Инновационные уроки
Урок-экспертиза, урок-сказка, урок-практика+фантастика, нестандартные уроки. Такие уроки помогут доступнее понять учебный материал и повысить качество образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_itogovyy_zemletryaseniya.docx | 23.83 КБ |
urok-_skazka_povedenie_pri_pozhare.docx | 20.09 КБ |
urok_ekspres-_diagnosticheskie_metody_ocenki_zdorovya.docx | 44.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-обобщение по теме «Землетрясения»
Тип урока: урок обобщение темы.
Форма урока: урок-игра.
Цели урока:
образовательные
- закрепить полученные знания, умения и навыки по практическим действиям в условиях чрезвычайной ситуации «землетрясении»;
- продолжить развитие умений рассуждать, обобщать, делать выводы;
- расширять представление об окружающем мире.
развивающие:
- развить познавательный интерес у учащихся к практическим занятиям на уроках ОБЖ;
- развивать коммуникативные навыки через работу в командах по взаимоконтролю.
воспитательные:
- воспитывать толерантность, организованность, ответственность, самостоятельность;
- формировать творческую активность, дисциплину, внимание.
Оборудование урока:
- видеоматериал,
- карточки с заданиями,
- ситуационные задачи,
- рисунки,
- наглядный бытовой материал (лекарство, одежда, фонарь, книга, вода, мыло, полотенце, документы и др),
надпись на доске.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Просмотр фрагмента видеофильма «Землетрясение».
Ребята, с какой чрезвычайной ситуацией природного характера мы познакомились на предыдущих уроках?
Почему землетрясение считается наиболее опасным и беспощадным стихийным бедствием?
Нужно ли изучать характер этого явления, и какое значение имеют полученные знания для жизни людей, живущих в сейсмических зонах?
Сегодня подошло время обобщить полученные знания, умения и навыки по данной теме. И я предлагаю вам провести урок в форме игры, где каждый из вас сможет показать свои практические умения. Каждая игра — это соревнование, где есть победители и побежденные. У меня заготовлены фишки, которые я буду выдавать за правильные, обоснованные ответы, чем больше фишек вы получите, тем выше будет ваша оценка.
Итак, начнем!
Первый этап игры заключается в проверке ваших теоретических знаний.
«Блицтурнир».
1 команда | 2 команда |
1. Землетрясение — это:::: | 2. Главная причина землетрясений? |
3. Где чаще всего происходят землетрясения? | 4. Что называется эпицентром землетрясения? |
5. По каким признакам можно предсказать землетрясение? | 6. Назовите известные вам сейсмические шкалы, определяющие силу землетрясения? |
7. Как называется прибор для измерения силы землетрясения? | 8. Перечислите основные последствия землетрясения: природные и для людей? |
Ответы 1 команды -
1.тектонические движения земной коры;
3. на стыке литосферных плит;
5. беспокойство животных, голубоватое свечение внутри поверхности домов, дохлые крысы на улицах города, запах газа, искрение электрических проводов;
7. сейсмограф.
Ответы 2 команды
2. тектонические процессы;
4. участок над очагом землетрясения;
6. Рихтера, Меркали;
8. гибель людей, травмы, разрушение зданий, плотин, пожары, образование оврагов, затопление прибрежных территорий и другие варианты.
(За каждый правильный ответ команда получает жетон)
Ребята, обратите внимание, у меня на доске, написана главная формула безопасности. Эта формула, к которой должен стремиться каждый человек.
Главная формула безопасности:
«Быть готовым к опасности.
При возможности — избежать.
При необходимости — действовать»
Не паниковать!
Можно ли предвидеть опасность, быть готовым к встрече с ней?
Второй этап.
1 команда: Составляет памятку «Советы жителям сейсмологических районов». Приложение 1.
2 команда: »Тревожный рюкзачок». Собирает необходимые вещи в сумку для жителя сейсмоопасного района.
В «тревожный рюкзачок» необходимо положить электрический фонарик с запасными батарейками, медикаменты, одежду, запас продуктов питания на 3 дня, воду, деньги, документы, предметы личной гигиены, спальный мешок.
(Проверяется выполнение задания второго этапа, подводятся итоги)
Возвращаемся к нашей формуле выживания. Итак, мы показали, что каждый человек должен быть готов к опасности.
Третий этап.
Следующие знания и умения вам помогут избежать серьезных травм и может быть даже гибели в опасной ситуации. К доске приглашаются по одному человеку от команды. Необходимо правильно разложить карточки по заданиям.
1 команда | 2 команда |
Безопасные места во время землетрясения | Опасные места во время землетрясения |
1. угол пересечения капитальных стен;2. чугунная ванна; 3. дверной проем в капитальных стен; 4. проем балконной двери; 5. устойчивая массивная мебель; 6. открытая площадка на улице. | 1. лифт;2. кирпичные перегородки; 3. парта ученическая; 4. кровать; 5. не устойчивая, незакрепленная мебель; 6. лестница; 7. мост; 8. электростолбы; 9. навесы, козырьки домов; 10. телевизор; 11. оборванные провода. |
Одновременно, с работающими ребятами у доски, ребята выполняют свои задания на местах письменно.
1 команда | 2 команда |
Если вас застало землетрясение в здании (дома). Ваши действия.Приложение 2 | Если вас застало землетрясение на улице. Ваши действияПриложение 3 |
(Проверка заданий).
Теперь мы знаем, что человек, зная опасные и безопасные места в доме, в городе, может избежать травм и гибели. Это вторая часть нашей формулы «При возможности — избежать».
Землетрясение происходит внезапно, и действовать нужно быстро. По моему сигналу «Внимание, землетрясение» займите безопасное место в нашем кабинете.
Скажите, вы уверены в том, что выбранное вами место защитит вас на 100% при землетрясении?
Я думаю, что если землетрясение будет небольшим до 4 баллов, то — да. Но мы с вами изучали параметры землетрясения и знаем, что от 5 баллов и выше, землетрясения приводят к серьезным разрушениям и даже катастрофам. При таких землетрясениях люди часто погибают или оказываются заваленными грудой камней и металла. Многие теряют близких и родных людей.
Четвертый этап.
1 команда | 2 команда |
Помогите своими рекомендациями человеку, оказавшемуся в завале?Приложение 4 | Ваши действия после землетрясения?Чем вы можете помочь пострадавшим?Приложение 5 |
Ребята, как вы думаете, мы выполнили с вами, поставленную задачу. Какая была задача нашего урока? Показать свои знания и умения на практике. Мы показали, что каждый может быть готовым к землетрясению? Мы знаем опасные места и, показали, как их можно избежать? И, наконец, мы показали, как должны действовать в опасности. Значит, мы достигли поставленной цели.
Вывод делают учащиеся: Землетрясения являются очень опасным стихийным бедствием природного происхождения, которое влечет за собой гибель людей, разрушения, аварии. Предотвратить землетрясение человек не может, НО может быть готовым к землетрясению, и действовать при возможности так, чтобы избежать массовой гибели людей.
Мне кажется, что оказавшись в опасности человек должен действовать решительно, использовать весь арсенал своих знаний и навыков, а самое главное НЕ ПАНИКОВАТЬ!
Я очень рада, что вы показали все свои знания и умения на уроке. И если возникнет опасная ситуация, я уверена, полученные знания на уроках ОБЖ, вам пригодятся, и вы будете действовать так, как действовали на уроке.
А теперь давайте подсчитаем ваши жетоны и выявим победителя игры. Подводятся итоги, выставляются оценки.
Домашнее задание: подготовить интересный дополнительный материал к теме «Моретрясение. Цунами».
Предварительный просмотр:
Пеньковская Лилия Николаевна, учитель ОБЖ, заместитель директора по ВР МКОУ «СОШ№24» Урок-сказка «Поведение при пожаре»
Цели урока:
- дать учащимся представление о причинах возникновения пожара, его последствиях;
- изучить навыки поведения в ЧС.
Задачи:
1. Образовательные:
- формирование системы понятий о чрезвычайной ситуации, пожаре, первичных средствах пожаротушения, последовательности действий при пожаре;
2. Развивающие:
- развитие устной речи;
- развитие общеучебных умений: обобщать, делать выводы;
- развитие коммуникативных умений: работать в коллективе, излагать свою точку зрения;
- формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.
- развитие познавательного интереса к предмету через практическое применение знаний на практике.
3. Воспитательные:
- воспитание сознательной дисциплины, чувства товарищества;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся.
- воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей.
- Основные понятия: чрезвычайная ситуация, пожар, огнетушитель (ПСП), эвакуация.
Реквизит персонажей:
- костюмы кошки, петуха, козла, курицы;
- ведра, “дождь”, лепестки пламени (вырезанные из бумаги), вырезанное из картона изображение дома, колокольчик.
Форма проведения: урок – сказка.
Для решения основных задач была применена следующая структура:
- организационный момент, создание благоприятной атмосферы общения.
- сообщение темы и задач урока;
- объяснение нового материала.
- подведение промежуточных итогов, общий вывод;
- применение полученных знаний на практике;
- итог урока;
- домашнее задание.
Этапы урока | Действия на этапе | Средства | Деятельность учеников |
I. Организационный момент | Создать благоприятный климат. | Речь учителя | Внешняя и внутренняя (психологическая) готовность |
II. Сообщение темы и цели урока. | Тема: Поведение при пожаре.Цель: Изучить навыки поведения при пожаре. | Речь учителя | Восприятие и осмысление новой информации |
III. Изучение нового материала | В нашей жизни с нами происходят разные ситуации. Одни из них приятные, другие не очень. Но есть и такие, которые могут принести много неприятных ощущений, они связаны с потерей дома, имущества. Такие ситуации называются чрезвычайными.Сегодня мы посмотрим, как герои нашей сказки выходят из сложной ситуации. | Речь учителя | Восприятие и осмысление новой информации |
С чего же мы начнем?В ходе шумного веселья, Тили-тили-тили-бом. Загорелся, загорелся, загорелся ……….. . (кошкин дом) Кошка выскочила, глаза ………….. (выпучила) Помогает всем зверям, близким всем своим друзьям. Быстро из огня бежать, Только не паниковать. Идет сценка с эвакуацией (кошка выключает свет, все герои в полуприсяде двигаются за кошкой к выходу, при движении рот закрыт одной рукой, а вторая рука лежит на плече впереди идущего, последний закрывает дверь). | Речь учителя,герои сказки (учащиеся старших классов) демонстрируют, как правильно эвакуироваться при пожаре, на доме поднимаются бумажные языки пламени. | Восприятие и осмысление новой информации. В месте, где учитель делает паузу, учащиеся заканчивают строку. Внимательно следят за ходом эвакуации и действием героев. | |
Бежит курица с ведром,Заливает кошкин дом.
| Речь учителя, “курица” посыпает из ведра дождем картонный дом, на котором подняты бумажные языки пламени, которые потом исчезают. | Восприятие и осмысление информации. | |
Мы отправили козла,Позвонить в …….. . (колокола) | Речь учителя,“козел” бегает и звонит в колокольчик. | Восприятие и осмысление новой информации. В месте, где учитель делает паузу, учащиеся заканчивают строку. | |
IV. Подведение промежуточных итогов, общий вывод. | Итак, про что мы рассмотрели сценку?(про пожар) Что такое пожар? (Пожар – неконтролируемый процесс горения, создающий опасность для жизни людей и материальных ценностей). Как правило, пожар возникает из-за несоблюдения мер предосторожности при работе с огнем и нарушения правил противопожарной безопасности. А теперь давайте вспомним, как вели себя герои сказки и определим, что нужно делать при пожаре: отключить электроэнергию вызвать пожарных (01*,01, 112, ФИО, адрес) эвакуироваться (вдоль стен, рот закрыть, в полуприсяде, рука на плече впереди идущего) | Проблемные вопросы, записанные на доске | Учащиеся отвечают на вопросы, заданные учителем. Учитель записывает ответы на доске, дети в тетради. |
А почему именно кошка знала, куда бежать?(ее дом) А где мы можем узнать, куда бежать? (план эвакуации) Чем кроме воды можно тушить пожар? (огнетушителем) | Учитель задает вопросы на понимание материала. Если дети затрудняются ответить, помогает наводящими вопросами. При вопросе по огнетушителю, учитель демонстрирует его и объясняет принцип работы. | Учащиеся отвечают на вопросы, заданные учителем. Внимательно слушают учителя при демонстрации огнетушителя и объяснении принципа его работы. | |
V. Применение полученных знаний на практике | А теперь ребята, герои сказки помогут нам эвакуироваться из класса. | Учитель игерои сказки помогают правильно эвакуироваться. | Учащиеся эвакуируются из класса. |
VI. Итог урока. Оценка знаний. | Ребята, посмотрите еще раз на тему урока и на задачи урока, которые мы перед собой ставили. А на следующем занятии, мы поможем самой хорошей, доброй маме, у которой семеро детей, выйти из другой чрезвычайной ситуации | Проблемные вопросы, записанные на доске. Учитель оценивает работу учащихся. | Учащиеся самостоятельно подводят итог урока по вопросам, записанным на доске. |
VII. Домашнее задание | Ответьте на вопросы:Как называется эта сказка? Кто является главными героями сказки? Ну, а кто забыл, о ком эта сказка, еще раз прочитать. | Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Пеньковская Лилия Николаевна , учитель ОБЖ , МКОУ «СОШ №24» г Удачный
Урок-практикум: «Экспресс-диагностические методы оценки здоровья»
Цели:
- воспитание ответственности за своё здоровье;
- освоение учащимися общедоступных диагностических методов оценки своего здоровья;
- формирование приверженности здоровому образу жизни.
Задачи:
- ознакомление с основными показателями состояния человеческого организма и общедоступными медицинскими приборами, используемыми для их контроля;
- обучение способам оценки своего физического здоровья.
Учебные вопросы:
1.Оценка и самооценка здоровья.
2.Экспресс-диагностические методы оценки здоровья.
3.Заключение.
Образовательные технологии: мультимедийные, исследования, развития познавательных интересов, коллективного обучения.
Методы: индивидуальной работы, объяснительно-иллюстративный, аудиовизуальный, практических действий.
Деятельность преподавателя: устное изложение, демонстрация видеоматериала. Комментирование, организация исследований и экспериментов, подведение итогов, проведение рефлексии.
Деятельность учащихся: восприятие аудиовизуальной информации, ответы на вопросы, участие в исследованиях и экспериментах, самостоятельная работа по проведению расчётов, функциональных проб и антропометрических показателей, сравнение результатов с критериями, выполнение упражнений физкультминуток.
Материально-техническое обеспечение: оборудование для демонстрации мультимедийных материалов, сфигмоманометр, портативный спирометр, гибкая сантиметровая лента, весы напольные, хронометр.
Ожидаемые результаты: овладение экспресс-диагностическими методами оценки здоровья; определение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весо-ростовых и росто-весовых показателей, индекса массы тела, показателей гармоничности и пропорциональности тела.
I. Вступление
Преподаватель:
Всемирно известный в ХХ веке хирург Николай Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье” утверждал, что “Здоровье – это резервные мощности клеток, органов, целого организма”. Я думаю трудно с ним не согласиться. Он ввёл такое понятие как “количество здоровья”, которое можно определить как сумму “резервных мощностей” основных функциональных систем.
Возьмём к примеру сердце (при PS в 75 уд. в мин. производит 100 000 сокращений в сутки и перекачивает до 175 млн. литров крови в течении жизни). Это мышечный орган, выполняющий механическую работу, и его мощность можно подсчитать в мсек, ваттах, л.с., в любых единицах, приведённых в учебнике физики. Мы поступим проще. Возьмём такую характеристику сердца как МОК – минутный обьём крови. Это обьём крови, которое сердце перекачивает за одну минуту. Предположим, что в состоянии покоя оно перекачивает 4 литра крови в минуту. При энергичной физической работе – до 20 литров. Значит “коэффициент резерва” равен 20 : 4 = 5. Сердце даёт 4 литра в минуту и этого вполне достаточно, чтобы обеспечить кислородом организм в покое, т.е. создать нормальное насыщение кислородом крови. Но более того: оно может дать 20 литров в минуту и способно обеспечить доставку кислорода мышцам, выполняющим тяжёлую физическую работу, следовательно, и в этих условиях сохранится качественное условие здоровья – нормальные показатели насыщения крови кислородом.
“Суммарные резервные мощности” являются не только важнейшей характеристикой состояния здоровья как такового, они не менее важны для определения отношения организма к болезни. Представим себе первого человека с МОК в 20 литров максимальной мощности сердца. Случилось так, что человек заболел простудным заболеванием. Температура тела – 39 – 40 градусов. В такой ситуации потребление кислорода тканями возрастает вдвое. Но организму это нипочём, сердце может выдержать и трёхкратную нагрузку. А что будет с детренированным сердцем у которого МОК при мах работе 6 литров? Его ткани начнут задыхаться: сердце не в состоянии доставить удвоенный обьём крови. Что произойдёт? Болезнь будет протекать гораздо тяжелее, появятся осложнения со стороны других органов и т.д. Или пример со старостью. С возрастом все функции слабеют. Резервные мощности уменьшаются. Хорошо, когда эти резервы есть, а если их нет?
Молодое поколение считает, что им ещё рано морочить голову мыслями о будущих болезнях. Но … время к сожалению быстротечно. Здоровье приятно, но если оно постоянно, то действует закон адаптации – его перестают замечать.
II. Оценка и самооценка здоровья
Преподаватель:
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно предусматривает:
-Знание самых необходимых сведений об устройстве организма и особенностях его функционирования;
-Знание самых необходимых сведений, в том числе и о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;
-Знание о том, какие лекарства вам противопоказаны, какие инфекционные заболевания были перенесены, какие прививки были сделаны, каковы верхнее (систолическое) и нижнее (диастолическое) кровяное давление, группа крови, норма веса;
-Знание индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;
-Знание своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;
-Знание о своём телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи именно определённым типам телосложения.
В современных системах воспитания и обучения к сожалению не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Говоря современным языком, мы пока ещё очень плохо осуществляем мониторинг за состоянием своего здоровья. Мы же сегодня на уроке в какой-то степени постараемся восполнить этот пробел.
III. Экспресс-диагностические методы оценки здоровья
Преподаватель:
Все системы организма человека взаимосвязаны. Некоторые из них играют самую важную, ключевую роль. Какие это системы? Сердечно-сосудистая и дыхательная. Попробуем с помощью практических методов научиться оценивать их состояние и резервные возможности. Сначала рассмотрим функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.
Функциональные пробы для определения состояния сердечно-сосудистой системы.
Экспресс-метод определения ЧСС:
Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях). Пульс подсчитывается за 10 секунд, с последующим умножением фиксированных значений на 6, что позволяет уменьшить ошибки в течении одной минуты.
Критерии ЧСС в состоянии покоя:
-Для мужчин:
- Реже 55 – отлично;
- Реже 65 – хорошо;
- 65 – 75 – посредственно;
- Выше 75 – плохо.
-Для женщин и юношей: примерно на 5 ударов чаще.
Измерение АД:
Уровень АД обычно измеряют в области локтевой артерии на правой руке в положении “сидя” после пятиминутного пребывания в состоянии покоя. Для определения АД используется сфигноманометр или тонометр. Для взрослых используется манжета шириной не менее 12-14 см. Ширина манжеты должна закрывать 2/3 длины плеча и минимум его объёма. Манжету накладывают на плечо, при этом её нижний край находится на 2 см выше локтевого сгиба. Воздух в манжету следует нагнетать достаточно быстро до уровня, превышающего исчезновение тонов Короткова. Приблизительно на 20 мм. рт. ст. Скорость понижения ртути в последующем должна составлять около 2 мм. рт. ст. за 1 секунду. Появление первого регулярного тона Короткова принимается за уровень систолического АД, полное исчезновение тонов Короткова – за уровень диастолического артериального давления.
Критерии: оптимальное АД – 120/80 мм рт.ст., нормальное – 130/85 мм рт.ст, повышенное нормальное – 130-139/85-90 мм рт.ст.
Стойкое повышение АД выше 140/90 мм рт. ст. может быть признаком различных заболеваний. Однако при заболеваниях наблюдается и снижение АД – гипотония. У взрослых нижней границей нормы считается 105/65 мм рт. ст., у детей – 85/60 мм рт. ст.
Проба Мартинэ:
Фиксируется ЧСС и АД до и после нагрузки, а также время возврата изменившихся показателей к исходным. По команде испытуемый делает 20 приседаний за 30 секунд. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища: присесть, не отрывая пятки от пола, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение.
Критерии:
-учащение пульса на 50-70%;
-увеличение систолического АД на 15-20%;
-снижение диастолического АД на 20-30%.
У здоровых людей восстановление показателей до исходного уровня происходит менее чем за 3 минуты.
Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.
Проба Штанге:
Испытуемый делает полный вдох и задерживает дыхание на сколько это возможно.
Критерии:
Норма – задержка дыхания не менее чем на 40 секунд;
Отличный показатель – 1 минута и более.
Измерение ЖЕЛ (жизненной ёмкости лёгких):
Испытуемый делает полный вдох и затем полный выдох в портативный спирометр. Данный тест определяет резервные возможности дыхательной системы человека.
Критерии:
-для мужчин – от 3000 куб.см до 4500;
-для женщин – от 2500 куб.см до 3500.
Жизненный показатель:
Представляет собой отношение ЖЕЛ (жизненной ёмкости к весу человека (в кг). Прогнозирует продолжительность жизни человека.
ЖЕЛ
Вес (кг)
Критерии: для детей в переходном возрасте (с 10 лет): мальчики – 65-70 мл, девочки – 55-60 мл; для взрослых его средняя величина – около 60 мл у мужчин и около 52 мл у жежнщин на каждый килограмм веса.
Формулы оценки веса.
Формула Поля Брока (росто-весовой показатель):
Является наиболее простым методом определения веса.
-при росте 155-165 см минус 100;
-при росте 165-175 см минус 105;
-при росте свыше 175 см минус 110.
Индекс массы тела (показатель Кетле):
Принят в международной практике. Представляет собой отношение веса человека в килограммах к росту в метрах в квадрате.
Вес (кг)_____
Рост (м) х Рост (м)
Критерии:
20-25 – норма;
25-30 – ожирение 1 степени;
30-40 – ожирение 2 степени;
Более 40 – ожирение 3 степени.
Идеальный показатель – 22.
Весо-ростовой показатель:
Представляет собой отношение веса человека в граммах к росту в сантиметрах.
Вес (г)_
Рост (см)
Показатель менее 300 г для взрослых или менее 200 г для детей возраста 12 – 15 лет указывает на недостаточный вес. А показатель более 400 г на избыточный вес.
Антропометрические пробы.
1. Показатели осанки:
Грудо-плечевой тест:
Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей.
Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см).
Критерии:
-Норма – 1 и более;
- 0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;
- 0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.
2. Показатели пропорциональности (гармоничности) конституции тела:
Индекс Эрисмана:
Сущность его заключается в том, что в спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста.
Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела:
Рассчитывается следующим образом:
К = масса тела (кг) : длина тела (см) х 100.
Оценка индекса К:
- 35 — 24 – истощение;
- менее 37 – достаточная упитанность;
- более 40 – повышенная упитанность;
- 45 – 54 – ожирение.
Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки:
Рассчитывается по следующей формуле:
К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) х 100.
Критерии индекса К:
- 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая);
- менее 50 – узкогрудость (астеническая);
- более 55 – широкогрудость (гиперстеническая).
Показатель Пинье: Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см).
Критерии:
- 10 и менее – крепкое телосложение;
- 20 – хорошее;
- 20-25 – среднее;
- 25-35 – слабое;
35 и более – очень слабое.
Измерение окружности плеча:
Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения:
1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена);
2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе).
Формула для определения степени развития мускулатуры:
(2 измерение – 1 измерение) х 100 : 1 измерение.
Критерии:
- 5 – ожирение;
- 5-12 – норма;
- 12 и более – атлетическая мускулатура.
Соотношение между обхватом живота и грудной клетки:
Увеличение объёма живота крайне негативно отражается на развитии различных систем
организма: горизонтальное положение сердца, опущение желудка и кишечника, нарушение функции пищеварительного тракта, дряблость передней брюшной стенки и т.д. Такие люди нарушают гармонию своего тела, искажают свою телесную и физиологическую организацию. Сущность данного теста заключается в том, что обхват живота на высоте пупка не должен быть больше обхвата грудной клетки.
IV. Заключение
Изученные сегодня методы самооценки физического здоровья позволят вам в дальнейшем выявлять меру благополучия в функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия, а это как известно является залогом счастливой и продолжительной жизни.
Демонстрация видеофильма “Бизнес и здоровье”.
Комментарии
Очень полезная информация для
Очень полезная информация для учителя
Лилия Николаевна!
Лилия Николаевна! Здравствуйте! Очень интересные материалы. Я училась в этой школе, только тогда она была под номер 19. Спасибо.
Спасибо! Очень приятно
Спасибо! Очень приятно встретить позитивных земляков. Я тоже заканчивала школу №19.
Инновационные уроки
Лилия Николаевна, Ваш материал, несомненно, имеет прикладной характер.У меня класс очень шумный и поэтому провести с ними какие-то внеклассные мероприятия часто просто невозможно! А вот материалы Ваших уроков, на мой взгляд,смогут мне заинтересовать в подготовке и проведению классных часов по безопасности и сбережению здоровья.Спасибо!