решении задач, отличных от тех, в которых они усваивались, в реальных жизненныхситуациях, где приходится действовать с ненадежной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия и учитывая точки зрения реальных и потенциальных партнеров». (Ю.В. Громыко).
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих действие ученика.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Учебная задача – ситуация, которую ученик должен решить, найдя соответствующие способы.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
Три ключевые педагогические действия педагога:
- Создать для обучаемого условия для осмысления внутренней проблемы, не пережив которую он не может по-настоящему включиться в процесс обучения. Оказавшись в ней, обучаемый испытывает дефицит опыта, субъективно значимого для его развития.
Задача педагога: помочь обучаемым понять очевидность несовершенства того способа действий, которым они владели, следовательно, ощутить смысл, мотив, потребность в развитии своего имеющегося опыта
2.Создать условия для приобретения обучаемым нового опыта, творческого продукта. Помочь ему перейти через барьер, называемый «зоной ближайшего развития».
Задача педагога: «включить» обучаемого в такую ситуацию, в которой он мог бы переживать событие, совершать умственные действия или моделировать нравственные поступки, приводящие его к новому опыту.
3. Помочь обучаемому понять, что он выработал свой новый личностный опыт.
Задача педагога: создать условия для самоконтроля и самооценивания.