ПОПС-формула как один из приёмов развития письменный речи на уроках русского языка. Немного из опыта работы.
ПОПС – формула как один из приёмов развития письменной речи на уроках русского языка.
Под развитием речи обучающихся следует понимать практическую сторону обучения русскому языку, т.е. формирование таких умений и навыков, которые обеспечивают обогащение активного словарного запаса слов, свободное пользование всеми средствами грамматики: формами частей речи, словосочетаниями, предложениями разнообразных типов, словообразовательными моделями, а также формирование умения строить текст (устно и письменно) с целью выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Важнейшую роль в достижении этих целей играет усвоение и соблюдение языковой нормы, требований культуры речи и стилистики.
Работая над развитием речи, мы, учителя русского языка и литературы, опираемся на соответствующий теоретический материал: в словарной работе – на сведения по лексикологии, в использовании грамматических средств языка - на морфологию и синтаксис, в построении связной речи (текста) - на современные теории текста, композиции и жанров.
Методы, а также большая часть приёмов развития речи обучающихся носят характер языкового синтеза. Под ним понимаем построение единиц речи, т.е. включение в живой процесс общения средств языка: слов, их форм, сочетаний, предложений, установление связей между словами и синтаксическими единицами, выбор наилучших средств выражения, адекватных содержанию речи и задачам высказывания.
Общеизвестно, что для развития речи нужна, во-первых, речевая среда, дающая образцы языка (не только устная речь взрослых, но и любые образцы языка, в том числе тексты учебников, радио- телепередач и т.д.), а во-вторых, нужна речевая активность самого обучающегося.
Использование на уроках русского языка ПОПС – формулы как одного из многочисленных приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет и дать образец языка, и активизировать деятельность школьника.
ПОПС - формулу применяю при обучении написанию сочинения, которое рассматриваю как средство развития критического мышления. Ведь сочинение, как и другой вид творческой работы, требует понимания темы, текста, умения анализировать и обобщать приобретённую информацию, давать оценку чему-то или кому-то.
Обучающиеся 5 класса хорошо усвоили терминологию: П – позиция, или тезис рассуждения: О – объяснение, или аргументы; П – примеры, или тоже аргументы; С – следствие, или вывод. Освоение этого приёма подготовит обучающихся среднего звена к работе по написанию эссе в выпускных классах.
При работе по развитию письменной речи нужно отказаться от формализма и организовать живой диалог. Учитель должен быть на равных с ребятами. Он должен принимать участие в создании письменного текста на глазах у школьников.
Готовимся в 5 классе к написанию сочинения о предмете, с которым связаны какие-то приятные воспоминания. По моей просьбе пятиклассники приносят на урок эти предметы. Самые смелые показывают и рассказывают всему классу, что их связывает с принесённым. У стеснительных есть возможность рассказать об этом только соседу по парте (на таких уроки дети садятся так, как им комфортно). Я тоже приношу предмет и тоже делюсь своими воспоминаниями, т.е. выступаю как партнёр и даю образец речи. Затем прошу записать (П) позицию, которая представляет собой тезис последующего рассуждения. И, конечно же, предлагаю свой вариант. Вместе редактируем записанное. И снова самостоятельная работа: прошу пятиклассников (О) объяснить, почему они принесли в класс именно этот предмет. Теперь записанное читают только желающие. Гораздо сложнее с (П) аргументами, поскольку у обучающихся ещё небольшой жизненный опыт. Но некоторые ребята, любящие читать, стараются привести для объяснения своих мыслей аргументы из прочитанных книг, пусть пока это детские рассказы и даже сказки. Если позволяет время, то (С) вывод ребята формулируют, работая в парах.
ПОПС – формула - эта схема сочинения-рассуждения. И в том виде, в каком мы её осваиваем с учениками, она, а, следовательно, и шаги работы над сочинением, запоминаются гораздо быстрее.
И ещё одно правило: не ставить за творческие работы «3» и «2». Оценки должны быть либо «5», либо «4». Если работа не получилась на «хорошо» или «отлично», необходимо дать ребёнку возможность отредактировать её. И даже, возможен и такой вариант, пока остаться без оценки.
Очень хороший способ, позволяющий активизировать мыслительную деятельность и мотивировать обучающихся: взаимопроверка со специальными пометами, которыми проверяющий отмечает наиболее яркие детали, образные выражения, интересные мысли, неясные места, требующие пояснения. Анализируя и критикуя чужое сочинение, обучающиеся приобретают ценные умения для работы над текстом собственным.
Ещё один пример. Урок развития речи по подготовке к домашнему сочинению-рассуждению о книге в 7 классе.
(П) позицию, т.е. тезис рассуждения, формулируем вместе, ответив на вопрос «Чем является книга в жизни человека?» Приходим к общему мнению: книга – наш друг и советчик даже в век всеобщей компьютеризации. Ответы на вопросы: друг – это кто, что сделает для нас друг и можно ли книгу назвать другом – ребята ищут, работая в парах. В качестве вспомогательного материала используем упражнения из учебника (высказывания С.Михалкова, И.А.Гончарова). Записываем вступление, которое и является тезисом рассуждения. Желающие зачитывают его. Далее предлагаю семиклассникам раздаточный материал: высказывания о книге известных деятелей (Н.Смиронов-Сокольский, Н.Г.Чернышевский, И.Эренбург, Ю.Гагарин, А.Т.Твардовский, М.Горький, Дидро и др.). В основной части сочинения (О) ребята объясняют, почему они сослались на те или иные высказывания, таким образом, аргументами служат сами высказывания. Высказывания о книге обучающиеся приготовили и сами к данному уроку. На предложенный учителем вопрос: что даёт нам книга? ответ снова ищем в материалах учебника. Предлагаю клише: в минуту грусти…, заставили задуматься о …, научили…, дали знания… и т.п. (П) примеры приводим и из личного опыта. Идёт фронтальная работа. (С) вывод каждый формулирует самостоятельно. В парах ребята обсуждают варианты темы сочинения о книге. Напоминаю, что в заключительной части сочинения (С) мы повторяем суть позиции: итак, таким образом, как видим. Вот некоторые из предложенных ими: «Книга лучший друг человека», «Без книги жить невозможно», «Книга – наш первый помощник», «Книгу не заменит никто». После такой подготовки на уроке с домашним сочинением-рассуждением о книге справляются все обучающиеся.
Думаю, что ПОПС-формулу следует использовать и в устном рассуждении.
(Выступление на семинаре "Развитие речи учащихся")