ПОПС-формула как один из приёмов развития письменный речи на уроках русского языка. Немного из опыта работы.

Белоусова Елена Ильинична

ПОПС – формула как один из приёмов  развития письменной речи на уроках русского языка.

 

        Под развитием речи обучающихся следует понимать практическую сторону обучения русскому языку, т.е. формирование таких умений и навыков, которые обеспечивают обогащение активного словарного запаса слов, свободное пользование всеми средствами грамматики: формами частей речи, словосочетаниями, предложениями разнообразных типов,  словообразовательными моделями, а также  формирование умения строить текст (устно и письменно) с целью  выражения своих мыслей,  знаний, чувств, намерений. Важнейшую роль в достижении этих целей играет усвоение и соблюдение языковой нормы, требований культуры речи и стилистики.

        Работая над развитием речи, мы, учителя русского языка и литературы,  опираемся на соответствующий  теоретический материал:  в словарной работе – на  сведения по лексикологии,  в использовании грамматических  средств языка -  на морфологию и синтаксис, в построении связной речи (текста) -  на современные теории текста, композиции и жанров.

        Методы, а также большая часть приёмов развития речи обучающихся носят характер языкового синтеза. Под ним понимаем построение единиц речи, т.е. включение  в живой процесс общения средств языка: слов, их форм,  сочетаний, предложений, установление связей между словами и синтаксическими единицами, выбор наилучших средств выражения, адекватных содержанию речи и задачам высказывания. 

        Общеизвестно, что   для развития речи нужна, во-первых, речевая среда, дающая образцы языка (не только устная речь взрослых, но и любые образцы языка, в том числе тексты учебников,  радио- телепередач и т.д.), а во-вторых,  нужна речевая активность самого обучающегося.

        Использование на уроках русского языка ПОПС – формулы как одного из многочисленных приёмов  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет и дать образец  языка, и  активизировать деятельность школьника.

       ПОПС - формулу   применяю при обучении написанию сочинения, которое рассматриваю как средство развития критического мышления. Ведь сочинение, как и другой вид творческой работы, требует понимания темы, текста, умения анализировать и обобщать приобретённую информацию, давать оценку  чему-то или кому-то.

       Обучающиеся  5 класса хорошо усвоили терминологию: П – позиция, или тезис рассуждения: О – объяснение, или аргументы;  П – примеры, или тоже аргументы; С – следствие, или вывод. Освоение этого приёма подготовит обучающихся среднего звена к работе по написанию эссе в  выпускных классах.

       При работе по развитию письменной речи нужно отказаться от формализма и организовать живой диалог. Учитель должен быть на равных с ребятами. Он должен принимать  участие в создании письменного текста  на глазах у школьников.

Готовимся  в 5 классе к написанию сочинения о предмете, с которым связаны какие-то приятные воспоминания.  По моей просьбе пятиклассники приносят на урок эти предметы. Самые смелые  показывают и рассказывают всему классу, что их связывает с принесённым. У стеснительных есть возможность рассказать об этом только соседу по парте (на таких уроки дети садятся так, как им комфортно).  Я тоже приношу предмет и тоже  делюсь своими воспоминаниями, т.е. выступаю как партнёр и даю образец речи.  Затем прошу записать   (П) позицию, которая представляет собой тезис последующего рассуждения.  И, конечно же, предлагаю свой вариант. Вместе редактируем записанное.  И снова самостоятельная работа: прошу пятиклассников  (О) объяснить, почему они принесли в класс именно этот предмет.  Теперь  записанное читают только желающие. Гораздо сложнее с (П)  аргументами, поскольку  у обучающихся ещё небольшой жизненный опыт. Но  некоторые ребята, любящие читать, стараются привести для объяснения своих мыслей аргументы из прочитанных книг, пусть пока это детские рассказы и даже сказки.   Если позволяет время, то  (С) вывод ребята формулируют, работая в парах.

      ПОПС – формула  - эта схема сочинения-рассуждения. И в том виде, в каком мы её осваиваем с учениками, она, а,  следовательно,  и шаги работы над сочинением, запоминаются  гораздо быстрее.

      И ещё одно правило: не ставить за  творческие работы  «3» и «2». Оценки должны быть либо «5», либо «4».  Если работа не получилась на «хорошо» или «отлично», необходимо дать ребёнку возможность  отредактировать её. И даже, возможен и такой вариант, пока остаться без оценки.

     Очень хороший способ, позволяющий активизировать мыслительную деятельность и мотивировать обучающихся:  взаимопроверка со специальными пометами, которыми проверяющий отмечает наиболее  яркие детали, образные выражения, интересные мысли, неясные места, требующие пояснения.  Анализируя и критикуя чужое сочинение, обучающиеся приобретают ценные умения для работы над текстом собственным.

    Ещё один пример. Урок развития речи по подготовке  к домашнему сочинению-рассуждению о книге в 7 классе.

    (П) позицию, т.е.  тезис рассуждения,  формулируем вместе, ответив на вопрос «Чем является книга  в жизни человека?»  Приходим к общему мнению: книга – наш друг и советчик даже в век всеобщей компьютеризации.  Ответы на вопросы: друг – это кто, что сделает для нас друг и  можно ли книгу назвать другом – ребята ищут, работая в парах. В качестве вспомогательного материала используем упражнения из учебника (высказывания С.Михалкова,  И.А.Гончарова). Записываем вступление, которое и является тезисом рассуждения. Желающие зачитывают его.  Далее предлагаю семиклассникам раздаточный материал: высказывания о книге известных деятелей (Н.Смиронов-Сокольский, Н.Г.Чернышевский, И.Эренбург, Ю.Гагарин, А.Т.Твардовский, М.Горький, Дидро и др.). В основной части сочинения (О)  ребята объясняют, почему они сослались на те или иные высказывания, таким образом,  аргументами служат сами высказывания.  Высказывания о книге  обучающиеся приготовили и сами к данному уроку. На предложенный учителем вопрос: что даёт нам книга? ответ снова ищем в материалах учебника.  Предлагаю клише: в минуту грусти…, заставили задуматься о …, научили…, дали знания… и т.п. (П) примеры приводим и из личного опыта. Идёт  фронтальная работа.  (С) вывод каждый формулирует самостоятельно.  В парах ребята  обсуждают варианты темы сочинения о книге. Напоминаю, что в заключительной части сочинения (С) мы повторяем суть позиции: итак, таким образом, как видим. Вот некоторые из предложенных ими: «Книга лучший друг человека», «Без книги жить невозможно», «Книга – наш первый помощник», «Книгу не заменит никто». После такой подготовки на уроке с домашним сочинением-рассуждением о книге справляются все  обучающиеся.

     Думаю, что ПОПС-формулу  следует использовать и в устном рассуждении. 

 

                                                                                                                                                                                         (Выступление на семинаре "Развитие речи учащихся")