Групповая форма обучения на уроках географии.
Современное общество требует от образования специалиста, обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде.
Современный учащийся находится в центре постоянно меняющегося мира и реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми.
Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. И школа, как образовательное учреждение должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.
Такими формами взаимодействия являются и интерактивные методы обучения, и проектное обучение, и технология коллективного взаимодействия, и КТД, т.е. групповые формы работы. Эти формы работы подразумевают создание таких условий, в рамках которых учащиеся активно взаимодействуют.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Форрмы обучения на уроке | 21.99 КБ |
Презентация по теме "Групповые формы работы" | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Групповые формы работы на уроках географии
Учитель географии –Айчанова М.Б.
Аннотация
Современное общество требует от образования специалиста, обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде.
Современный учащийся находится в центре постоянно меняющегося мира и реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми.
Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. И школа, как образовательное учреждение должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.
Такими формами взаимодействия являются и интерактивные методы обучения, и проектное обучение, и технология коллективного взаимодействия, и КТД, т.е. групповые формы работы. Эти формы работы подразумевают создание таких условий, в рамках которых учащиеся активно взаимодействуют.
1. Общие характеристики групповой формы организации обучения
Система обучения в современной школе перестаёт быть ориентированной только на уровне «знания» и «понимания». Ученики должны приобрести навыки: думать, понимать суть, осмысливать идеи и концепции и уже на основе этого уметь искать нужную информацию, трактовать её и применять в конкретных условиях, формулировать и отстаивать собственное мнение.
Главной особенностью групповой формы организации обучения является то, что процесс обучения происходит в общей деятельности. По сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель-ученик» внутригрупповое сотрудничество решения тех же заданий повышает её эффективность почти на 10%.
Группа по отношению к каждому её члену становится микрокосмосом, который отображает весь окружающий мир.
Значение групповой формы организации обучения состоит в том, чтобы человек смог перенести опыт во внешний мир и использовал его с успехом.
Кроме того, каждый учитель должен понимать, что, кроме научных целей, важно, чтобы в процессе взаимодействия, которое происходит в группе, понималась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке.
Групповая форма организации обучения должна своевременно решать три основные задачи:
∙ Конкретно-познавательное, которое связано с научной ситуацией
∙ Коммуникативно-развивающее, в процессе которого приобретаются навыки общения в середине и за пределами данной группы
∙ Социально ориентировочное, которое воспитывает гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в государстве
2.Уровни коллективной учебно-познавательной деятельности:
- Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
- Работа в парах
- Групповая работа.
- Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели урока).
- Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
Групповая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения поставленной задачи. Учащимся предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, затем реализовать их а практике и представить найденный совместно результат.
Групповая форма работы лучше, чем фронтальная. Она обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает возможности для сплочения коллектива. Работа в группах оказывает мощное стимулирующее действие на учащихся.
3.Групповые технологии предполагают:
- организацию совместных действий, ведущих к активизации всех участников группы;
- распределение действий и операций на весь состав группы;
- выбор соответствующих способов действия для всех;
- взаимопонимание, взаимопомощь, включение всех участников в совместную деятельность для решения поставленной задачи.
4. Особенности организации групповой формы работы:
- класс на уроке делится на группы, для решения поставленной учебной задачи;
- каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством руководителя группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При этом учащиеся получают индивидуальную помощь, как от учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, закрепляются при объяснении своему однокласснику данной темы.
Учитель при этом выполняет разнообразные функции:
- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры:
- регулирует порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ и текстов .
Качество знаний по географии предполагает не только знание теоретического материала, но и знание карты. На первых порах учащиеся бояться карты, они отказываются выходить к доске.
Работа в группах позволяет решить эту проблему.
5.ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
1 задание. Контуры континентов
Группы получают конверты с разрезанными контурами континентов. Надо собрать континенты (в конверте помещены два континента).
2 задание. Географические объекты
Каждая группа получает карточки с написанными на них географическими объектами. Задача состоит в том, чтобы распределить названия на картосхеме материков.
3 задание. Знаешь ли ты карту?
Группы получают конверты с небольшими фрагментами картосхем. Задача, назвать все географические объекты изображенные на картосхеме.
4 задание. Ты уверен!
Группы получают картосхемы, на которых цифрами обозначены географические объекты. В обозначениях умышленно допущены ошибки. Задача, найти допущенные ошибки и дать правильное решение. При изучении экономической географии в 9-10-х классах необходимо знание расположения стран, субъектов, экономических объектов, учащиеся активно принимают участие при работе в группах.
5 задание. Расположение субъектов РФ на политической карте (9-й класс)
Группа получает конверты с заданиями. По фрагменту картосхемы определить субъекты РФ относительно физических объектов (реки, озера, горной системы),
6 задание. Страны Мира (10-й класс)
Группы получают конверты с заданиями. По фрагментам картосхемы определить страны мира, относительно географических объектов (реки, моря, океана),
7 задание. Бытовой опыт (9-й класс)
За несколько дней перед уроком учащиеся получают опережающее задание, составить список продуктов, которые использовала семья за неделю, и рассмотреть географию их производства. Такое задание выполняется при изучении географии пищевой и легкой промышленности.
Некоторые задания можно повторить в течении года, меняя состав групп. При этом усложнять задания, в начале года работать с использованием атласов, в конце года работать по память, не используя атласы.
«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ КАРТУ?» (9-й класс)
«ТЫ УВЕРЕН?» (6-8-й классы) — «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ КАРТУ» (7-10-й классы) — «ОПРЕДЕЛИТЕ ПО КАРТОСХЕМЕ» (10-й класс) —Использованная литература
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
свобода и активность , оригинальность и творческий подход , открытие , самостоятельность критическое мышление , общение и совместная работа , действия соответственно ситуации , жизненные задачи , оценка своей работы и других . Активное обучение
ГРУППОВАЯ РАБОТА Генерация Радость Упражнения Поиск Противоречия Опыт Воодушевление Активность Ясность Результат Актуальность Ближайшее развитие Отношение Творчество Анализ
Сотрудничать Ставить вопросы Решать проблемы Договариваться Распределять роли и ответственность Слушать других Убеждать других Отвечать за себя Чему учит групповая работа?
Работа в парах Мозговой штурм И гр а «Продолжи» Охота за сокровищами Снежный ком Метод «Д ельфи » Мозаичная группа Прием «Зигзаг» ( Метод пилы) Виды групповой работы
Используется для генерации идей Соблюдается жесткий регламент Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста) После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп Мозговой штурм
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». M ожно использовать на уроках по разным предметам (например, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, при составлении обзора экономических событий . И гр а «Продолжи»
Посвящение, Пушкин, Петербург. Поездка в Петербург популярна. На переменах планировали поездку. Приготовили паспорта и пищу. Пришлось поехать в пятницу пораньше. Произошло первое происшествие – попутчица проспала. Подождали. В пути парни с подругами пели песни. Поездка проходила по плану. Пограничные препятствия преодолели превосходно. Получили печать в паспорт. Почти потеряли поклажу, но приостановились, проверили и поправили. Пошутили, посмеялись. Получили предложение поучаствовать в проекте. Перед площадью подзаправились. На подзаправку приехали последними. Поглазели на прохожих и присоединились к первым попутчикам. Поступило предложение посетить пункт продажи и покупки. Попутно полюбовались прекрасной природой, пожелтевшим перелеском, позолотившимися полями. Пример использования игры Рассказ на одну букву
Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов , так и осмысл е ния или понимания Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета и/или учебник. Охота за сокровищами
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе. Снежный ком
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы составляется резюме. Мозаичная группа
Прием «Зигзаг»
Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Метод пилы
Преимущества групповой формы работыО Привычная функция учителя-рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационной и организационной функцией Высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и увеличение времени на индивидуальную помощь
Комментарии
Спасибо за подсказки.
Спасибо за подсказки. Готовлюсь к открытому занятию, обязательно воспользуюсь.
Приемы обучения
Давно увлекаюсь разнообразными приемами развития мотивации у школьников, поэтому с большим интересом прочитала об используемых Вами приемах. Немного поделюсь пережитым.
Что касается восьмого приема - "найди ошибку" - прекрасно применим к современным учебникам (к линии Домогацкого - однозначно). Правда ученики 5-6 классов еще недоверчиво относятся к тому, что учебник может содержать ошибки. Зато у учеников старших классов этот прием срабатывает отлично.
В отношении первого приема - "внесения фантастики", все просходит наоборот. Младшие воспринимают открыв рты, а вот старшие даже правдивый материал о чем-то, выходящем за круг их мировозрения порой воспринимают как выдумку. В прошлом году был у меня класс (ну очень слабый), так после моего рассказы о столице Бразилии, меня одна девушка на полном серьезе спросила: "Вы это все сами выдумали или где прочитали?" Та же самая реакция в другом классе (якобы сильном) при изучении темы "Место России в современном мире" после разбора синдрома Голландской болезни.
Получается, что к старшим классам в детях что-то убивается - фантазия, любознательноть, стремление к расширению кругозора.
обсуждения на форуме
Спасибо за комментарий. Особенно приятно , что вы очень кропотливо изучили и связали с реальностью методические приемы.Вы правильно заметили, что в старших классах ребята меньше фантазируют.Наверное они хотят казаться взрослыми, но я считаю если дети могут перевоплощаться , фантазировать, значит они имеют большой багаж знаний , культурный уровень и уверенность в себе.
Фантазия
Полностью с Вами согласна. Умение фантазировать сродни наличию у человека чувства юмора. Если есть, значит все в порядке. К счастью, в той школе я проработала недолго. А сейчас вспомнила, как меня завуч отчитывала за использование на уроке фразы "Ребята, давайте пофантазируем и представим, какой будет ситуация через полстолетия...". Представляете, пыталась доказать, что это слово в стенах школы употреблять ни в коем случае нельзя. Может вот она - разгадка того феномена со старшеклассниками.
!
Очень интересные приёмы работы,многие из них я давно и плодотворно использую в своей педагогической практике.
Спасибо за труд , который вы
Спасибо за труд , который вы нам представили. Я тоже использую эти приемы.