Использование интернет-ресурсов для формирования универсальных учебных действий кадет

В статье рассматриваются возможности использования ресурсов сети Интернет для формирования универсальных учебных действий кадет. Приемы, описанные в статье, используются на уроках географии в Оренбургском президентском кадетском училище.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование Интернет-ресурсов для формирования универсальных учебных действий

Мартынов А.Н.

ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»

kabinet27@mail.ru

Универсальные учебные действия (УУД) в образовательном процессе выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность с 2009 года. [3]

Универсальные учебные действия - это

- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность,

- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,  включая организацию этого процесса. [4]

Различают четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Ведущую роль в формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.

Такими заданиями для учащихся разных возрастов, может стать работа с Интернет-ресурсами. Интернет сам по себе привлекает внимание людей разного возраста своими возможностями общения, но неразумно сводить его возможности только к общению с друзьями и заимствованию необходимых сведений с информационных сайтов. Интернет – огромная кладовая знаний, но на поиски нужного можно потратить слишком много времени [1].

Выбранные педагогом методы обучения и приемы организации образовательной деятельности призваны обеспечить организацию деятельности обучающихся по достижению целей и задач урока. Учитель выбирает методы в зависимости от целей и задач учебного занятия, его содержания, специфики работы с конкретными обучающимися. Главный критерий оптимальности выбора метода – его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата образования). [2]

Какой бы метод обучения не выбрал педагог для достижения результата, во время его использования всегда найдется место для компьютера и предоставляемой им возможности выхода глобальную сеть Интернет.

У каждого педагога есть свои наработки использования текстового, иллюстративного и другого дидактического материала для формирования и совершенствования универсальных учебных действий. Остается только добавить к ним интернет-ресурсы, грамотно использовать их в своей работе, найти им место в собственном методическом багаже. По моему мнению, Интернет-ресурсы на уроке можно использовать следующим образом (табл. 1).


Табл. 1. Примеры заданий по использованию Интернет-ресурсов для формирования УУД.

Ресурс Интернета

Цель применения

Варианты заданий

Деятельность учителя

Деятельность кадет

Формируемые УУД

Модели явлений, процессов, объектов

Изучение нового материала

Ответить на вопросы, поставленные преподавателем

Постановка учебной задачи

Выполнение учебной задачи

Личностные УУД – смыслообразование

Регулятивные УУД – оценка, саморегуляция

Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Сделать вывод о значении процесса или явления

Индивидуальное консультир-ние

Логические универсальные действия - анализ, синтез

Закрепление пройденного материала

Подготовить вопросы для класса

Постановка учебной задачи, индивидуальное консультир-ние

Смысловое чтение

Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации

Закрепление пройденного материала

Итоговый контроль

Сравнить модели, созданные разными учеными. Сделать выводы.

Инструктаж, постановка учебной задачи, консультир-ние

Выполнение учебной задачи

Знаково-символические действия - моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов,  определяющих данную предметную область.

Иллюстративный материал

Закрепление пройденного материала

Найти иллюстрации, демонстрирующие какой-либо процесс, явление

Индивидуальное консультир-ние

Выполнение учебной задачи использование источника информации

Личностные УУД  -  нравственно-этическая ориентация, самоопределение

Проанализировать иллюстрации и ответить на вопросы

Постановка учебной задачи, индивидуальный контроль выполнения

Выявление характерных признаков («Найди десять отличий…»)

Логические универсальные действия - анализ, синтез

Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Подготовить вопросы для класса

Консультирование

Выполнение учебной задачи с использованием источника информации

Коммуникативные УУД - постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка 

Изучение нового материала

Обобщение знаний по теме

Нанести объекты с фотографии на контурную карту или найти объекты на карте.

Постановка учебной задачи

Получение информации из источников, моделирование изображений

Знаково-символические действия - моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов,  определяющих данную предметную область.

Текстовый материал

Закрепление пройденного материала

Найти нужный материал на сайте, указанном преподавателем

Постановка учебной задачи

Осознанное чтение

Общеучебные универсальные действия  - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Изучение нового материала

Найти в тексте ответы по теме урока

Постановка учебной задачи, консультир-ние

Смысловое чтение

Общеучебные универсальные действия – смысловое чтение

Изучение нового материала

Подобрать текст по теме урока

Регулятивные УУД  - целеполагание, прогнозирование

Закрепление пройденного материала

Составить конспект по выбранному материалу

Общеучебные универсальные действия  - структурирование знаний

Выделить и разобрать слова, предложения, словосочетания, вводные конструкции

Расстановка смысловых акцентов

Осознанное чтение

Познавательные УУД  - поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные УУД  - постановка вопросов планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Перевести текст на сайте, предложенном преподавателем

Постановка учебной задачи, консультир-ние

Регулятивные УУД    - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Проверка уровня сформированности умений и навыков

Создать текст и проверить его через он-лайн переводчик

Выполнение учебной задачи

Регулятивные УУД   - планирование

Найти и дать определение терминам по теме, перевести их на иностранный язык

Контроль понимания кадет

Выполнение учебной задачи

Познавательные УУД -  структурирование знаний, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

Сайты

Развитие творческих способностей

Дать характеристику сайта

Инструктаж

Выполнение учебной задачи

Личностные УУД – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

Графики и таблицы, статистические материалы

Изучение нового материала

Проанализировать процесс или явление

Сравнить процессы или явления

Выполнение учебной задачи

Общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Закрепление пройденного

Дать характеристику процесса или явления

Инструктаж

Познавательные УУД  - поиск и выделение необходимой информации

Закрепление пройденного материала

Оценить влияние процесса или явления на жизнь и деятельность человека

Групповое

собеседование

Работа с несколькими источниками информации

Логические универсальные действия - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Развитие творческих способностей

Составить прогноз последствия явления или события

Инструктаж

Создание прогноза

Логические универсальные действия - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование и совершенствование УУД

Анализ статистических материалов и построение графиков, таблиц

Работа с источниками информации

Логические универсальные действия - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Он-лайн тестирование

Контроль качества знаний

Выполнить тестирование

Подготовка теста, инструктаж выполнения

Работа с тестовыми заданиями

Регулятивные УУД   - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, коррекция, оценка, саморегуляция

Повторение и закрепление материала

Создать тест по определенной теме

Инструктаж

Работа с источниками информации

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Видеоматериалы, видеоуроки

Изучение нового материала

Дистанционное обучение

Изучить материал по теме, подготовить вопросы, записать основные идеи материала

Постановка учебной задачи

Работа с источником информации

Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Форумы

Закрепление пройденного

Подготовить вопросы по теме

Подготовка вопросников

Инструктаж

Консультир-ние

Подготовка необходимой информации

Выступление

Коммуникативные УУД  - постановка вопросов, управление поведением партнера

Он-лайн общение

Личностные УУД  - самоопределение, нравственно-этическая ориентация Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Текстовый и иллюстративный материал

Закрепление пройденного материала Итоговый контроль

Создание презентаций

Проектная деятельность Консультир-ние

Выполнение проектов

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


Работая с Интернет-ресурсами необходимо соблюдать определенные правила, чтобы урок с их использованием не превратился в свободное путешествие учащихся по просторам сети и не свел на нет все усилия преподавателя.

Предлагаю набор правил, соблюдение которых поможет достичь запланированного результата:

  1. Готовя урок, четко определите цели и задачи, формы и приемы  использования интернет-ресурсов на уроке;
  2. Подготовьте набор ссылок на сайты Интернета, содержащие необходимую информацию;
  3. Просмотрите содержание сайтов, чтобы убедиться, что они содержат необходимую информацию. Во время урока Вы сможете помочь учащемуся, если он испытает затруднение в поиске;
  4. Подготовьте задания для работы, подумайте в каком виде их лучше предложить учащимся. При этом необходимо учитывать возрастные, физиологические и другие особенности детей, уровень их компьютерной грамотности, умственное развитие, степень самостоятельности действий и другие критерии;
  5. Продумайте, как будет осуществляться контроль за деятельностью учащихся, в каком виде они будут предлагать результат своей деятельности (презентация, набор вопросов, набор иллюстраций и т.д.);
  6. Перед уроком необходимо убедиться в технической исправности компьютеров учеников, возможности подключения их компьютеров к сети Интернет, возможности использовать необходимые сайты;
  7. Предусмотрите варианты продолжения занятия при неожиданном отключении сети, понижения скорости соединения и других технических сбоях;
  8. Подготовьте задания для тех учеников, которые по какой-либо причине не смогут работать в сети Интернет;
  9. Во время урока соблюдайте требования здоровьесберегающих технологий при работе с компьютером (физкультминутка, зарядка для глаз);
  10. Предусмотрите время и способы выхода из сети, выключения компьютеров, переключения внимания учащихся на работу с более традиционными источниками информации;
  11. Следуйте нормам авторского права при использовании интернет-ресурсов.

Сеансы работы с компьютером должны проводиться не вместо, а вместе  с использованием учебника, устным изложением материала и другими традиционными формами и способами обучения. Только сумма всех методов и подходов способна дать результат – сформировать универсальные учебные действия на высоком уровне.

Литература:

  1. Д.В. Заяц Интернет-ресурсы на уроках географии. Лекции 1-4. Москва. Педагогический университет «Первое сентября». 2010 г.
  2. Е.Ю. Ривкин  Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Волгоград. Издательство «Учитель». 2012 г.
  3. http://standart.edu.ru/
  4. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250