Педагогические находки и идеи

Пеньковская Лилия Николаевна

Программа УУД помогает всесторонне раскрыть способности учащегося и сформировать уникальную личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_for_uud.docx70.05 КБ
Microsoft Office document icon master_klass_semeynye_cennosti.doc45 КБ
Microsoft Office document icon programma_vneur_deyat.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Стандарт определяет требования к проектированию данного раздела

Образовательной программы. Исходя из этих требований в нем  представлены:

ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего

образования;

механизмы связи УУД с содержанием учебных предметов;

характеристики УУД обучающихся и типовые задачи их формирования;

преемственные связи программы формирования УУД при переходе от дошкольного к

начальному общему образованию.

Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода,

положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и

метапредметным результатам освоения Образовательной программы, дополняет

традиционное содержание образовательных и воспитательных программ, служит основой

разработки примерных учебных программ.

Целью программы формирования УУД является создание условий для реализации

технологии формирования УУД на начальной ступени общего образования средствами

учебников завершенных предметных линий издательства «Издательский дом «Федоров»,

разработанных на основе методологии системы Л.В.Занкова.

Задачи программы: актуализация ценностных ориентиров содержания начального

общего образования, необходимых для разработки рабочих учебных программ и

программы внеурочной деятельности; разработка механизмов взаимосвязи универсальных

учебных действий и содержания учебных предметов; уточнение характеристик

личностных результатов и регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

описание типовых задач формирования УУД; разработка преемственных связей

формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

1.1. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального

общего образования

Примерная основная образовательная программа подчеркивает, что ценностные

ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и

государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам

освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые

установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания

ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и

культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, кооперации

сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к

сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать

право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех

участников;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих

принципов нравственности и гуманизма:

— принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и

стремления следовать им;

— ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,

так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как

регуляторов морального поведения;

— формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству

с мировой и отечественной художественной культурой;

• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и

самовоспитанию:

— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,

мотивов познания и творчества;

— формирование способности к организации своей учебной деятельности

(планированию, контролю, оценке);

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности

как условия ее самоактуализации:

— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к

себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим

поступкам и умения адекватно их оценивать;

— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,

ответственности за их результаты;

— формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей,

готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

— формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям,

представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах

своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов

обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе

формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает

высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития

обучающихся.

1.2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных,

коммуникативных УУД обучающихся

В Примерной основной образовательной программе термин «универсальные

учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и

самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового

социального опыта.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися

всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные

мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка,

преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор

повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования

умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного

морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять

деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства

и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты

деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на

основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения

знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего

образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный

и коммуникативный.

Личностный блок связан с ценностно-смысловой ориентацией обучающихся

(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение

выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и

межличностных отношениях). В соответствии с Примерной программой и планируемыми

результатами выделяется три вида личностных результатов: самоопределение,

смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся

организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание,

планирование,  прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные,

логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную

компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие,

управление коммуникацией.

Поскольку осознание новых требований является необхо димым условием

успешной реализации Стандарта, рассмот рим взаимосвязи всех трех групп требований в

УМК системы Л.В. Занкова.

УУД (личностные и метапредметные):

1) формируются и развиваются на том же предметном и межпредметном

(интегрированном) содержании образования, что и предметные умения и навыки, и в

нераз рывном единстве с ними;

2) развиваются в неразрывном единстве друг с другом (имеется в виду, что

невозможно изолированно друг от друга формировать разные группы УУД - регулятив

ные, познавательные, коммуникативные, личностные).

Рассматривая возможности учебников завершенных предметных линий

издательства «Издательский дом «Федоров», разработанных на основе методологии

системы Л.В.Занкова, мы будем опираться именно на их неразрывность.

При организации учебного процесса в системе JI.B. Занкова у ребенка одновременно

формируются и совер шенствуются все группы УУД. Чтобы раскрыть это утвержде ние,

необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие

личности ребенка. Это означает, в первую очередь, осознанное отношение ре бенка к

процессу познания на каждом этапе. Именно моти вирование, формирование

положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют груп

пу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъ ектом процесса, он учится

принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осу

ществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить кор рективы в действия,

адекватно воспринимать оценку учи теля и т.п., то есть развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ

УУД.

Целью действий ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он

выполняет целый комплекс ПОЗНАВА ТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией,

осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, создает

высказывания в устной и письменной фор ме, использует общие приемы решения задач и

т.д.

Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной

коммуникации между учениками и учителем и между самими учениками. Это является

непременным ус ловием как для решения детьми учебных задач, так и для то го, чтобы

учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с

ориентацией на нее. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет

осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут

контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия,

договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к

координацииформулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут

развиваться и КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

С точки зрения развивающего обучения, именно так - и только так - и должен быть

организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребенка, развитие

всех сторон его личности - и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы,

развитие духовно-нравственной сфе ры и при этом сохраняется его физическое и

психическое здоровье. На таком понимании общего развития выстро ена дидактическая

система Л.В.Занкова и все учебники предметных линий.

Учебники завершенных предметных линий издательства «Издательский дом

«Федоров», разработанных на основе методологии системы Л.В.Занкова создают условия

для формирования и развития универ сальных учебных действий, обеспечивают

взаимосвязь предметов, формируют целостную картину мира.

1.3. Связь универсальных учебных действий с учебными предметами.

Примерная основная образовательная программа показывает, что формирование

универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного,

ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках

целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и

дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества

и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение

при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся

логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее

риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления.

Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение»,

«Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и

релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает

определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

В частности, «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных,

коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для

формирования логических действий анализа, сравнения, установления

причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической

структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы

букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения,

моделирования и преобразования модели.

«Литературное чтение». Требования к результатам изучения учебного предмета

включают формирование всех видов универсальных учебных действий личностных,

коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития

ценностно-смысловой сферы и коммуникации).

Литературное чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность,

обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы,

развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной

литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через

коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное

значение поступков героев литературных произведений. На ступени начального общего

образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения

автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное

чтение.

«Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных

действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного

языка способствует:

• общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых

лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

• развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

• развитию письменной речи;

• формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение,

эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать

и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной

для собеседника форме.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и

мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые

условия для формирования личностных универсальных действий - формирования

гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте,

и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам,

компетентности в межкультурном диалоге.

«Математика». На ступени начального общего образования этот предмет является

основой развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических

и алгоритмических, включая знаково-символические, а также планирование

(последовательности действий по решению задач), систематизацию и структурирование

знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию

существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов

системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое

значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как

универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия

осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени

образования. Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия:

замещение, кодирование, декодирование. С их освоения и должно начинаться овладение

моделированием. Кроме того, учащийся должен осваивать системы социально принятых

знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для

обучения, так и для его социализации.

«Окружающий мир». Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и

обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и

социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми,

государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления

мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской

идентичности личности.

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий

мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и

деятельностного компонентов гражданской российской идентичности, а также

общепознавательных универсальных учебных действий.

«Музыка». Этот предмет обеспечивает формирование личностных,

коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира

музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические

и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования

позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в

творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и

мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора

России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование

российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в

поликультурном обществе. Будут сформированы коммуникативные универсальные

учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке

настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого

самовыражения. В области развития общепознавательных действий изучение музыки

будет способствовать формированию замещения и моделирования.

«Изобразительное искусство». Развивающий потенциал этого предмета связан с

формированием личностных, познавательных, регулятивных действий. Моделирующий

характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных

действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и

объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой

развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций

сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей

и отношений.

«Технология». Специфика этого предмета и его значимость для формирования

универсальных учебных действий обусловлена:

• ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы

формирования системы универсальных учебных действий;

• значением универсальных учебных действий моделирования и планирования,

которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных

заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся

использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу

выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему

ориентиров);

• специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки

предметно-преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии

психологических новообразований младшего школьного возраста - умении осуществлять

анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании

содержания и оснований выполняемой деятельности;

• широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм

работы для реализации учебных целей курса;

• формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

«Физическая культура». Этот предмет обеспечивает формирование личностных

универсальных действий:

• основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства

гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

• освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять

на себя ответственность;

• развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на

основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и

физические ресурсы, стрессоустойчивости;

• освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Конкретизируя связь УУД с содержанием учебных предметов, в данной части

основной образовательной программы необходимо описать типические свойства системы

Л.В.Занкова:

Комплектность обеспечивает единство установки на формирование таких УУД, как

умение работать с несколькими источниками информации (с учебником, справочниками,

словарями); с простейшим оборудованием; умение делового общения (работа в парах, в

малом и большом коллективе). Кроме того, к комплектности относятся: использование

единой системы обозначений во всех учебниках, завершенных предметных линий

издательства «Издательский дом «Федоров», разработанных на основе методологии

системы Л.В.Занкова; использование единой системы практических задач; демонстрация

не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выход за пределы

учебников в зону словарей; обмен информацией между учебниками путем перекрестных

взаимных ссылок; наличие сквозной внешней интриги.

Инструментальность - предметно-методические механизмы УМК, способствующие

практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении

нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или

правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении

коммуникативных, учебных, жизненных задач. Инструментальность предусматривает

перенос формируемых УУД непосредственно в жизненные ситуации. Для этого

разработана система практических задач (математика, информатика, окружающий мир), где

взаимно увязываются представления и понятия из всех образовательных областей.

Интерактивность - совершенно новое типическое свойство методической системы

современного учебного комплекта, обеспечивающее организацию учебной деятельности

ребенка за рамками урока методом прямого диалогового общения с «умным взрослым»

(носителем информации) посредством переписки или обращения к Интернет-адресам,

которые представлены в учебниках комплекта.

Интеграция - важнейшее основание единства методической системы обучения.

Понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания

на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических,

интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Интеграция является основой разворачивания учебного материала в рамках каждой

предметной области. Каждый учебник создает не только свою предметную, но и общую

«картину мира»: математических или языковых закономерностей, доступных пониманию

младшего школьника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой

природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанров

фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества и

т.д.

Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего средствами не

только своего, но и других предметов задачи по формированию личностных результатов и

УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

1.4.  Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных,

коммуникативных УУД

Конструируя программу формирования УУД, в первую очередь, необходимо

говорить о классификации типовых задач (или заданий). Согласно планируемым

результатам освоения основной образовательной программы, они могут быть

личностными, регулятивными, познавательными и  коммуникативными:

Классификация типовых задач

Типы задач (заданий)

Виды задач (заданий)

Личностные

Самоопределения; смыслообразования; нравственно-этической ориентации

Регулятивные

Целеполагания; планирования; осуществления учебных действий;

прогнозирования; контроля; коррекции; оценки; саморегуляции

Познавательные

Общеучебные; знаково-символические; информационные; логические

Коммуникативные

Инициативного сотрудничества; планирования учебного сотрудничества;

взаимодействия; управление коммуникацией.

Типы задач соответствуют личностным и метапредметным результатам освоения

основной образовательной программы, а виды задач связаны с показателями

(характеристиками) планируемых результатов.

В приложении 1 к программе размещены механизмы формирования УУД

учебников завершенных предметных линий издательства «Издательский дом «Федоров»,

разработанных на основе методологии системы Л.В.Занковапоказывающие особенности

реализации типовых задач с учетом содержания конкретных предметов.

1.5. Описание преемственности программы  формирования универсальных учебных

действий по ступеням общего образования.

Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного

образования к начальному образованию, от начального образования к основному

образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени

образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая,

педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая

диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся,

и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период

выстраивается система работы по преемственности.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням

общего образования обеспечивается за счет:

- принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований

образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет

непрерывного образования – формирование умения учиться.

- четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой

ступени;

- целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих

развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные,

общепознавательные, логические и др.).

Преемственность планируемых результатов формирования УУД

(дошкольное и  начальное общее образование)

Программы

дошкольного

образования

Планируемые результаты

дошкольного образования

Планируемые результаты реализации

Образовательной программы

(начальная школа)

Программа

развития

сенсорных

эталонов и

элементарных

математических

представлений

Формирование познавательных УУД:

классификация (объединение по

группам); анализ (выделение

признака из целого объекта);

сравнение (выделение признака из

ряда предметов); обобщение

(выделение общего признака из ряда

объектов); синтез (объединение в

группы по одному (двум) признакам;

сериация (установление

последовательных взаимосвязей

Познавательные УУД (логические):

подведение под понятие на основе

распознавания объектов, выделения

существенных признаков;

- анализ, синтез, сравнение, сериация;

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий; обобщение.

- установление причинно-следственных

связей;

- построение рассуждения;

Личностные результаты

(самоопределение):

готовность и способность обучающихся к

саморазвитию.

Формирование:

- сенсорного опыта;

- представлений о числах и

цифрах, арифметических

действиях, операции

измерения; представления о

форме.

Познавательные УУД  (общеучебные):

-самостоятельно выделять и

формулировать познавательную цель;

использовать общие приёмы решения

задач. Личностные результаты

(смыслообразование): мотивация учебной

деятельности (социальная,

учебно-познавательная и внешняя).

Программы

дошкольного

образования

Планируемые результаты

дошкольного образования

Планируемые результаты реализации

Образовательной программы

 (начальная школа)

Программа по

окружающему

миру

Формирование УУД, направленных

на:

- выполнение инструкций, готовность

отвечать на вопросы, обсуждать со

взрослым возникшую проблему,

поддерживать разговор

- готовность выбирать для себя род

занятий из предложенных на выбор.

Регулятивные УУД (планирование):

применять установленные правила в планировании

способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации.

Личностные результаты (самоопределение):

готовность и способность обучающихся к

саморазвитию.

Формирование УУД, направленных

на участие в совместной

деятельности.

Коммуникативные УУД (управление

коммуникацией): координировать и принимать

различные позиции во взаимодействии.

Осуществление действий по образцу,

Регулятивные УУД (коррекция):

понимание указанной ошибки и ее

исправления по указанию взрослого.

- вносить необходимые коррективы в действие после

его завершения;

адекватно воспринимать предложения по

исправлению допущенных ошибок.

Контроль своей деятельности по

результату.

Регулятивные УУД (контроль): использовать

установленные правила в контроле способа

решения.

Программы

дошкольного

образования

Планируемые результаты

дошкольного образования

Планируемые результаты реализации

Образовательной программы

 (начальная школа)

Программа по

началам обучения

грамоте

Формируемые УУД:

- удерживать внимание, слушая

короткий текст, который читает

взрослый, или рассматривая

репродукцию;

- выполнять инструкции взрослого;

- обсуждать со взрослым возникшую

проблему, поддерживать разговор;

- по требованию взрослого исправлять

свою ошибку, если не получилось

сразу выполнить задание правильно;

- пользоваться книгой и простейшими

инструментами.

Коммуникативные УУД (взаимодействие):

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, строить понятные для партнёра

высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести устный и письменный диалог в соответствии

с грамматическими и синтаксическими нормами

родного языка;

- слушать собеседника.

Познавательные УУД  (общеучебные):

- использовать  общие приёмы решения задач;

- ставить и формулировать проблемы;

осознанно и произвольно строить сообщения в

устной и письменной форме, в том числе

творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Личностные результаты (смыслообразование):

мотивация учебной деятельности (социальная,

учебно-познавательная и внешняя).

Программы

дошкольного

образования

Планируемые результаты

дошкольного образования

Планируемые результаты реализации

Образовательной программы

 (начальная школа)

Программа по

развитию речи

Формируемые УУД:

- умение строить развернутый ответ

на вопрос;

- умение пояснять, аргументировать

свой ответ;

- умение приходить к обобщению с

опорой на иллюстрации к тексту;

- умение работать в паре;

- умение коротко пересказывать

главные события небольшого текста с

опорой на систему пошаговых

вопросов.

Познавательные УУД (информационные):

поиск и выделение необходимой информации из

различных источников в разных формах (текст,

рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой

информации из различных источников; дополнение

таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и

второстепенной информации);

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным,

цифровым способами).

Программы

дошкольного

образования

Планируемые результаты

дошкольного образования

Планируемые результаты реализации

Образовательной программы

 (начальная школа)

Программа по

художественно-эст

етическому

развитию

Формируемые УУД:

- удерживать внимание;

- пользоваться книгой;

- выполнять инструкцию взрослого;

Личностные результаты (самоопределение):

готовность и способность обучающихся к

саморазвитию.

Личностные результаты (смыслообразование):

дошкольников

- обсуждать со взрослыми возникшую

проблему;

- находить и формулировать

простейшие причинно-следственные

связи и закономерности.

мотивация учебной деятельности (социальная,

учебно-познавательная и внешняя).

Регулятивные УУД (целеполагание): формулировать

и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД (взаимодействие,

управление коммуникацией).

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы

становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного

образования – формирование умения учиться.

В Таблице «Значение универсальных учебных действий для успешности обучения

в основной школе» представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для

обучения.

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

- смыслообразование

- самоопределение

Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация.

Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской

идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка

Обучение в зоне ближайшего

развития ребенка. Адекватная

оценка учащимся границ «знания

и незнания». Достаточно высокая

самоэффективность в форме

принятия учебной цели и работы

над ее достижением.

Регулятивные, личностные,

познавательные,

коммуникативные действия

Функционально-структурная

сформированность учебной

деятельности. Произвольность

восприятия, внимания, памяти,

воображения.

Высокая успешность в усвоении

учебного содержания. Создание

предпосылок для дальнейшего

перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые),

регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме».

Отрыв слова от предмета,

достижение нового уровня

обобщения.

Коммуникативные,

регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся

содержания, последовательности и

оснований действий

Осознанность и критичность

учебных действий.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может

стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования —

формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы

универсальных учебных действий.

В рамках данного направления используется программа Серия «Экология учебной

деятельности» (Участники экспериментальной площадки ИСМО РАО "Образование в

области экологии и здоровья: национально-региональный компонент по апробации

учебно-методического комплекса «Экология учебной деятельности» распоряжение

Министерства образования Иркутской области №821-мр от  15.07.2011г.), которая

представлена, в соответствии с ведущей деятельностью учащегося,

на этапе  предшкольной подготовки и 1-5 классов – УМК «Учусь учиться»;

на этапе 6-8 классов – УМК «Учусь общаться»,

в 9-11 классах – УМК «Учусь быть взрослым».

Экология учебной деятельности – область экологии человека и социальной

экологии, решающая задачи экологического образования на примере проблемных

ситуаций в учебной деятельности и связанной с ней повседневной жизни.

 Соответственно ведущему виду деятельности, в предшкольной подготовке и 1-5

классах рассматриваются реальные проблемные ситуации в учебной деятельности ребенка

и быту и пути решения возникающих в них экологических проблем, а именно вопросы:

безопасного взаимодействия человека с информацией;

эффективной самоорганизации учебного труда;

индивидуального стиля успешной учебы;

применения в повседневных экологических ситуациях общеучебных умений

(логического мышления; работы с разными источниками информации; ее обработки и

преобразования; самооценки и самоконтроля).

 Программа выстроена таким образом, что ее системообразующим стержнем

является система учебных задач, что соответствует требованиям Государственного

стандарта общего образования 2009 года. Предусматривается последовательное,

преемственное и взаимосвязанное развитие у учащихся предпосылок формирования

общеучебных умений (предшкольная подготовка, 1 класс), опыта применения

универсальных учебных действий в учебных ситуациях, относящихся к области

экологии человека (1-5 класс).

 Формируются представления о взаимосвязях здоровья человека и здоровья

природы, правилах экологически безопасного поведения в окружающее среде,

индивидуальных особенностях здоровьесбережения, общения. Воспитывается мотивация к

повышению уровня своей экологической культуры.



Предварительный просмотр:

Пять задач методики воспитания ценностей:

1) Помочь школьнику обнаружить ценность в предметах, вещах, действиях, событиях, фактах, явлениях (там, где ребёнок видит только предмет).

2) Представить социально-культурную ценность детям так, чтобы она была ими воспринята в своём пленительном (привлекательном для них) значении.

3) Демонстрация формы выражения ценности (поведенческие нормы).

Пример: Пушкину, страдающему от боли, говорят: «Стонай, легче будет», - а он отвечает: «Нельзя, жена услышит».

4) Организация с детьми деятельности, позволяющей им вступать в реальные отношения с окружающим миром на основе ценностного отношения к нему.

5) Осмысление детьми своей связи с миром, своего места в нём и объектов заимодействия с ним.

Сценарий урока:

1. Понятие ценностей (ценностных ориентаций).

(Карандашев В.Н. Концепция ценностей культуры Ш. Шварца: теория и методика.

http://victor.karandashevs.ru/vk_docs/Karandashev_Culture_Values.pdf)

Например: ценности выступают как стандарты, которые определяют характер действия человека, руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.

2. Традиционные русские ценности и их антиподы

По результатам анализа многообразных литературных источников [Шкаратан, Карачаровский, 2002; Касьянова, 1994; Лебедева, 2000, 2002; Лапин, 2002; Солженицын, 1998; Павлов, 1991; Лосский, 1991]

Ценности

Оборотная сторона

Примечания

Духовность, "не хлебом единым"

Противопоставление материальным интересам

 

Коллективизм, стремление к совместной работе, артельность

Подавление личности, авторитаризм

В примитивных и традиционных обществах всегда силен коллективизм. Индивидуализм - достояние урбанизированного общества с развитыми рыночными отношениями

Самопожертвование

Покорность власти, долготерпение. Пренебрежение власти к человеческой жизни

Ценность традиционного общества (см. коллективизм)

Соборность[1]: против безличного коллективизма и своеволия индивидуализма. Сильное государство

Опасность мессианства, возможность превознесения государства как воплощения "всех"

Идея "каждый за всех" в противовес "каждый за себя" приводит к апологии государства (И. Клямкин)

Успех достигается натиском и удачей. "Недостижительность" = аскриптивность[2]. Склонность к чрезвычайным усилиям, не считаясь с затра- тами

Ожидание чуда. Отсутствие склонности к кропотливой, систематической работе

Климатические условия: рваный ритм, чрезмерные, но краткосрочные напряжения (В. Ключевский)

Труд - в удовольствие, для радости творчества

Труд ради хлеба насущного, за оплату - наказание за грехи. Прибыль предосуди- тельна. Лень, бездеятель- ность, неорганизованность

Свойства подневольного труда

Размах, широта, склонность к масштабным делам

Небрежность, беспечность, неразвитость "средней области культур". "Авось, небось и как-нибудь"

Средняя область культуры - между домом (семьей) и государственными делами (Н. Лосский)

Нестяжательство: богатство - грех, бедность - добродетель, щедрость, бескорыстие, душевность

Слабость стимулов к труду, бережливости, предприни- мательству

Связь с примитивным нерыночным хозяйством и феодальным патернализмом

Справедливость. Важность внесудебной "рассеянной санкции"

Справедливость важнее закона. Распространенность неформальных отношений

Справедливость чаще трактуется как уравнитель- ность. Следствие бедности

Эмоциональность. Нестандартность. Оригинальность.

 

 

3. Формулирование ценностей – действий.

Комментарий: говоря «ценность семьи», мы называем только место существования ценностей, не называя их. Так невозможно определить ни отношение человека к семье, ни его поведение в семье.

4. Моделирование традиции на основании сформулированных ценностей.

5. Обнаружение (формулирование) учащимся существующих в его семье ценностей и традиций (по желанию).


[1] Эта ценность формирует личность, объединенную в некое сообщество себе подобных, уважает не только свои права, но и права других. Поэтому она старается добиваться своих целей, реализовывать свои интересы, не нанося ущерб собратьям, во всяком случае, не нарушая общепринятых норм. Она стремится также к тому, чтобы эти нормы были разумны, чтобы все сообщество процветало, и поэтому склонны уделять время общественным делам в своих же интересах.

В таком определении мы имеем дело ни с чем иным, как с гражданским обществом.

[2] Аскриптивность (приписанность) – свойство социальной позиции (статуса), заключающаяся в том, что она достаётся её носителю при рождении.



Предварительный просмотр:

Вариант 3.

Цель:

Направ-ление

Компоненты среды

Ценности

Содержание

Результат

(освоенное умение)

Духовно-нравственное

Здоровьесбережение

• Избавляться от вредных привычек

• Выбирать активный отдых

Создание (обустройство) мест демонстрации воспитанниками  своих достижений по сохранению здоровья

Ставит задачу и применяет средства избавления от вредной привычки (например, привычки опаздывать)

Патриотический

• Быть полезным школе

• Соблюдать национальные традиции

Организация волонтёрской деятельности школьников

Организация досуга по тематике национальных традиций

Является волонтёром


Является организатором, или популяризатором, или активным участником тематического мероприятия

Социальный

• Коллектив – это условие моего развития

• Поддерживать и вводить новые социально полезные нормы

Организация и поддержка многообразия детских и детско-взрослых сообществ

Является участником ученического или творческого сообщества

Пресекает пренебрежение других к установленным правилам жизнедеятельности

Предлагает новые правила (нормы)

Варианты  1.

Цель:

Направление

Компонент  среды

Параметр

Содержание

Результат

(освоенное умение)

Духовно-нравственное

Пространственно-предметный компонент

Интерьер

Картины

Знает художников

Может передать совё отношение, ощущение

Индивидуальные пространства учащихся

Свободно выражают свои эмоции, пожелания

Предъявляют свои образовательные результаты и творческие работы

Наличие символики учреждения, класса

Знает символику учреждения; имеет индивидуальные символы, обозначающие его принадлежность к учреждению, классу

Класс

Правила поведения мальчиков


Правила поведения девочек

Оказывает знаки внимания (уважения) девочкам, женщинам

Оказывает знаки внимания (уважения) мальчикам

Столовая

Эстетическое оформление стола

Навыки оформления стола для приёма пищи

Социальный

Правила совместной жизни

Выработка норм совместной жизни и деятельности, установления соответствия прав и обязанностей

Формулирует права и выполняет обязанности

Дидактический

Со-бытие как основная форма внеурочной деятельности

Образовательная ситуация

Образовательная встреча

Образовательные задачи участников образовательного  процесса

Личностные смыслы учащихся в понимании учебных, художественных текстов

Урок

Компонент, фрагмент темы урока, направленный на формирование ценностных ориентаций учащихся

Формулирует ценности относительно разных жизненных аспектов

Вариант 2.

Цель:

Направ-ление

Компонент среды

Параметры

Содержание

Результат

(освоенное умение)

Духовно-нравственное

Дополнительное  образование

Эстетический цикл

Программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта

Умение выражать собственное чувство

Учебная внеурочная деятельность

УУД

Образовательный модуль

Универсальное умение, соответсвующее УУД

Досуг

Со-бытие

Сценарий

Личностный смысл со-бытия

Клуб

Гражданская инициатива, под которую создан клуб и программа её продвижения

Гражданское действие в соответствии с инициативой

ДОО


 

Комментарии

Пеньковская Лилия Николаевна

Огромная помощь в работе.

Маратканов Сергей Михайлович

Теперь все ученики станут умными и грамотными...

Бурнашова Тамара Ивановна

Как сформировать уникального педагога, который сформирует уникального ученика?!

Носкова Ирина Анатольевна

Лилия Николаевна, мне импонирует направление Вашей деятельности. Наша школа - ОЭП по духовно-нравственному аспекту,и поэтому Ваш материал так мне интересен. Хотя мне понятен сарказм Сергея Михайловича. У меня другой профиль: зам.директора по НМР и преподаю я физику и математику. Но вопросы Нравственности мне очень близки! Скажите, а как педагоги на своих уроках продолжают это направление? Ведь без их помощи никак не обойтись. У нас в школе нравственное воспитание вплетается в предметы очень туго! Учителя не хотят менять привычную методику преподавания. А как у Вас?