Значение УМБ в процессе обучения ОБЖ.
Значение УМБ в процессе обучения ОБЖ
Подготовил: преподаватель-организатор ОБЖ
ГБОУ ЦО №55 Ефимова О.О.
Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также навыки культуры безопасного поведения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umb_obzh.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение УМБ в процессе обучения ОБЖ
Подготовил: преподаватель-организатор ОБЖ
ГБОУ ЦО №55 Ефимова О.О.
Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также навыки культуры безопасного поведения. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.
Многие проблемы поможет решить курс ОБЖ, главной целью которого, как подчеркнуто в письме Минобразования Российской Федерации «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России» (от 14.07.98 № 1133/14-12) является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим.
Уникальной особенностью курса ОБЖ является высокая социальная значимостью и общая воспитательная направленность. Он включает в себя важнейшие компоненты, относящиеся к формированию культуры здорового образа жизни, бережному отношению к своему здоровью, умению сказать «нет» вредным привычкам.
Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Его основными компонентами являются:
1. Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.
2. Оптимальная методика проведения занятий.
3. Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ).
4. Необходимые передовые средства обучения.
Основы Безопасности Жизнедеятельности – предмет, который многие ученики не любят, считают скучным и совсем не нужным. Однако если учитель сможет интересно представить материал, эти проблемы , в основном, решаются довольно успешно во всех классах и с любыми учащимися.
В изучении курса ОБЖ ведущую роль играет УМБ и передовые средства обучения. Это объясняется особенностями курса ОБЖ и прежде всего его многопрофильностью и практической направленностью.
Учебно-материальная база по "Основам безопасности жизнедеятельности" - это совокупность помещений, площадок и сооружений, оснащенных учебным имуществом и оборудованных тренажерами и различными материальными средствами обучения, используемыми для привития обучаемым твердых навыков и глубоких теоретических знаний по принятию правильных решений для выхода из экстремальных и чрезвычайных ситуаций и обучению учащихся школы практическим способам поведения в критических условиях.
Учебно-материальная база создается с таким расчетом, чтобы в ходе изучения курса ОБЖ способствовать развитию у обучаемых мотивированного здорового образа жизни, чувства ответственности и сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
. С отдельными явлениями и понятиями курса ОБЖ учащиеся сталкиваются в своей повседневной жизни довольно часто, о многих - слышат впервые. Эффективность и качество усвоения изучаемого материала ОБЖ существенно возрастает, если в учебном процессе ОБЖ в полном объеме использовать все многообразие материальных средств обучения
. Для кабинета ОБЖ подбирается удобное для занятий помещение. Оно должно удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам и обязательно иметь примыкающие к нему помещения для хранения имущества и (главное), пневматического оружия и макетов автомата Калашникова, в противном случае, чем богаче будет ваша материальная база, тем неряшливее и неуютнее будет выглядеть кабинет ОБЖ.
. Кабинет ОБЖ - это оборудованный класс (с мебелью, стендами с экспозициями по разделам курса, техническими средствами обучения, набором натуральных и печатных пособий. В кабинете проводятся все теоретические и часть практических занятий, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой помощи себе и пострадавшим, осуществляется военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В преподавании ОБЖ широко используются печатные наглядные пособия, различные рисунки, таблицы, схемы, иллюстративный раздаточный материал, лучше, если все это будет сделано самим преподавателем , по возможности, совместно с учащимися, т.к. разработанные самим учителем и изготовленные силами учащихся наглядные пособия дают больший развивающий эффект и более полно соответствуют теме и избранной методики изложения материала.
Наряду с печатными наглядными пособиями в процессе обучения ОБЖ необходимо использовать и натуральные наглядные пособия, это реально применяемые устройства и предметы военного снаряжения: средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы) и кожи (ОЗК, Л-1), погоны солдат и офицеров, а также различные комплекты: индивидуальная аптечка (АИ-2), унифицированная аптечка "ГАЛО", индивидуальный противохимический пакет (ППП-8) и др., для того, что бы все это можно было потрогать, одеть на себя, почувствовать на себе.
Функциональное назначение натуральных средств обучения состоит в том, что они служат образованию непосредственных представлений о реальных вещах, их свойствах, связях и отношениях. В этом своем качестве они не находят полноценной замены ни в одном другом средстве обучения. Любые изображения или отображения натуральных предметов служат лишь моделью последних, передают их особенности с большей или меньшей степенью приближения к оригиналу, никогда не являясь тождественными ему. Только изучая натуральный предмет, школьник может получить через различные органы чувств достаточно полное представление о его особенностях: форме, массе, цвете, запахе, характере поверхности и т.д. Столь многообразная информация о предмете изучения, полученная прямым, доступным каждому путем, воспринимается учениками как убедительная и достоверная.
В системе обучения ОБЖ, особенно при изучении раздела «Оказание первой доврачебной помощи» целесообразно использовать также объемные наглядные пособия в виде моделей, муляжей и макетов, отображающие особенности изучаемых объектов. В моделях, муляжах и макетах соблюдается внешнее сходство и пропорции частей объекта при некоторой схематизации и условности изображения. В процессе познания модели, муляжи и макеты занимают промежуточное положение: они более полно, чем плоскостные изображения (рисунки, иллюстрации и т.п.), воспроизводят особенности натурального объекта и в то же время по сравнению с ними имеют более обобщенный характер. Модели, муляжи и макеты могут применяться на разных этапах учебного процесса, играя роль источника знаний при объяснении нового материала, а также средств обобщения и контроля знаний. К примеру, никогда не научишь накладывать повязки, кровоостанавливающий жгут, шины на поврежденные конечности, наконец, делать СЛР, не имея бинтов, жгута, шин, тренажера СЛР.
Большую роль в системе средств обучения ОБЖ играют приборы. Они выполняют важные дидактические функции и способствуют формированию умений и навыков учащихся, а также создают материальные условия для выполнения практических и самостоятельных работ. Используемые в изучении ОБЖ приборы служат для радиационной и химической разведки обстановки в очагах заражения, подвергшихся воздействию оружия массового поражения или возникших в результате различных техногенных аварий и катастроф. Необходимо иметь:
1. Приборы радиационной разведки (ДП-5А, ДП-5Б, ДП-5В).
2. Приборы контроля радиоактивного облучения (ДП-70МП, ДП-22В, ДП-24) .
3. Приборы химической разведки (ВПХР, ППХР, ГСП-1).
Конечно, нельзя процесс обучения ОБЖ представить без использования технических средств обучения (ТСО). Необходимо иметь в кабинете хотя бы ПК, на котором можно показывать презентации, фильмы, использовать мультимедийные учебники по ОБЖ.
Презентации по ОБЖ, проводимые учителем, не только заслужат внимания учащихся, но и воспитают в них чувство ответственности за свою безопасность и жизнь.
Правильно подготовленные презентации по ОБЖ помогут детям быть уверенными в себе и своих силах, при возникновении опасной ситуации. А также развивают интеллект, учат принимать решение самостоятельно, и что самое главное, уроки ОБЖ с интересными и красочными иллюстрациями, прививают детям любовь к этому важному предмету. Одновременно, используя возможности анимации в Power Point, можно производить опрос и контроль знаний, что немаловажно при
1 часе в неделю по данному предмету. Для учащихся, пропустивших много уроков по болезни, для учащихся вечерних школ, выполнение заданий и сдача зачетов в виде компьютерных презентаций являются хорошей альтернативой переписыванию конспектов и тестированию во внеурочное время –это и интересно и полезно не только для изучения предмета ОБЖ но и отработка компьютерной грамотности и умение использовать интернет для получения знаний, а не только развлечений.