Как сохранить зрение ребенка при работе с компьютером.Советы родителям.

Кондратюк Елена Степановна

Как сохранить зрение ребенка при работе с компьютером.

     Многие родители с ранних лет  начинают учить своих малышей пользоваться компьютером. Считается, что обучающие и развивающие программы, разработанные  для детей от трех лет,  оказывают положительное влияние на развитие ребенка, активизируют мыслительные процессы, развивают память,  внимание, быстроту  реакции и логическое мышление. Другая часть родителей считает, что компьютер может нанести непоправимый вред здоровью ребенка и чем позже малыш начнет осваивать компьютер, тем лучше.

Давайте, разберемся: вреден ли компьютер для ребенка или нет?

Основная нагрузка при работе с компьютером, как у взрослых, так и у детей ложится на зрение. Именно из-за этой нагрузки у малыша могут возникать  раздражения глаз (покраснение конъюнктивы, слезливость), а также головная боль.

Длительное пребывание за компьютером и несоблюдение основных правил работы за ним может спровоцировать у детей возникновение близорукости.

Все дело в том, что зрительный анализатор у  детей еще не до конца  сформирован. Зрительная система интенсивно совершенствуется в процессе роста ребенка, формируется рефракция глаза, увеличиваются поля зрения. При работе с компьютером детям приходится рассматривать различные движущиеся предметы на экране, это вызывает напряжение мышц глаза, а при долгом напряжении может вызвать спазм, который, в конце концов, способствует возникновению близорукости.

Чтобы сохранить глаза  малыша здоровыми, очень важно соблюдать правила работы за компьютером:

1. Покупая компьютер для ребенка, самые жесткие требования необходимо предъявлять монитору.  Он должен соответствовать международным стандартам безопасности –MPR II или TCO 99, иметь маркировку LR –Low radiation.  Также монитор должен иметь   большую разрешающую  способность. Лучшими по безопасности признаются  жидкокристаллические мониторы. Оптимальный размер экрана для детей младшего возраста 15 дюймов, для школьника -17 дюймов.

2. Необходимо правильно организовать место ребенка за компьютерным столом. Здесь важную роль играет правильно подобранная мебель.

Стол должен подходить ребенку по росту. Стул обязательно должен быть со спинкой. Ноги ребенка  должны доставать до пола. Если ребенок маленький, под ноги можно подставить скамеечку. Важно, чтобы ребенок сидел с прямой спиной и не задирал голову. Для детей ростом 100-115 см    стол должен быть  высотой 48 см, а сиденье стула должно быть на высоте 28 см. Для детей ростом 116-130 см соответственно 54 и 32 см, для детей ростом 131-145 см – 60 и 36см.

Естественный свет должен падать слева. Прямой солнечный свет или свет от лампы не должен попадать на монитор, чтобы избежать бликов. Экран монитора должен находиться на расстоянии  60-70 см от глаз ребенка.

Не забывайте регулярно проветривать комнату, где стоит компьютер и проводить влажную уборку помещения.

3. Самое главное – регулировать время пребывания ребенка за компьютером. Об этом стоит договориться с ребенком заранее, до начала игры, ведь потом оторвать его от интересного занятия  будет очень тяжело.

Детям  3-4  лет  разрешается проводить за компьютером не более 20 минут в день, детям 5-6 лет  -  30 минут, детям 7-8 лет до 40 минут в день с 10-15 минутным перерывом.  Развивающие и игровые занятия с применением компьютера рекомендуется проводить 1 раз в день и не чаще трех раз в неделю, через  день.

Лучше проводить компьютерные занятия в первой половине дня. Вечером  ребенок может перевозбудиться, устать и ему будет трудно заснуть.

В середине занятия и после него рекомендуется проводить гимнастику для глаз. Длительность проведения зрительной гимнастики 1-2 минуты в середине занятия и 2-3 минуты после занятия на компьютере. Достаточно выбрать 1-2 упражнения из нижеперечисленного  комплекса, и научить ребенка правильно выполнять их.

Упражнения для проведения зрительной гимнастики:

- Сильно закрыть глаза (зажмурить) на счет 1-4, затем раскрыть глаза, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 3 раза.

- Не поворачивая головы посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Аналогично проводится упражнение с фиксацией взгляда влево.

- Голову держать прямо. Поморгать на счет 10-15.

- Не поворачивая  головы  перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 - вверх, на счет 1-6 - прямо, 1-4 - вниз, 1-6 - прямо.

- На оконном стекле сделать красную круглую метку диаметром 3-5 мм. За окном наметить какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдаль. Ребенок  должен стоять на расстоянии 30-35 см от метки и в течение 10 секунд смотреть на красную метку, а затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и смотреть на него 10 секунд.

 

Многие родители не знают, можно ли  разрешать ребенку заниматься  на компьютере, если у  него уже имеются проблемы со зрением?   Можно, только сначала его необходимо  проконсультировать у врача-окулиста. Он поможет правильно подобрать ребенку очки, расскажет о режиме работы с компьютером, который будет индивидуальным для вашего малыша, учитывая его заболевание. В любом случае для детей с проблемами зрения время занятий на компьютере сокращается до 10 минут в день.

Если ваш ребенок регулярно занимается на компьютере, не забывайте 1 раз в полгода показывать его врачу-окулисту и проверять зрение. Очень часто у детей нарушение зрения происходит незаметно и малыш при этом может ни на что не жаловаться.  Если же  Вы заметили, что у малыша покраснели и слезятся глазки, малыш жалуется на головную боль, усталость в глазах, часто трет глазки руками и плохо засыпает – не откладывайте визит к врачу - окулисту. Этим вы поможете сохранить зрение вашему ребенку.

Обращайте внимание на поведение ребенка за компьютером. Если ребенок меняет позу (ерзает на стуле), трогает лицо, гримасничает, часто отвлекается – скорее всего,  он уже устал и игру за компьютером надо прекратить. После занятий на компьютере лучше переключить ребенка, на какие-нибудь подвижные игры, не связанные со зрительной нагрузкой.

 

 

Комментарии

Малова Светлана Анатольевна

Необходимый материал при работе с родителями, спасибо.