Что нужно делать, чтобы дети росли патриотами?
Нужно с самого детства прививать детям любовь к природе, дому, семье, улице, друзьям-отсюда и начинается воспитание важных качеств, таких, как патриотизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_patriot.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Что нужно делать, чтобы дети росли патриотами
Перед проведением беседы проводится анкетирование учащихся по следующим вопросам:
1. Что значит быть патриотом?
2. Хотел бы ты защищать Родину? Готов ли ты на подвиг во имя Родины?
3. Кто должен заниматься патриотическим воспитанием?
Ответы детей на вопросы анкеты противоречивые. Такая позиция подрастающих россиян не может не тревожить, потому, что именно им возрождать и развивать истинные ценности, бороться за будущее России, именно им предстоит строить нашу, свою жизнь, жизнь страны.
Но часто в патриотическом воспитании школа остается один на один с детьми, а самые главные воспитатели – родители – предпочитают не проявлять активности. Как воспитывать молодого, нынешнего патриота, если его родители, окончившие вузы, должны работать не по специальности, а, например, на рынке или в охранных структурах, или вообще не могут найти себе работу, если с каждым днем все страшнее выходить на улицу.
Государство, в течение нескольких последних десятилетий стояло в стороне от этой проблемы. По результатам социологического опроса школьников г. Москвы, половина себя патриотами не считают, а каждый четвертый с пренебрежением отзывается о родном Отечестве.
Значит, потеряно целое поколение. А кто же тогда не потерян? Леночки и Петеньки, которые сегодня ходят в младшую группу детсада? Интересно, насколько патриотичными вырастут дети, воспитанные не на старых добрых сказках и мультиках, а на передачах, подобных следующим: «Кто хочет стать миллионером», «Слабое звено», «За стеклом».
Детство так называемого потерянного поколения пришлось на эпоху бесконечных перемен, реформ.
Раньше мы верили в светлое будущее, старались учиться как Ленин, зубрили правила октябрят, законы пионеров. Вообще жили так, как учили. Но в одно прекрасное время мы узнали все: нет пионеров, комсомольцев. Служить делу Ленина никто никогда не будет. Ленин – кровавый убийца, ограбивший всю страну. Собственно, и страна-то наша не такая уж хорошая, великая, богатая.
Да и не было у нас Родины. 70 лет мы жили в государстве воров, лицемеров, в империи зла. Отныне бояться нечего – демократия!.. Время шло… Многое стало забываться: демонстрации, митинги, макулатура, подшефные. И даже слова: «Я, пионер Советского Союза, торжественно клянусь…»
Пошел процесс переучивания.
Способствовали этому фильмы, анекдоты, расхожие фразы типа: «Патриотизм – последнее приобретение негодяев».
Сегодня нам вновь велят: любите Россию. А мы имеем то, что имеем… Общество, провозгласившее своим идеалом демократию, словно маятник качнулось в сторону и в результате некоторое время приходится обходиться и без понятия гражданственности. Однако закон маятника возвращает нас к идеям и понятиям, которые были связаны не только с историей СССР, но и с историей России. И эта связь не просто глубока – она неразрывна. Хрестоматийные некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» – неожиданно приобрели весьма актуальное значение. Московское правительство провело акцию по применению целой программы по патриотическому воспитанию. В рамках его готовятся к выпуску новые издания по истории Отечества.
Воспитание патриотизма и гражданственности сопряжено с трудностями во всякое время, потому что инстинкт самосохранения, саможаления, заботы о собственном удобстве всегда побуждали и побуждают человека заботиться о личных интересах. Однако особенно трудно заниматься этим во времена, когда сама жизнь, кажется, сопротивляется стремлению трудиться на благо Родины, общества, коль скоро создается такое впечатление, что ни Родина, ни общество в этих жертвенных порывах не нуждаются.
Возмущаясь заполонившим наше общество культом насилия, эгоизма, доведенного до абсурда принципа «человек человеку – волк», мы не должны забывать, сколь все это разрушительно действует на подрастающее поколение. Люди не рождаются злодеями. Они становятся такими, какими их воспитывают. И многие беды, которые разрушают наше общество, – коррупция, криминализация подростковой и молодежной среды, рост экстремизма и насилия во всех формах, вплоть до нарождающегося фашизма, – в своем начале имеют человеческий фактор: все это делают люди, которых мы воспитали. Любой стране хочется, чтобы ее дети были патриотами. Для этого необходимо воспитывать в подрастающем поколении высокие духовно-нравственные принципы, гражданскую ответственность, любовь к своему Отечеству, готовность к достойному самоотверженному служению обществу и государству. Нужно, чтобы молодым людям было свойственно глубокое понимание конституционного гражданского и воинского долга, высоконравственных, профессионально-этических норм поведения. А кроме того, необходимо сделать так, чтобы дети сызмальства изучали многонациональную историю Отечества, знали ее место и роль в мировом историческом процессе, ее героическое прошлое, тех, кто боролся за независимость, чтобы подростки осознали те идеи, во имя которых они должны проявить готовность к достойному служению Отечеству. Словом, задачи поставлены, весь вопрос в том, кто и как их будет решать.
Главная проблема дня – отсутствие государственной стратегии в патриотическом воспитании. Документов принято много, но нет должной нормативно-правовой базы для воспитания. К сожалению, формы и методы патриотического воспитания обновляются очень медленно, до сих пор патриотическое воспитание отождествляют с военно-патриотическим. Между тем все чаще возникают многие неформальные объединения (националистические), которые привлекают школьников к своей работе и используют их для достижения неправедных целей. Подчас школе нечего противопоставить активной работе этих объединений, а в результате мы получаем не граждан, а антиграждан, а это уже угроза нашей национальной безопасности.
Психологи считают патриотические чувства врожденными, данными человеку от природы. «Для радости бытия дети, подростки, юноши жаждут любить родину, гордиться ею, чувствовать свою сопричастность к ее славе и очень огорчаются, когда слышат хулу своей стране». Потребность детского сердца любить свою страну совпадает с задачами воспитания – растить гражданина и патриота России.
История показывает, что наша страна не однажды попадала в катаклизмы, но каждый раз возрождалась, как птица Феникс из пепла, благодаря тому что сохраняла душу народную. Все народы мира воспитывают у детей национальное достоинство, уважение к своей истории, культуре. Мы не исключение. Произведения, питающие в детском сердце любовь к своей стране, есть во всех жанрах. Для зарождения этого чувства очень важны самые первые, еще на бессознательном уровне, впечатления. Небольшими порциями, постоянно к месту и ко времени входят в духовный мир детей произведения классиков, поэтов, писателей.
В народном фольклоре, в детской литературе можно найти много хороших примеров, которые питают детское сердце любовью и благодарностью к защитникам Отечества. Например, русская народная сказка «Никита Кожемяка».
Вот вопросы, по которым ребенок легко перескажет сказку и воспримет ее идею – какая это радость быть защитником родной земли:
1. Почему Никиту звали Кожемяка? (Он мял, выделывал кожи.)
2. Почему Никита сначала не соглашался воевать со змеем? (Он не солдат, не воин и боялся, что не одолеет чудовище.)
3. Почему Никита все же пошел на змея? (К нему пришли девочки-сиротки и плачут: «Подрастем мы и всех нас по очереди змей поедать станет». Жалко Никите стали сироток, да и за землю русскую обидно.)
4. Почему Никита, сразив змея, отказался от награды? (Не ради награды он бился…)
Сказка заканчивается словами: «Не ради награды он бился. И сложили про него сказки людям на размышление». Поразмышляйте с ребенком. А все-таки у Никиты есть награда – это радость, что защитил детей. Поясните эту мысль на примере из детской жизни: как приятно, когда ты не струсил, защитил малыша от драчунов и за это тебя все уважают.
К. И. Чуковский советовал использовать в вопросах патриотического воспитания былины. Былины – это песни, читать их надо напевно, сочетая пересказ с чтением, передавая красоту их образов и гуманность содержания. В русских былинах нет подробностей описания убийств. Но зато подробно и любовно описывается дружество и братание; даже там, где описан бой, – нет упоения кровью. Русские богатыри – бессребреники: раздавали злато-серебро нищей братии, сиротам бесприютным. А сами они люди ласковые, даже нежные. Илья Муромец называл своего коня Бурушка Косматенький. Русские богатыри ценили свою честь и никогда не били пленных, безоружных. Все это дает основание для вывода, что былина – великолепное средство воспитания мужского характера, сочетающего в себе силу и щедрость, доброту и отвагу.
Сказки К. Паустовского дышат любовью к России, он трепетно и задушевно рассказывает о ее защитниках – солдатах и офицерах. В сказке «Дремучий медведь» общий любимец пастушок Петя – младший сын погибшего солдата. В сказке «Стальное колечко» Варюше подарили волшебное колечко саперы, которых она угостила дедушкиной махоркой. Сказка «Похождение жука-носорога» – о солдате Петре, который так любил своего сынишку Степу, что всю войну хранил его подарок – жука, ставшего на фронте солдатским любимцем и даже спасшего от вражеской пули своего хозяина.
Вспомним и другие несправедливо забытые произведения. Рассказ А. Гайдара «Чук и Гек». Этот рассказ о Родине, написанный более полувека назад. С тех пор изменились границы и название нашего государства, изменился общественный строй, но осталась незыблемой любовь к Отечеству.
Или рассказы Р. Погодина.
Для его героев ориентиром в жизни являются люди, беззаветно любящие свою страну, они отстояли ее у фашистов и трудятся на ее благо.
Дети очень отзывчивы и восприимчивы к чувствам других людей. Послушайте вместе с сыном или дочерью песни Высоцкого о войне. Чувства героя песни «Он не вернулся из боя» – близки и понятны детям: солдат горюет о своем погибшем друге. Понятны детям и образы стихотворения: «Почему все не так? Вроде все как всегда: то же небо, опять голубое, тот же лес, тот же воздух и та же вода… Только он не вернулся из боя». А с какой остротой и грустью воспринимается строчка: «Для меня будто ветром задуло костер, когда он не вернулся из боя». Гибель друга и печаль солдата по контрасту подчеркиваются пробуждением природы:
…Нынче вырвалась словно из плена весна,
По ошибке окликнул его я:
«Друг, оставь прикурить!» –
А в ответ тишина –
Он вчера не вернулся из боя.
Поколение, вступающее сейчас в цикл начальной школы, может стать для будущего нашего общества или потерянным, или обретенным. Индустрия детской культуры, работавшая в прежние годы, исчезла, и в современном дошкольном воспитании отсутствует привязка к родному языку, к родной истории. Современных отечественных детских героев, какими были в прежние годы герои художественных и мультипликационных фильмов, спектаклей, сказок, нет. Их место занимают японские, американские, европейские герои, формирующие совсем иную систему ценностей.
И в то же время осколки прежней индустрии детской культуры не теряют своего влияния: так, песни прежних лет, выдержавшие безжалостный отсев времени, в последние годы снова вошли в нашу жизнь. Благодаря бабушкам и дедушкам они остались близкими и понятными. Их популярность внушает оптимизм: значит, есть тяга к отечественному. И эта тяга неистребима. Личность, воспитанная на образах таких песен, как «Катюша», «Соловьи», «Синий платочек», «С чего начинается Родина», готова проявить себя, как говорили раньше «и в труде, и в бою», так как это личность человека, знающего цену любви, дружбе, мужеству и долгу перед Родиной.
Прививка русской народной песней имеет большое значение в воспитании оседлого поколения. Некоторые народы просто исчезают. Они начинают говорить на языках, более выгодных для них в жизненном плане. И поэтому забывают и о своей культуре, и о принадлежности к определенному народу.
«Покажите мне народ, у которого бы больше было песен?» – риторически вопрошал Н. В. Гоголь. И первые песни наших школьников рассказывают о матери, Родине, школе, дружбе.
Воспитание патриотов, мужественных людей, преданных Родине, требует постоянной работы, каждодневных усилий семьи, школы и общества.
Всем нам полюбилась песня «С чего начинается Родина?». В ней есть простые, но очень замечательные слова о том, что Родина начинается «со старой отцовской буденовки, что где-то в шкафу мы нашли». И действительно, Родина начинается для молодых и с буденовки, и с выцветшей от времени, продырявленной вражескими пулями дедовской гимнастерки, бережно хранимой в семье, и с кирки строителей крупнейших строек страны, и с дедовских орденов, и с традиций старших поколений.
Но следование традициям само собой не приходит. Чтобы человек был готов к мужественному поступку, подвигу, верному служению Родине, его надо этому долго и настойчиво готовить: конкурсы патриотических песен и стихов, рисунков, сочинений, встречи с ветеранами войны и труда, походы по местам боев, спортивно-патриотические игры «Зарница», «Зарничка» – все это делает школа. А вот что могут и должны делать родители – это вместе с ребенком посетить, например, музеи. Материалы музеев ведут сквозь всю историю, зримо, ощутимо, глубоко посвящают в героическое прошлое. Музеи открывают широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине. Они таят огромные резервы эффективности патриотического воспитания, заключающиеся в материалах, накопленных и собранных за все время существования того или иного музея.
Вот юные экскурсанты входят в зал, посвященный ВОВ. С интересом рассматривают они «черную тарелку» на стене и вдруг узнают, что это репродуктор – первое домашнее радио, что однажды утром оно принесло в семью своих хозяев страшную весть о начале войны, той страшной беды, которая выпала на долю нашей Родины. Именно такие репродукторы приковывали к себе все 4 года людей, ожидавших вестей с фронта. Незаметно поражает витрина, вещи в которой позволяют экскурсоводу воспроизвести картину обеда группы солдат в окопе. Вот вещи принадлежавшие погибшим летчикам: планшеты, комсомольские билеты, медали. Груды металла – остатки сбитых самолетов. Так, через вещи, дошедшие до нас с тех времен, ребята узнают о героях, их подвигах, событиях, страшных испытаниях, выпавших на долю народа. И теперь для них по-другому будут звучать слова об огромной цене нашей великой Победы. Совершая походы к обелискам, памятникам, братским могилам, «Вечному огню», возлагая цветы, дети любуются красотами природы, радуются яркому солнцу и мирному небу над головой.
Школа, ставя своей задачей усиление гражданско-патриотического воспитания, проводит тематические классные часы, которые посвящаются государственному гимну Российской Федерации – официальному государственному символу страны. На уроках музыки дети учат слова гимна в музыкальном сопровождении, так как нам не раз приходилось убеждаться в том, что далеко не все взрослые знают слова российского гимна. Одновременно знакомим детей с правилами поведения при исполнении гимна (особенно 1 сентября). Но без помощи родителей школе будет сложно справиться с задачами патриотического воспитания.
Чаще беседуйте с детьми о государственной символике. Это еще одно из средств патриотического воспитания. Дети должны знать, что государственный флаг Российской Федерации представляет полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос. Отношение ширины флага к его длине 2 : 3. Рассказываем: где, когда и по каким случаям поднимаются или вывешиваются флаги. Подробно рассказываем о государственном гербе, который представляет собой четырехугольник с закругленными нижними концами, геральдический щит с двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой руке орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.
…Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувствам патриотизма, героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, поэтому рассказы о доблести, подвигах, славе всегда найдут нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле.