Использование интернет-ресурсов для формирования универсальных учебных действий кадет
В статье рассматриваются возможности использования ресурсов сети Интернет для формирования универсальных учебных действий кадет. Приемы, описанные в статье, используются на уроках географии в Оренбургском президентском кадетском училище.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_internet-resursov_dlya_formirovaniya_uud_kadet.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование Интернет-ресурсов для формирования универсальных учебных действий
Мартынов А.Н.
ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»
kabinet27@mail.ru
Универсальные учебные действия (УУД) в образовательном процессе выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность с 2009 года. [3]
Универсальные учебные действия - это
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность,
- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [4]
Различают четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Ведущую роль в формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.
Такими заданиями для учащихся разных возрастов, может стать работа с Интернет-ресурсами. Интернет сам по себе привлекает внимание людей разного возраста своими возможностями общения, но неразумно сводить его возможности только к общению с друзьями и заимствованию необходимых сведений с информационных сайтов. Интернет – огромная кладовая знаний, но на поиски нужного можно потратить слишком много времени [1].
Выбранные педагогом методы обучения и приемы организации образовательной деятельности призваны обеспечить организацию деятельности обучающихся по достижению целей и задач урока. Учитель выбирает методы в зависимости от целей и задач учебного занятия, его содержания, специфики работы с конкретными обучающимися. Главный критерий оптимальности выбора метода – его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата образования). [2]
Какой бы метод обучения не выбрал педагог для достижения результата, во время его использования всегда найдется место для компьютера и предоставляемой им возможности выхода глобальную сеть Интернет.
У каждого педагога есть свои наработки использования текстового, иллюстративного и другого дидактического материала для формирования и совершенствования универсальных учебных действий. Остается только добавить к ним интернет-ресурсы, грамотно использовать их в своей работе, найти им место в собственном методическом багаже. По моему мнению, Интернет-ресурсы на уроке можно использовать следующим образом (табл. 1).
Табл. 1. Примеры заданий по использованию Интернет-ресурсов для формирования УУД.
Ресурс Интернета | Цель применения | Варианты заданий | Деятельность учителя | Деятельность кадет | Формируемые УУД |
Модели явлений, процессов, объектов | Изучение нового материала | Ответить на вопросы, поставленные преподавателем | Постановка учебной задачи | Выполнение учебной задачи | Личностные УУД – смыслообразование Регулятивные УУД – оценка, саморегуляция Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные УУД - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Сделать вывод о значении процесса или явления | Индивидуальное консультир-ние | Логические универсальные действия - анализ, синтез | |||
Закрепление пройденного материала | Подготовить вопросы для класса | Постановка учебной задачи, индивидуальное консультир-ние | Смысловое чтение | Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации | |
Закрепление пройденного материала Итоговый контроль | Сравнить модели, созданные разными учеными. Сделать выводы. | Инструктаж, постановка учебной задачи, консультир-ние | Выполнение учебной задачи | Знаково-символические действия - моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | |
Иллюстративный материал | Закрепление пройденного материала | Найти иллюстрации, демонстрирующие какой-либо процесс, явление | Индивидуальное консультир-ние | Выполнение учебной задачи использование источника информации | Личностные УУД - нравственно-этическая ориентация, самоопределение |
Проанализировать иллюстрации и ответить на вопросы | Постановка учебной задачи, индивидуальный контроль выполнения | Выявление характерных признаков («Найди десять отличий…») | Логические универсальные действия - анализ, синтез Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
Подготовить вопросы для класса | Консультирование | Выполнение учебной задачи с использованием источника информации | Коммуникативные УУД - постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | ||
Изучение нового материала Обобщение знаний по теме | Нанести объекты с фотографии на контурную карту или найти объекты на карте. | Постановка учебной задачи | Получение информации из источников, моделирование изображений | Знаково-символические действия - моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | |
Текстовый материал | Закрепление пройденного материала | Найти нужный материал на сайте, указанном преподавателем | Постановка учебной задачи | Осознанное чтение | Общеучебные универсальные действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Изучение нового материала | Найти в тексте ответы по теме урока | Постановка учебной задачи, консультир-ние | Смысловое чтение | Общеучебные универсальные действия – смысловое чтение | |
Изучение нового материала | Подобрать текст по теме урока | Регулятивные УУД - целеполагание, прогнозирование | |||
Закрепление пройденного материала | Составить конспект по выбранному материалу | Общеучебные универсальные действия - структурирование знаний | |||
Выделить и разобрать слова, предложения, словосочетания, вводные конструкции | Расстановка смысловых акцентов | Осознанное чтение | Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные УУД - постановка вопросов планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||
Перевести текст на сайте, предложенном преподавателем | Постановка учебной задачи, консультир-ние | Регулятивные УУД - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него | |||
Проверка уровня сформированности умений и навыков | Создать текст и проверить его через он-лайн переводчик | Выполнение учебной задачи | Регулятивные УУД - планирование | ||
Найти и дать определение терминам по теме, перевести их на иностранный язык | Контроль понимания кадет | Выполнение учебной задачи | Познавательные УУД - структурирование знаний, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам | ||
Сайты | Развитие творческих способностей | Дать характеристику сайта | Инструктаж | Выполнение учебной задачи | Личностные УУД – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация |
Графики и таблицы, статистические материалы | Изучение нового материала | Проанализировать процесс или явление | Сравнить процессы или явления | Выполнение учебной задачи | Общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Закрепление пройденного | Дать характеристику процесса или явления | Инструктаж | Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации | ||
Закрепление пройденного материала | Оценить влияние процесса или явления на жизнь и деятельность человека | Групповое собеседование | Работа с несколькими источниками информации | Логические универсальные действия - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. | |
Развитие творческих способностей | Составить прогноз последствия явления или события | Инструктаж | Создание прогноза | Логические универсальные действия - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. | |
Формирование и совершенствование УУД | Анализ статистических материалов и построение графиков, таблиц | Работа с источниками информации | Логические универсальные действия - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. | ||
Он-лайн тестирование | Контроль качества знаний | Выполнить тестирование | Подготовка теста, инструктаж выполнения | Работа с тестовыми заданиями | Регулятивные УУД - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, коррекция, оценка, саморегуляция |
Повторение и закрепление материала | Создать тест по определенной теме | Инструктаж | Работа с источниками информации | Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | |
Видеоматериалы, видеоуроки | Изучение нового материала Дистанционное обучение | Изучить материал по теме, подготовить вопросы, записать основные идеи материала | Постановка учебной задачи | Работа с источником информации | Познавательные УУД - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний |
Форумы | Закрепление пройденного | Подготовить вопросы по теме | Подготовка вопросников Инструктаж Консультир-ние | Подготовка необходимой информации Выступление | Коммуникативные УУД - постановка вопросов, управление поведением партнера |
Он-лайн общение | Личностные УУД - самоопределение, нравственно-этическая ориентация Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||
Текстовый и иллюстративный материал | Закрепление пройденного материала Итоговый контроль | Создание презентаций | Проектная деятельность Консультир-ние | Выполнение проектов | Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Работая с Интернет-ресурсами необходимо соблюдать определенные правила, чтобы урок с их использованием не превратился в свободное путешествие учащихся по просторам сети и не свел на нет все усилия преподавателя.
Предлагаю набор правил, соблюдение которых поможет достичь запланированного результата:
- Готовя урок, четко определите цели и задачи, формы и приемы использования интернет-ресурсов на уроке;
- Подготовьте набор ссылок на сайты Интернета, содержащие необходимую информацию;
- Просмотрите содержание сайтов, чтобы убедиться, что они содержат необходимую информацию. Во время урока Вы сможете помочь учащемуся, если он испытает затруднение в поиске;
- Подготовьте задания для работы, подумайте в каком виде их лучше предложить учащимся. При этом необходимо учитывать возрастные, физиологические и другие особенности детей, уровень их компьютерной грамотности, умственное развитие, степень самостоятельности действий и другие критерии;
- Продумайте, как будет осуществляться контроль за деятельностью учащихся, в каком виде они будут предлагать результат своей деятельности (презентация, набор вопросов, набор иллюстраций и т.д.);
- Перед уроком необходимо убедиться в технической исправности компьютеров учеников, возможности подключения их компьютеров к сети Интернет, возможности использовать необходимые сайты;
- Предусмотрите варианты продолжения занятия при неожиданном отключении сети, понижения скорости соединения и других технических сбоях;
- Подготовьте задания для тех учеников, которые по какой-либо причине не смогут работать в сети Интернет;
- Во время урока соблюдайте требования здоровьесберегающих технологий при работе с компьютером (физкультминутка, зарядка для глаз);
- Предусмотрите время и способы выхода из сети, выключения компьютеров, переключения внимания учащихся на работу с более традиционными источниками информации;
- Следуйте нормам авторского права при использовании интернет-ресурсов.
Сеансы работы с компьютером должны проводиться не вместо, а вместе с использованием учебника, устным изложением материала и другими традиционными формами и способами обучения. Только сумма всех методов и подходов способна дать результат – сформировать универсальные учебные действия на высоком уровне.
Литература:
- Д.В. Заяц Интернет-ресурсы на уроках географии. Лекции 1-4. Москва. Педагогический университет «Первое сентября». 2010 г.
- Е.Ю. Ривкин Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Волгоград. Издательство «Учитель». 2012 г.
- http://standart.edu.ru/
- http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250