Историк М.Н. Покровский писал: «История — это политика, опрокинутая в прошлое». Такое отношение к истории сохраняется до сих пор и будет, видимо, сохраняться всегда. Структура и содержание образования вообще и исторического образования в частности всегда формируются по принципу «социального заказа», так как через систему образования общество обеспечивает свое дальнейшее развитие. Даже когда мы встречаемся с «принципиальным» и публично декларируемым отказом от «социального заказа» в сфере образования, это тоже «социальный заказ», только поступающий от другого «социума». Объем и качество преподавания истории всегда зависел и будет зависеть от идеологии и того конкретно-исторического периода, в котором проживает общество.
Содержание исторического образования в большой степени зависит от теоретических основ понимания истории. Отвечает ли современным требованиям историческая наука сегодня? Может ли она быть правдивой? В своей деятельности мы осознаем, что история как наука обречена на постоянное переосмысление прошлого, потому что появляются новые источники, возникают более современные методы исследования, углубляются междисциплинарные связи. И наконец, мы осознаем, что проблема объективности познания вообще является вечной.
«Дискредитация истории как науки, начатая уже в 1920-е годы и продолженная в советский период, когда трансформировались сами способы добывания исторического знания, успешно продолжалась в перестроечное время, длится и сегодня в виде публикаций научных и околонаучных «трудов». Недоверие общества к историкам, обусловленное их ревностным служением идеологии, а чаще официально признанным идеологам и их «установкам», научным по виду сочинениям, выводы которых легко угадать, прочитав лишь заголовок, учебникам, вызывающим одновременно скуку, смех и негодование, сохраняется до сих пор». (www/almawest/ru)
Что сегодня представляет собой государственная идеология? Каков социальный заказ? В чем заключается государственный заказ?