Стресс
Предварительный просмотр:
КГКСКОУ СКШИ 8вида №11 п. Ванино
Симптомы стресса у старшего подросткового возраста, практически ни чем не отличаются от симптомов взрослого человека. Вот косвенные признаки наличия стресса:
1. Одиночество. Ребенок чувствует, что удаляется от семьи и друзей, или же у него возникает стойкое впечатление, что "он затерялся в толпе".
2. Чувство неуверенности в себе.
Вдруг начинает ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. Ему кажется, что они поглядывают на него не вполне доброжелательно или даже осуждающе.
3. Проблемы с концентрацией внимания и запоминанием.
Легко забывает содержание недавних разговоров, силится вспомнить, что еще нужно сделать. Трудно собраться с мыслями. Находимся как будто в полусне: смысл происходящего плохо до него доходит.
4. Нежелание общаться с людьми.
Пропадает интерес к людям. Когда они проявляют интерес к его персоне, его это раздражает. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку.
5. Усталость и расстройства сна.
Постоянно чувствует себя выжатыми как лимон, и тем не менее ему часто трудно заснуть.
6. Колебание настроения.
Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Ему хочется плакать. Такие проявления чрезвычайно характерны для состояния стресса.
7. Раздражительность и вспыльчивость.
Теряет самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу способен выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречает в штыки. Порой без всякого повода "лезет в бутылку".
8. Беспокойство.
Ему не сидится на месте: ерзает, что-то перекладывает или теребит. То и дело его подмывает встать и куда-то пойти.
9. Бурная активность.
Нередко испытывая томительное внутреннее беспокойство, подросток с головой окунается в деятельность, как бы пытаясь забыться. Но стресс может проявлять себя и противоположным образом: он упорно уклоняется от насущных дел.
10. Навязчивые действия.
Переедание, злоупотребление алкоголем, чрезмерное курение – все это может быть вызвано стрессом. У девушек это порой принимает форму бесконечного хождения по магазинам и покупки все новых и новых тряпок. Застревание на своих привычках, оказываются неспособными порвать с ними, изменить образ жизни.
11. Плохой аппетит.
Теряет интерес к пище. Он или совсем отказываемся от нее, или ест без разбора все, что попадается под руку.
12. Боязнь тишины.
Ему неприятно, когда окружает тишина. Поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает радио или телевизор. Однако может иметь место и прямо противоположное явление: он болезненно реагирует на любой шум.
13. Подчеркнутое внимание к своей внешности.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Метод sandplay (дословно - песочная игра) уже довольно известен. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее.
Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.
Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.
Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:
- различные формы нарушений поведения
- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками
- психосоматические заболевания
- повышенная тревожность, страхи
- сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)
- неврозы.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
В психологии существует такое направление как сказкотерапия. Помните: сказка – ложь, да в ней намек…Так вот, сказки, мифы, легенды дают хороший материал для психодиагностики и психокоррекции. Сегодня сказкотерапия – эффективное самостоятельное направление. А кроме того, элементы работы с мифами и сказочным материалом удачно используются специалистами разных школ.
Любимая детская сказка, к примеру, великолепный материал для проработки. Спросите себя сейчас: какая сказка - моя любимая? С кем из героев я себя ассоциирую?
При желании, сможете провести параллели со взрослой жизнью. И, возможно, сделаете несколько открытий о себе, любимом. Я сама лишь недавно "раскопала" свою "сказочную историю". Было неожиданно, как сказочный образ незримо присутствовал в моей жизни, побуждая к тем или иным решениям, поступкам, моделям реагирования.
Любая сказка - это некий сценарий, образец для подражания, который человек выбирает. В нем есть ресурсы, но есть и ограничения. Эта информация имеет огромную ценность для понимания себя.
Кроме диагностики, сказкотерапия дает также возможность коррекции. Один из коррекционных методов - переписывание сказки с акцентом на ресурсах своей роли...
Сказочная история, как ничто другое, лучше передает жизненный опыт поколений, наполнена удивительными образами, тайной и волшебством – и это надежный путь во внутренний мир ребенка. Это способ познать ему себя и окружающий мир, поразмышлять над поступками сказочных героев, узнать, что такое хорошо и что такое плохо, что добро, а что зло, сравнить происходящее в сказке с реальной жизнью, и развить способность использовать опыт поколений.
ИГРОВАЯ ПСИХОТЕРПИЯ
"Игровая терапия ребенка - нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на взрослый мир снизу вверх, но в детском мире фантазий и образов является повелителем.
Как это происходит? Ребенок играет в игровой комнате, а аналитик присутствует в этой комнате и определенным образом реагирует на игру ребенка, не направляя ее. Ребенок играет свободно в атмосфере благожелательности и безопасности.
Цель терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Детский аналитик - как хороший садовник: он не пытается вырастить из фасоли свеклу, а каждому растению создает оптимальные условия для роста и развития, поливай и освещай, чтобы листья были зелеными, ствол крепким, а плоды крупными.
Детский аналитик полностью вовлечен в игру ребенка. Ему интересно быть с ним, чтобы тот ни делал. Он концентрирует свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любое эмоциональное состояние ребенка и отражает их, так как рассказывает ребенок понятно и коротко об этих эмоциональных состояниях". (Г.Л. Лэндрет "Игровая терапия: искусство отношений" М., 1998 г.)
Проблемы ребенка прорабатываются в ходе игровой терапии.
Цели игровой терапии:
-- Помогает установлению диагноза;
-- Способствует контакту между терапевтом и ребенком;
-- Является средством для работы с механизмами психологической защиты (например, вытеснения проблемы);
-- Помогает словесному выражению чувств;
-- Помогает ребенку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;
-- Расширяет круг интересов ребенка.
Показания:
-- Эмоциональные состояния после развода родителей
-- Снижение тревоги у госпитализированных детей;
-- Облегчение состояния при соматических заболеваниях
-- Для ослабления агрессивного поведения;
-- Для улучшения успеваемости;
-- Для уменьшения затруднений в общении
-- Для коррекции эмоциональных состояний детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности и др.
АРТ-ТЕРАПИЯ
Арт-терапия это психотерапевтический метод, посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов. Метод арт-терапии является одним из наиболее древних и естественных форм коррекции эмоциональных состояний.
«Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством художественной экспрессии» (ВААТ, 1989, цит. по: Waller, 1991)
«В ходе арт-терапии, психотерапевт создает для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают ее различными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Дети могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства... Психотерапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический прогресс представляет собой одну из форм диалога.
Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (клиентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Хотя арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в арт-терапии этому способствует богатство художественных символов и метафоррукторры, мозаика и др.
Скорая помощь при остром стрессе.
1. Умойтесь холодной водой. Выпейте воды или лучше сока
2. Найдите в теле напряженные мышцы и расслабьте их. Потрясите кистями, руками, ногами.
3. Сожмите кисти в кулак что есть силы и продержите их так 10 секунд. Сбросьте напряжение. То же самое проделайте с локтями, плечами, ногами, животом.
4. Вдохните животом и медленно выпускайте воздух. Мычите при этом, как будто вы стонете.
5. Переведите нервное напряжение в мускульное - пробегитесь и помашите руками.
6. Помассируйте тело - прогладьте себя с ног до головы, похлопайте и пощипите руки, ноги, тело, разотрите шею.
7. Сделайте себе массаж лица и головы. Помассируйте мышцы радости, которые находятся в верхней части щек.
8. Переключите внимание на посторонний объект. Это может быть блестящий шарик, на котором можно сконцентрировать внимание, или простая безделушка. Внимательно рассмотрите их. Найдите в них что-то новое.
9. Нарисуйте вашу стрессовую ситуацию. Сожгите рисунок. Уменьшите значение события. Скажите себе: «Это не конец света! Мы еще поживем! Бывали дни и похуже! Я все равно себя люблю!» Пошлите все к чертям и прогуляйтесь без спешки, смотря на толпу и красивых людей.
10. Закройте глаза. Мысленно представьте себе тихое место, в котором вам было хорошо и комфортно. Это то место, которое психологи называют «Безопасное место, в котором восстанавливаются ресурсы». Побудьте в нем несколько минут.
11. Подумайте о ваших друзьях и близких, которые вас любят несмотря ни на что. Улыбнитесь им. Вы в полном порядке.
Направление деятельности по профилактике негативных последствий стрессовых ситуаций:
- Снижение тревожности, уменьшению эмоциональной напряжённости;
- формирование способности осознавать и дифференцировать свои собственные эмоциональные состояния;
- обучение отреагирование своего гнева, негативных чувств приемлемым способом;
- развитие навыков самоконтроля (саморегуляции);
- личностное развитие.
Упражнения:
«Дыхание»
Цель: уменьшение уровня тревожности, выход из стрессовой ситуации.
Возраст: 12-16 лет
Упражнение: «Сядьте на стул. Закройте глаза и расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на собственном дыхании. Вдох-выдох, вдох-выдох. Не пытайтесь изменить его естественный ход, просто стараясь не выходить из расслабления, запомните, как вы дышите в состоянии покоя, зафиксируйте рисунок собственного дыхания».
Очень важно отследить ритм дыхания в расслабленном состоянии.
«Истерика»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Возраст: 12-16 лет
Упражнение: Для его выполнения необходимо лечь на кровать, диван или любую другую мягкую поверхность, на твёрдой поверхности это упражнение
выполнять не стоит. Смысл упражнения заключается в том, что нужно представить себя ребёнком, бьющимся в истерике. Можно колотить руками и ногами о постель и одновременно с этим кричать или издавать любые другие звуки, которые просятся наружу. Делать это стоит столько времени, сколько хочется. Затем нужно несколько минут спокойно полежать и отдохнуть. Это упражнение даёт огромное освобождение.
«Крик»
Цель: Разрядка чувства фрустрации, гнева, ярости и т.д.
Возраст: 12-16 лет
Упражнение: Для выполнения этого упражнения необходимо набрать в грудь воздуха и закричать изо всех сил, предварительно убедившись, что никто не услышит ваш крик! Если такой способ, например, сесть на стул, положить себе на колени большую мягкую подушку, сделать глубокий вдох, а затем закричать как можно громче (во всю силу своих лёгких), прикрыв лицо подушкой. Повторять этот процесс нужно несколько раз, пока не возникнет чувство опустошённости.
Комментарии: Единственным недостатком этого упражнения, является то, что в процессе его выполнения может заболеть горло или же можно охрипнуть. Поэтому необходимо научиться правильно, выполнять это упражнение, кричать нужно не поверхностно, а из глубин лёгких.
«Диалог руками»
Цель: Развитие умения чувствовать другого человека.
Упражнение: Группа разбивается на пары, которые закрывают глаза и пытаются понять друг друга, только через прикосновение рук.
Участники работают по двое, причём каждая пара отдельно от остальных. Ведущий предлагает участникам взять в пару человека, которого он меньше всего, как ему кажется, чувствует и понимает. Затем в каждой паре участники садятся друг против друга так, чтобы можно было взять друг друга за руки.
Они закрывают глаза. Их задача: с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками, «познакомиться», потом «поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». После 5-7 минут такого общения все снова садятся в круг и обсуждают полученный опыт.
Комментарии: Практически всегда у участников возникает совершенно новое ощущение партнёра, которое иногда чувствуется даже глубже и значительнее полученного зрительного и слухового образа. Возникают новые чувства к этому партнёру. Возникает ощущение, что он теперь более понятен и открыт, появляется ощущение собственной открытости перед ним, чувство близости, даже интимности.
«Я в прошлом и Я в будущем»
Цель: помочь осознать наиболее значимые жизненные события и достижения; формировать положительную направленность в отношении будущего; повышать уверенность в собственных силах; выявить особенности представлений о себе во времени и отношение к своему возрасту.
Упражнение: Взрослый, определив какое-либо травмирующее событие в прошлом ребёнка, предлагает ему отразить его в рисунке под названием «Я в прошлом». По окончании рисования взрослый просит ребёнка отметить на линии времени тот участок, который соответствует изображению. Обращает внимание на то, что проблема осталась позади – в прошлом, а стрелка линии времени направлена вперёд – в будущее.
Ребёнку предлагается выразительно прочитать отрывок из стихотворения:
Я знаю, то, что было,
Того сегодня нет.
А завтра будет завтра,
Ему большой привет!
Затем предлагается нарисовать себя в будущем так, чтобы всем было понятно, что он весел и уверен в себе.
Упражнения, направленные на обучение ребёнка приемлемым способом разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом
- заштриховать и порвать лист бумаги;
- написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу (сжечь);
- бить подушку или боксёрскую грушу;
- топать ногами;
- громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;
если стрессовое состояние из-за неправильного поведения ребёнка
- проиграть ситуацию с ребёнком снова, изменить конец.
(О.Н.Истратова «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники»)
Комментарии
Материал познавательный, но в
Материал познавательный, но в повседневной жизни школьному психологу не под силу разобраться со всеми нуждающимися, а родители чаще всего уповают на то, что все само пройдет.